Ольга Трусевич
«Одежда». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»
Тема: «Одежда»
в средней группе
Цель:
• Обобщить представления детей о понятии «одежда».
Задачи.
Образовательные:
Публикация «„Одежда“, Конспект НОД по направлению „Ткацкая мастерская“ в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах
• Расширить представления детей о назначении одежды.
• Познакомить воспитанников с классификацией одежды по сезонам : летняя, зимняя, демисезонная одежда.
• Учить подбирать одежду в соответствии с погодными условиями.
Развивающие:
• Содействовать развитию тактильных ощущений, восприятия.
• Развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• Воспитывать осознанное заботливое отношение к своему здоровью.
• Воспитывать бережное отношение к одежде.
• Воспитывать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
Предварительная работа:
• Рассматривание предметов одежды.
• Сюжетно-ролевая игра «Собираемся на прогулку».
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• Куклы в летнем, зимнем и демисезонном комплекте одежды.
• Иллюстрации с изображением верхней и нательной одежды.
Раздаточный материал:
• Материалы для игры «Сортируем одежду».
• Материалы для игры «Одень куклу на прогулку».
Оборудование:
• Магнитная доска.
• Магниты.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
В детском игровом центре воспитатель размещает одинаковых кукол в разных комплектах одежды : летнем, зимнем и демисезонном. Если дети не проявили к ним интерес, то он сам привлекает их внимание.
- Ребята, посмотрите, какие красивые куклы к нам пришли. Это подружки Саша, Маша и Даша. Они вам нравятся? Почему?
Ответы детей.
- Дети, а куклы похожи друг на друга? Чем?
Ответы детей.
- Чем они отличаются?
Ответы детей.
- Совершенно верно, куклы очень похожи друг на друга. Но выглядят они по-разному.
Дети вместе с воспитателем рассматривают кукол.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Эти куклы очень похожи, но на них разная одежда. Как вы думаете, что такое одежда?
Предположения детей.
- Одежда – это вещи, которые мы на себя надеваем. Посмотрите друг на друга. Вы похожи? Чем?
Ответы детей.
- Чем вы отличаетесь?
Ответы детей.
- Во что вы одеты?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто одежду назовет?». Хотите?
Ответы детей.
Словесная игра «Кто одежду назовет?»
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу, по очереди они должны назвать любой предмет одежды. Повторять названный предмет нельзя. Проигравший ребенок поворачивается в круг спиной.
- Какие молодцы, как много предметов одежды вы назвали.
3. Затруднение в игровой ситуации.
- А хотите еще поиграть?
Ответы детей.
- Будьте внимательны. Я начну предложение, а вы должны его закончить так, чтобы получились стихи.
Словесная игра «Доскажи словечко»
Пошли звери на базар
Посмотреть новый товар.
Поросёнок в шубке,
А собачка в (юбке).
Кот в жакете,
Мышка в (берете).
Кошечка в сережках,
Корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане,
Коза в … (сарафане).
- А вы любите свою одежду? А хвастаться умеете? Хотите, научу?
Ответы детей.
Словесная игра «Хвастунишки»
У меня чистая рубашка - А у меня рубашка ещё чище.
У меня новые ботинки - … (А у меня ботинки новее).
У меня широкие брюки - … (А у меня брюки шире).
У меня длинное платье - … (А у меня платье длиннее).
У меня дорогая шуба - … (А у меня шуба дороже).
У меня короткая юбка - … (А у меня юбка короче).
У меня тёплое пальто - … (А у меня пальто теплее).
- Дети, посмотрите на наших кукол – подружек. Чем они отличаются?
При возникновении затруднения воспитатель подводит детей к пониманию того, что на них одежда разных сезонов.
- Летом, в жаркие часы –
Только майка и трусы.
А зимою нам нужны:
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка, свитер,
Впрочем, я…
Я запуталась, друзья!
- Чем же отличается одежда наших кукол? Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
- Но прежде я предлагаю немного размяться. Хотите?
Ответы детей.
Физкультминутка «Шила Таня»
Шила Таня малышу новую одё жку:
Шубу, брюки и пальто, курточку с застёжкой.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Наша Таня малышу варежки связала.
Их узорами она долго украшала.
(Полуприседание)
Нитка весело бежит, Таня вышивает.
(Дети бегут по кругу друг за другом)
На неё малыш глядит, головой кивает.
(Наклоны головы вперед, стоя на месте)
Шьёт Танюша малышу и не знает скуки.
Все про Таню говорят: «Золотые руки».
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
4. Открытие нового знания.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики полукругом. Перед ними на столе он располагает кукол в летнем, зимнем и демисезонном комплекте одежды.
- Одежда бывает разной. То, что мы видим сейчас на куклах – это верхняя одежда : куртка и шуба. К верхней одежде относятся пальто, плащ, ветровка.
Дети рассматривают иллюстрации верхней одежды, размещенные на магнитной доске.
- Верхняя одежда защищает нас от непогоды: дождя, снега, ветра. Под верхней одеждой что мы надеваем?
Ответы детей.
- Кофты и рубашки, брюки и юбки, платья и сарафаны надевают для того, чтобы быть красивым и аккуратным.
Рассматривание иллюстраций одежды.
- Под этой одеждой спрятано нижнее белье: трусы и майки. Они защищают нашу кожу. Каждый предмет одежды имеет свое место и никогда его не меняет. Можно надеть брюки на руки? (Нет) А майку поверх свитера? (Нет)
- Посмотрите на куклу Сашу. Как вы думаете, в какую погоду можно пойти погулять в такой одежде?
Ответы детей.
- Что надето на Саше?
Дети перечисляют предметы летней одежды.
- От чего защищает летняя одежда?
Предположения детей.
- Совершенно верно, летняя одежда защищает от жары и солнечных ожогов. Она легкая, хорошо пропускает воздух. А какая одежда на кукле Даше? Почему вы так решили?
Ответы детей.
- Шуба, шапка, шарф, варежки – это зимняя одежда. Она хорошо защищает от мороза и холодного ветра.
Дети рассматривают и ощупывают зимнюю одежду.
- Как вы думаете, как нужно одеваться весной? А как осенью? От чего необходимо защищать свое тело?
Предположения детей.
- Похожа ли осенняя и весенняя одежда?
Предположения детей.
- Весной и осенью прохладная погода, идут дожди, погода часто меняется, дует ветер. Поэтому люди надевают куртки, плащи, ветровки. Наряд, какой куклы подойдет для такой прогулки?
Ответы детей.
- Одежда куклы Маши подойдет для прогулки и весной, и осенью. Такая одежда называется демисезонной, потому что ее носят между холодным зимним и теплым летним сезонами.
Дети рассматривают и ощупывают демисезонную одежду.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, вы хорошо запомнили, какой бывает одежда?
Ответы детей.
- Я предлагаю проверить. А для этого необходимо поиграть. Хотите?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Сортируем одежду»
Перед детьми на столе циклическая карта смены времен года и предметные картинки по теме «Одежда». Участники игры должны разложить одежду по сезонам : летняя, зимняя, демисезонная.
- Умницы, вы всю одежду правильно разделили на группы. Летняя одежда – это?
Ответы детей.
- К зимней одежде относятся …
Ответы детей.
- Что можно назвать демисезонной одеждой?
Ответы детей.
- Ребята, хотите еще поиграть?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Одень куклу на прогулку»
Перед каждым ребенком на столе лежит картонный силуэт куклы, и бумажная одежда различных сезонов. Участники игры должны подобрать одежду для определенного сезона. На картонный силуэт наложить сначала нижнее белье, затем обычную и верхнюю одежду. Воспитатель уточняет, к какому времени года ребенок подбирает одежду, последовательность ее одевания. Оказывает индивидуальную дифференцированную помощь детям, испытывающим затруднения.
6. Итог.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Что нового вы сегодня узнали? Что понравилось? Что было трудным? Почему?
Ответы детей.
- Почему важно знать, какая на улице погода?
Ответы детей.
- Очень важно правильно одеваться, по погоде, чтобы не замерзнуть или не перегреться, не заболеть. Что вы хотите сегодня рассказать своим родителям и друзьям? Почему?
Ответы детей.
- О чем вы еще хотите узнать? Для чего это вам необходимо?
Ответы детей.
- Мы с вами еще не раз поговорим об одежде. Спасибо вам! Вы очень мне сегодня помогли, мы вместе смогли выполнить не простые задания и найти ответы на свои вопросы.