Приложение МААМ

«Женский труд в старину». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта

Марина Слепченко
«Женский труд в старину». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по направлению "Ткацкая мастерская" в рамках реализации инновационного проекта "Сетевое взаимодействие по организации и сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности"

Тема: «Женский труд в старину».

старшая группа

Цель:

• Познакомить детей с женским трудом в старину.

Задачи.

Образовательные:

Публикация «„Женский труд в старину“, Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах

• Закрепить представления детей о жизни и быте наших предков.

• Расширить представления о ручном труде : прясть нить, ткать холсты, шить одежду, украшать вышивкой и кружевом.

Развивающие:

• Содействовать развитию творческих интересов и навыков воспитанников.

• Развивать внимание, память, логическое мышление.

• Развивать навыки диалогической и монологической речи.

Воспитательные:

• Воспитывать потребность в познавательной активности, расширять кругозор.

• Воспитывать уважительное отношение к результатам труда взрослых людей.

Предварительная работа:

Беседы с детьми на тему: «Жизнь наших предков».

• Рассматривание иллюстраций о быте людей в разные эпохи.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал:

• Иллюстрации с изображением труда людей в разные эпохи.

Раздаточный материал:

• Мужской и женский силуэты.

• Карточки с изображением людей разных профессий.

Старинные изделия из ткани : кружева, рушники, половики и др.

Оборудование:

• Корзинка с клубками пряжи и нитками.

• Конверт с письмом.

• Магнитная доска с магнитами.

Ход занятия.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в игровом детском центре размещает плетеную корзинку с клубками и катушками ниток. Если дети не обращают на нее внимания, то педагог сам подзывает их.

- Ребята, посмотрите, у нас появилась какая-то корзинка в группе. Интересно, кто ее принес и зачем? Хотите узнать?

Ответы детей.

- Что в ней лежит?

Предположения детей.

Воспитатель обращает внимание детей на конверт, лежащий в корзинке.

- По-моему, это письмо. Кто его прислал? Хотите узнать?

Ответы детей.

- На конверте написано, что письмо для детей старшей группы, то есть нам. А прислал его кот Матроскин из Простоквашино. Хотите узнать, что он пишет?

Ответы детей.

- Матроскин пишет, что у них в Простоквашино все хорошо. Дядя Федор ходит в школу, Шарик – на фотоохоту. А сам Матроскин нашел новое увлечение. Хотите узнать, какое оно?

Ответы детей.

- Чтобы узнать, чем занимается Матроскин, необходимо разгадать загадки. Хотите? Попробуете?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

- Тогда слушайте внимательно:

Тонка, длинна, одноуха,

Остра, всему свету, нужна.

(Иголка)

Конь стальной, хвост льняной.

(Иголка с ниткой)

Пятеро держат, пятеро толкают,

Да двое смекают, ладно ли толкают.

(Пальцы и глаза швеи)

На одной яме сто ям с ямой.

(Наперсток)

Два конца, два кольца,

То вместе, то врозь,

А гвоздь насквозь.

(Ножницы)

Она шьёт одежду ни на что несмотря,

Все её знают, ведь она же. (швея)

- Ребята, так чем же увлекся кот Матроскин? Как вы думаете?

Ответы детей.

- Почему вы так решили? Кому нужны эти предметы?

Ответы детей.

- Вы правы, Матроскин действительно увлекся рукоделием. Ему очень нравится шить и мурлыкать про себя любимые песенки.

3. Затруднение в игровой ситуации.

- Ребята, Матроскин пишет, что Шарик над ним смеется. Говорит, что шитье – это не мужское дело. Матроскин очень расстроен. А вы как считаете?

Ответы детей.

- Друзья, вы хотите помочь Матроскину? Поможете?

Ответы детей.

- Я предлагаю сделать это вместе. Хотите?

Ответы детей.

- Какие профессии раньше считались мужскими, а какие – женскими?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Профессии». Хотите? Тогда внимательно слушайте правила игры.

Дидактическая игра «Профессии»

Перед детьми на магнитной доске мужской и женский силуэты. На столе лежат карточки с изображением людей разных профессий (все карточки в двух экземплярах). Дети подбирают понравившуюся карточку и размещают ее под силуэтом, к которому он может относиться, объясняют свое решение.

- Друзья, посмотрите, в современном мире не осталось профессий, которыми могут заниматься только мужчины, или только женщины. Каждый может выбрать себе занятие по душе. Так что, я думаю, что Матроскину не стоит переживать. Любой труд достоин уважения. Но раньше во времена наших предков, все было не так. Хотите узнать, почему?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам попробовать разобраться вместе. Хотите?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

- Очень – очень давно, когда на нашей планете появились первобытные люди и стали жить небольшими группами – общинами, появилось первое разделение труда между мужчинами и женщинами.

Рассматривание иллюстрации о жизни и быте первобытных людей.

- Мужчины были крупнее и сильнее женщин, поэтому они ходили на охоту, занимались рыбной ловлей, благоустраивали и защищали свое жилище. Женщины собирали плоды и коренья для еды, растили детей, вели домашнее хозяйство – готовили пищу, шили одежду. Но даже эта привычная для нас работа в древности была очень сложна. Женщинам приходилось постоянно поддерживать огонь в холодной пещере. Без него невозможно согреться и приготовить пищу. Если он гас, то необходимо было добыть огонь с помощью трения. А это не просто. Что бы сшить одежду, шкуры животных разрезали на куски с помощью заостренного камня. Затем сшивали их между собой рыбьей иглой. Как вы считаете, легко жилось людям в те времена?

Ответы детей.

- Проходили столетия.

Рассматривание иллюстраций с изображением быта Древней Греции.

- Мало что изменилось в жизни и быте людей. Мужчины по-прежнему занимались самой сложной и опасной работой. А на женщинах держалось все домашнее хозяйство. Проходили столетия. Мастеровитые ремесленники придумывали новые, более удобные орудия труда. Домашняя работа становилась не такой сложной. Женский труд намного стал легче. Теперь люди жили в теплых и светлых домах. Они могли работать, чтобы прокормить свою семью. Появились первые ремесленники. Они занимались любимым делом, а изготовленный товар, продавали на рынке. Булочники - хлеб и сдобу, гончары – посуду и домашнюю утварь. Сапожники – обувь, а швеи – одежду.

Рассматривание иллюстраций с изображением труда ремесленников.

- Ребята, а вы хотели бы быть мастерами своего дела?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам ненадолго стать швеями. Хотите?

Ответы детей.

- Тогда повторяйте вместе со мной.

Физкультминутка «Швея»

Вышивают девочки,

Сидя на траве.

(Дети сидят в кругу, имитируют вышивание)

Вышивают девочки

Шелком по канве.

(Идут друг за другом по кругу)

- Это клюв! А это шпоры!

А вот это гребешок. –

(Идут с высоким подниманием коленей)

Приутихли разговоры,

За стежком бежит стежок.

(Легкий бег по кругу)

Оживают петушки –

Золотые гребешки.

(Идут с высоким подниманием коленей)

Вдруг живой петух явился.

Наклонился к петушку,

(Наклоны головы в стороны)

Наклонился, удивился,

И спросил: "Ку-ка-ре-ку?"

(Хлопки руками сбоку по ногам)

- Прежде чем сшить одежду, необходимо было изготовить нить. Нити делали из растений (льна, конопли, или из шерсти животных (коз, овец). А помогало прясть нить специальное приспособление. Хотите узнать, о нем? Тогда отгадайте загадку:

«Чем больше я верчусь,

Тем больше я толстею» (Веретено)

Рассматривание иллюстрации.

- Сначала шерсть животных выстригали, расчесывали и складывали. Затем руками скатывали шерстяную нить. Из растений сделать нить было значительно труднее. Приходилось лен или конопля замачивать в воде. Затем стебли разминали руками, теребили их для того, чтобы получились отдельные волокна – ниточки. Веретено – это стержень, на который наматывали нить, сделанную из растений или шерсти животных.

Рассматривание иллюстраций.

- Когда мастера изобрели ткацкий станок, то на нем ткачихи стали делать ткань. Она была жесткой, грубой, но женщины старались ее всячески украсить, сделать более нарядной: красили ее с помощью растений, вышивали узоры. Народные умелицы изобрели специальное украшение – кружево. С помощью специальных палочек – коклюшек, они из тонких прочных нитей плели очень красивый узор.

Рассматривание изделий с кружевом.

- Такая работа требовала мастерства, много времени и терпения. Модницы по заслугам ценили труд кружевниц.

Рассматривание иллюстраций с изображением одежды предков.

- Ребята, вам нравится такая одежда? Почему? Чем она отличается от современной одежды? Что вы хотели бы надеть на себя? Почему?

Ответы детей.

5. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что понравилось больше всего? Почему?

Ответы детей.

- Чем занимались женщины в далеком прошлом? Как менялась их жизнь? Что помогало им облегчить труд?

Ответы детей.

- Какими ремеслами занимались люди? Почему некоторыми из них могли заниматься только женщины?

Ответы детей.

- Какие мастера трудились для того, чтобы у людей была одежда?

Ответы детей.

- Какие трудовые операции они должны были выполнить?

Ответы детей.

- Что изменилось в наше время? Почему?

Ответы детей.

6. Итог.

- Друзья, как вы считаете, стоит ли Матроскину стесняться своего увлечения? Почему вы так думаете?

Ответы детей.

- Я согласна с вами. Любой труд почетен. На Руси всегда уважали и ценили мастеров. Я думаю, что наряды Матроскина порадуют не одну модницу. Ребята, мы с вами совсем забыли про корзинку с пряжей и нитками. Ее Матроскин дарит нам. Может кто-то из вас тоже захочет стать мастером?

Педагог дает возможность детям выразить свои эмоции.

- Друзья, вам понравилось наше путешествие во времена мастеров?

Ответы детей.

- Что запомнилось больше всего? Что понравилось?

Ответы детей.

- О чем вы хотели бы рассказать своим друзьям и родителям? Почему?

Ответы детей.

- Что еще вы хотели бы узнать? Как это можно сделать?

Предположения детей.

- Я думаю, что вместе с родителями вы сможете поискать ответы на свои вопросы и рассказать нам о том, что вас заинтересовало больше всего. Спасибо вам, друзья! Вы очень помогли Матроскину и мне разобраться в очень интересном вопросе: женское ли это дело – шитье? Корзинку с пряжей и нитками мы размесим в центре творчества, и я уверена, что среди вас обязательно найдутся настоящие мастера

Публикации по теме:

«Знакомство со свойствами ткани». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Почему у месяца нет платья». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Как растения красят ткань». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Свойства ткани». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Путешествие в прошлое ткани». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Одежда». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Одежда и ее происхождение». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Труд швеи». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

«Ткани разного происхождения». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Женский труд в старину». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта
Опубликовано: 17 февраля 2016 в 20:54
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Женский труд в старину». Конспект НОД в рамках реализации инновационного проекта» (включая файлы) размещена пользователем Марина Слепченко (УИ 480751) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД