Марина Слепченко
«Женский труд в старину». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по направлению "Ткацкая мастерская" в рамках реализации инновационного проекта "Сетевое взаимодействие по организации и сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности"
Тема: «Женский труд в старину».
старшая группа
Цель:
• Познакомить детей с женским трудом в старину.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «„Женский труд в старину“, Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
• Закрепить представления детей о жизни и быте наших предков.
• Расширить представления о ручном труде : прясть нить, ткать холсты, шить одежду, украшать вышивкой и кружевом.
Развивающие:
• Содействовать развитию творческих интересов и навыков воспитанников.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
• Развивать навыки диалогической и монологической речи.
Воспитательные:
• Воспитывать потребность в познавательной активности, расширять кругозор.
• Воспитывать уважительное отношение к результатам труда взрослых людей.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми на тему: «Жизнь наших предков».
• Рассматривание иллюстраций о быте людей в разные эпохи.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• Иллюстрации с изображением труда людей в разные эпохи.
Раздаточный материал:
• Мужской и женский силуэты.
• Карточки с изображением людей разных профессий.
• Старинные изделия из ткани : кружева, рушники, половики и др.
Оборудование:
• Корзинка с клубками пряжи и нитками.
• Конверт с письмом.
• Магнитная доска с магнитами.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в игровом детском центре размещает плетеную корзинку с клубками и катушками ниток. Если дети не обращают на нее внимания, то педагог сам подзывает их.
- Ребята, посмотрите, у нас появилась какая-то корзинка в группе. Интересно, кто ее принес и зачем? Хотите узнать?
Ответы детей.
- Что в ней лежит?
Предположения детей.
Воспитатель обращает внимание детей на конверт, лежащий в корзинке.
- По-моему, это письмо. Кто его прислал? Хотите узнать?
Ответы детей.
- На конверте написано, что письмо для детей старшей группы, то есть нам. А прислал его кот Матроскин из Простоквашино. Хотите узнать, что он пишет?
Ответы детей.
- Матроскин пишет, что у них в Простоквашино все хорошо. Дядя Федор ходит в школу, Шарик – на фотоохоту. А сам Матроскин нашел новое увлечение. Хотите узнать, какое оно?
Ответы детей.
- Чтобы узнать, чем занимается Матроскин, необходимо разгадать загадки. Хотите? Попробуете?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Тогда слушайте внимательно:
Тонка, длинна, одноуха,
Остра, всему свету, нужна.
(Иголка)
Конь стальной, хвост льняной.
(Иголка с ниткой)
Пятеро держат, пятеро толкают,
Да двое смекают, ладно ли толкают.
(Пальцы и глаза швеи)
На одной яме сто ям с ямой.
(Наперсток)
Два конца, два кольца,
То вместе, то врозь,
А гвоздь насквозь.
(Ножницы)
Она шьёт одежду ни на что несмотря,
Все её знают, ведь она же. (швея)
- Ребята, так чем же увлекся кот Матроскин? Как вы думаете?
Ответы детей.
- Почему вы так решили? Кому нужны эти предметы?
Ответы детей.
- Вы правы, Матроскин действительно увлекся рукоделием. Ему очень нравится шить и мурлыкать про себя любимые песенки.
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Ребята, Матроскин пишет, что Шарик над ним смеется. Говорит, что шитье – это не мужское дело. Матроскин очень расстроен. А вы как считаете?
Ответы детей.
- Друзья, вы хотите помочь Матроскину? Поможете?
Ответы детей.
- Я предлагаю сделать это вместе. Хотите?
Ответы детей.
- Какие профессии раньше считались мужскими, а какие – женскими?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Профессии». Хотите? Тогда внимательно слушайте правила игры.
Дидактическая игра «Профессии»
Перед детьми на магнитной доске мужской и женский силуэты. На столе лежат карточки с изображением людей разных профессий (все карточки в двух экземплярах). Дети подбирают понравившуюся карточку и размещают ее под силуэтом, к которому он может относиться, объясняют свое решение.
- Друзья, посмотрите, в современном мире не осталось профессий, которыми могут заниматься только мужчины, или только женщины. Каждый может выбрать себе занятие по душе. Так что, я думаю, что Матроскину не стоит переживать. Любой труд достоин уважения. Но раньше во времена наших предков, все было не так. Хотите узнать, почему?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам попробовать разобраться вместе. Хотите?
Ответы детей.
4. Открытие нового знания.
- Очень – очень давно, когда на нашей планете появились первобытные люди и стали жить небольшими группами – общинами, появилось первое разделение труда между мужчинами и женщинами.
Рассматривание иллюстрации о жизни и быте первобытных людей.
- Мужчины были крупнее и сильнее женщин, поэтому они ходили на охоту, занимались рыбной ловлей, благоустраивали и защищали свое жилище. Женщины собирали плоды и коренья для еды, растили детей, вели домашнее хозяйство – готовили пищу, шили одежду. Но даже эта привычная для нас работа в древности была очень сложна. Женщинам приходилось постоянно поддерживать огонь в холодной пещере. Без него невозможно согреться и приготовить пищу. Если он гас, то необходимо было добыть огонь с помощью трения. А это не просто. Что бы сшить одежду, шкуры животных разрезали на куски с помощью заостренного камня. Затем сшивали их между собой рыбьей иглой. Как вы считаете, легко жилось людям в те времена?
Ответы детей.
- Проходили столетия.
Рассматривание иллюстраций с изображением быта Древней Греции.
- Мало что изменилось в жизни и быте людей. Мужчины по-прежнему занимались самой сложной и опасной работой. А на женщинах держалось все домашнее хозяйство. Проходили столетия. Мастеровитые ремесленники придумывали новые, более удобные орудия труда. Домашняя работа становилась не такой сложной. Женский труд намного стал легче. Теперь люди жили в теплых и светлых домах. Они могли работать, чтобы прокормить свою семью. Появились первые ремесленники. Они занимались любимым делом, а изготовленный товар, продавали на рынке. Булочники - хлеб и сдобу, гончары – посуду и домашнюю утварь. Сапожники – обувь, а швеи – одежду.
Рассматривание иллюстраций с изображением труда ремесленников.
- Ребята, а вы хотели бы быть мастерами своего дела?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам ненадолго стать швеями. Хотите?
Ответы детей.
- Тогда повторяйте вместе со мной.
Физкультминутка «Швея»
Вышивают девочки,
Сидя на траве.
(Дети сидят в кругу, имитируют вышивание)
Вышивают девочки
Шелком по канве.
(Идут друг за другом по кругу)
- Это клюв! А это шпоры!
А вот это гребешок. –
(Идут с высоким подниманием коленей)
Приутихли разговоры,
За стежком бежит стежок.
(Легкий бег по кругу)
Оживают петушки –
Золотые гребешки.
(Идут с высоким подниманием коленей)
Вдруг живой петух явился.
Наклонился к петушку,
(Наклоны головы в стороны)
Наклонился, удивился,
И спросил: "Ку-ка-ре-ку?"
(Хлопки руками сбоку по ногам)
- Прежде чем сшить одежду, необходимо было изготовить нить. Нити делали из растений (льна, конопли, или из шерсти животных (коз, овец). А помогало прясть нить специальное приспособление. Хотите узнать, о нем? Тогда отгадайте загадку:
«Чем больше я верчусь,
Тем больше я толстею» (Веретено)
Рассматривание иллюстрации.
- Сначала шерсть животных выстригали, расчесывали и складывали. Затем руками скатывали шерстяную нить. Из растений сделать нить было значительно труднее. Приходилось лен или конопля замачивать в воде. Затем стебли разминали руками, теребили их для того, чтобы получились отдельные волокна – ниточки. Веретено – это стержень, на который наматывали нить, сделанную из растений или шерсти животных.
Рассматривание иллюстраций.
- Когда мастера изобрели ткацкий станок, то на нем ткачихи стали делать ткань. Она была жесткой, грубой, но женщины старались ее всячески украсить, сделать более нарядной: красили ее с помощью растений, вышивали узоры. Народные умелицы изобрели специальное украшение – кружево. С помощью специальных палочек – коклюшек, они из тонких прочных нитей плели очень красивый узор.
Рассматривание изделий с кружевом.
- Такая работа требовала мастерства, много времени и терпения. Модницы по заслугам ценили труд кружевниц.
Рассматривание иллюстраций с изображением одежды предков.
- Ребята, вам нравится такая одежда? Почему? Чем она отличается от современной одежды? Что вы хотели бы надеть на себя? Почему?
Ответы детей.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? Почему?
Ответы детей.
- Чем занимались женщины в далеком прошлом? Как менялась их жизнь? Что помогало им облегчить труд?
Ответы детей.
- Какими ремеслами занимались люди? Почему некоторыми из них могли заниматься только женщины?
Ответы детей.
- Какие мастера трудились для того, чтобы у людей была одежда?
Ответы детей.
- Какие трудовые операции они должны были выполнить?
Ответы детей.
- Что изменилось в наше время? Почему?
Ответы детей.
6. Итог.
- Друзья, как вы считаете, стоит ли Матроскину стесняться своего увлечения? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
- Я согласна с вами. Любой труд почетен. На Руси всегда уважали и ценили мастеров. Я думаю, что наряды Матроскина порадуют не одну модницу. Ребята, мы с вами совсем забыли про корзинку с пряжей и нитками. Ее Матроскин дарит нам. Может кто-то из вас тоже захочет стать мастером?
Педагог дает возможность детям выразить свои эмоции.
- Друзья, вам понравилось наше путешествие во времена мастеров?
Ответы детей.
- Что запомнилось больше всего? Что понравилось?
Ответы детей.
- О чем вы хотели бы рассказать своим друзьям и родителям? Почему?
Ответы детей.
- Что еще вы хотели бы узнать? Как это можно сделать?
Предположения детей.
- Я думаю, что вместе с родителями вы сможете поискать ответы на свои вопросы и рассказать нам о том, что вас заинтересовало больше всего. Спасибо вам, друзья! Вы очень помогли Матроскину и мне разобраться в очень интересном вопросе: женское ли это дело – шитье? Корзинку с пряжей и нитками мы размесим в центре творчества, и я уверена, что среди вас обязательно найдутся настоящие мастера