Ольга Трусевич
«Как растения красят ткань». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»
Тема: «Как растения красят ткань»
во 2 младшей группе
Цель:
Публикация «„Как растения красят ткань“, Конспект НОД по направлению „Ткацкая мастерская“ в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах
• Познакомить со способами окрашивания ткани, используя растения.
Задачи.
Образовательные:
• Расширить представление детей о способности растений окрашивать ткань.
Развивающие:
• Содействовать развитию познавательного интереса детей.
• Развивать навыки экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми на тему растения.
• Рассматривание овощей и фруктов.
• Разгадывание загадок о растениях.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
Иллюстрации с изображениями работы мастеров-ремесленников.
Раздаточный материал:
Тарелочки с водой, кусочки овощей и фруктов, лоскутки белой ткани.
Оборудование:
• Фартуки, щипцы для экспериментирования, поднос.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель в центре экспериментирования размещает емкости с красящими растительными веществами : настоем цедры апельсина, красной капусты, свеклы. В центре познавательного развития на блюде выкладывает овощи и фрукты. Если дети не проявили к ним интерес, то он сам подзывает их.
- Ребята, посмотрите, что это?
Ответы детей.
- Как одним словом назвать лимон, апельсин и грушу?
Ответы детей.
- Правильно, это фрукты. А как назвать одним словом свеклу, красную капусту и кабачок?
Ответы детей.
- Для чего нужны человеку овощи и фрукты?
Ответы детей.
- Фрукты и овощи люди употребляют в пищу.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Ребята, а я знаю особенный овощ. У него необычные свойства. Хотите о них узнать?
Ответы детей.
- О каком овоще я хочу вам рассказать, поможет узнать загадка. Сможете ее разгадать?
Ответы детей.
- Тогда слушайте внимательно:
Бордовый этот корнеплод –
На свете слаще нет!
Готовит весь честной народ
С ней борщ и винегрет.
(свекла)
- Молодцы, это действительно свекла.
Воспитатель показывает детям корнеплод. Дети рассматривают его. Воспитатель обращает их внимание на его форму, размер, окраску.
- Ребята, где растет свекла на земле или под ней?
Ответы детей.
- Без свеклы борща не сваришь,
Винегрет не приготовишь.
Этот овощ нам товарищ
И салатом быть готовый.
В любом виде, в разных блюдах
Он покажет свою удаль –
Не капризный корнеплод,
Пусть на радость нам растет.
- А вы знаете, какого цвета свекла внутри?
Предположения детей.
- Как это узнать?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам, разрезать свеклу и посмотреть. Хотите?
Ответы детей.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель разрезает свеклу. Показывает детям разрез.
- Какого цвета свекла внутри?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет, если опустить свеклу в воду? Хотите это проверить?
Ответы детей.
Воспитатель в пластиковую тарелку наливает немного воды и кладет туда свеклу разрезом вниз. Дети наблюдают за результатом эксперимента.
- Ребята, что произошло? Почему?
Ответы детей
- В свекле много сока, он яркого бордового цвета. Когда мы опустили свеклу в воду, то она окрасилась. Как вы думаете, какие овощи и фрукты обладают таким же свойством? Как это проверить?
Предположения детей.
- Я предлагаю вам провести эксперимент. Хотите?
Ответы детей.
- Что нам понадобится для работы?
Ответы детей.
Дети готовят рабочее место для экспериментирования, расставляют тарелки с водой. Воспитатель на блюде ставит нарезанные на кусочки фрукты и овощи. Дети одинаковые растения опускают в одну тарелку, наблюдают за результатами эксперимента.
- Ребята, что вы видите? Почему одни растения окрашивают воду, а другие нет?
Ответы детей.
- В некоторых растениях много сока, он яркого цвета. Такие растения сильно окрашивают воду. Например : свекла. В других меньше красящих веществ. Они не так ярко окрасили воду. Например : красная капуста, апельсин. В кабачке и груше сок светлый прозрачный, поэтому он совсем не окрасил воду.
Дети рассматривают тарелки с водой и опущенными в них растениями.
- Можно ли это свойство как то использовать? Что можно окрасить с помощью растений?
Ответы детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
- Но вначале я предлагаю вам немного размяться. Хотите?
Ответы детей.
Физминутка «Повторяйте»
Все за мной вы повторяйте:
(Дети шагают по кругу друг за другом)
Дружно руки поднимайте.
(Поднимают руки вверх)
Мы попрыгаем на месте,
(Прыжки на двух ногах)
И потянемся все вместе.
(Встать на носочки, потянуться)
Мы покружимся немножко,
(Кружатся вокруг себя)
А теперь потопай ножкой.
(Притопывают ногой)
4. Открытие нового знания.
- Люди с давних пор знают о том, что некоторые растения выделяют много сока. Сок растений бывает разного цвета и оттенка. Ремесленники научились с помощью этого сока окрашивать белую ткань. Как вы думаете, для чего они это делали?
Предположения детей.
- Вы правы, люди всегда хотели ярко и красиво выглядеть. А вы хотите стать мастерами – ремесленниками?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам попробовать окрасить ткань разными растительными растворами. Хотите?
Ответы детей.
- Как вы думаете, что произойдет с тканью? Почему? Какого цвета она станет?
Ответы детей.
- Итак, приступаем к работе. Наденьте фартуки, чтобы не испачкать свою одежду.
Воспитатель ложкой вынимает из воды кусочки овощей и фруктов. Дети опускают в тарелки лоскутки белой ситцевой ткани. Наблюдают за ходом эксперимента. Воспитатель достает щипцами ткань, обращает внимание детей на полученный результат.
- Что произошло с тканью? Какой она стала? Какие растения окрасили ткань больше всего? Почему?
Ответы детей.
- Мастера заметили, что если растения проварить в воде, то результат окрашивания изменится. Как вы думаете, что произойдет? Почему?
Ответы детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
- У меня в контейнерах есть настои разных растений : цедры апельсина, красной капусты и свеклы. Я приготовила их дома. Посмотрите на них. Как вы думаете, где настой, какого растения?
Ответы детей.
- Желтый настой сделан из цедры апельсина, розовый – из красной капусты, а фиолетовый – из свеклы. Давайте проверим, что произойдет, если опустить в них ткань. Хотите?
Ответы детей.
Дети экспериментируют. Наблюдают за результатом.
- Какой раствор из свеклы ярче окрасил ткань? Почему?
Предположения детей.
- Ремесленники заметили, что проваренные и настоявшиеся в воде растения ярче окрашивают ткань.
Рассматривание результатов экспериментирования.
- Таким образом, с помощью растений люди научились делать нарядную красивую ткань. Это свойство некоторых растений используют до сих пор. Такая ткань считается полезной для здоровья.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, вы хотите поиграть?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Подбери цвета»
Перед детьми на столах лежат карточки с изображением растений и карточки цветов и оттенков. Дети должны сопоставить эти карточки и подобрать пары. Воспитатель уточняет решение детей, просит обосновать свое решение. Оказывает индивидуальную дифференцированную помощь детям, испытывающим затруднения.
- Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего?
Ответы детей.
- Что вызвало затруднения? Почему?
Ответы детей.
- Что еще вы хотите узнать о свойствах растений? Для чего это может пригодиться?
Ответы детей.
- Как это можно узнать? Кто в этом может вам помочь?
Ответы детей.
6. Итог.
- Ребята, вы сегодня очень мне помогли разобраться, в свойстве растений окрашивать ткани. Вы были очень внимательными и наблюдательными, поэтому смогли решить непростые задачи, помогали друг другу, не ссорились. А вы хотите рассказать своим друзьям и родителям о нашем эксперименте? Почему?
Ответы детей.
- Я думаю, что дома вместе с родителями вы сможете найти другие растения, которые окрашивают ткань. Нам очень интересно будет узнать о ваших открытиях. А ткань, которую мы с вами окрасили, я предлагаю просушить и сшить из нее красивые наряды для кукол. Хотите?
Ответы детей.
Дети вместе с воспитателем раскладывают лоскутки для просушивания.