Ольга Трусевич
«Труд швеи». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»
Тема: «Труд швеи»
в подготовительной группе
Цель:
• Познакомить детей с профессией швеи, атрибутами и результатами ее труда.
Задачи.
Образовательные:
Публикация «„Труд швеи“, Конспект НОД по направлению „Ткацкая мастерская“ в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
• Расширить представления детей о технологии производства одежды.
• Закрепить представления о труде ткача, модельера, портного и швеи.
• Закрепить представления о свойствах и назначении различных видов ткани.
Развивающие:
• Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления детей.
• Развивать навыки диалогической и монологической речи.
• Способствовать развитию общей координации движений, сохранению и укреплению здоровья детей.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство ответственно за соблюдение правил безопасности и сохранение своего здоровья.
• Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых, результатам их трудовой деятельности.
• Воспитывать интерес и потребность в овладении трудовыми навыками.
Предварительная работа:
• Беседы о труде взрослых, орудиях и результатах их труда.
• Рассматривание иллюстраций по теме.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• Сундучок с ниткой и иголкой.
• Конверт с письмом.
• Иллюстрации с изображением процессов производства одежды.
• Схема – модуль.
• Атрибуты труда швеи.
Раздаточный материал:
• Карточки для игры «Что кому необходимо?».
• Карточки для игры «Что сначала, что потом?».
Оборудование:
• Магнитная доска.
• Магниты.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
В центре познавательного развития воспитатель размещает атрибуты труда швеи, образцы ткани, иллюстрации. В игровом центре ставит закрытый на ключ сундучок, в котором лежат нитка с иголкой. Наблюдает за тем, проявили ли дети к нему интерес. Если сундучок их не заинтересовал, воспитатель сам подзывает детей.
- Какой красивый сундучок! Как он появился в нашей группе?
Предположения детей.
- Кто же его принес? Интересно, что в нем лежит? Хотите узнать?
Ответы детей.
- Давайте откроем его и посмотрим. Хотите?
Дети пытаются открыть сундучок. Он заперт на ключ.
- Как же нам его открыть?
Предложения детей.
- Я предлагаю рассмотреть его внимательнее. Может быть, мы найдем подсказку.
Воспитатель приподнимает сундучок, дети обращают внимание на лежащий под ним конверт.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Это письмо от Белоснежки, которая живет у семи гномов. Ребята, Белоснежка просит нас отгадать загадку. Если мы ее отгадаем, то найдем ключ от сундука. Хотите?
Ответы детей.
- Тогда слушайте внимательно: «Конь стальной, а хвост льняной». Что это?
Ответы детей.
- Я думаю, что вы правы, в сундучке нитка с иголкой. Но как, же это проверить, где искать ключ?
Предложения детей.
- Для чего необходима нитка с иголкой? Я думаю, что это подсказка. Вы не заметили в нашей группе еще какие-то необычные предметы?
Дети подходят к столу, на котором разложены атрибуты труда швеи. Среди них они находят ключ. Воспитатель открывает сундучок.
- Друзья, в сундучке действительно лежат нитка и иголка. Но зачем, же нам их прислали? И почему закрыли на замок?
Предположения детей.
Воспитатель обращает внимание детей на записку, лежащую на дне сундучка. Читает ее.
- Ребята, вы же знаете, что Белоснежка – рукодельница. Она очень любит шить и вышивать. Белоснежка прислала эти предметы нам с надеждой, что может быть, кто-то из вас тоже увлечется рукоделием. Но почему сундучок был заперт на ключ?
Предположения детей.
- Иголка для шитья – это острый предмет. С ним необходимо быть очень аккуратным и осторожным, чтобы не уколоться.
Воспитатель из своих рук предлагает детям оценить степень опасности.
- Как нам поступить с иголкой, чтобы не пораниться и не потерять ее?
Предложения детей.
Воспитатель показывает детям игольницу. Объясняет ее назначение.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором лежат атрибуты труда швеи. Дети рассматривают их, воспитатель следит за соблюдением норм техники безопасности.
- Как думаете, для чего нужны эти предметы?
Ответы детей.
- Люди, каких профессий используют их в своей работе?
Ответы детей.
- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что кому необходимо?». Хотите?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Что кому необходимо?»
На столе перед детьми карточки с изображенными на них людьми разных профессий. Участники игры должны подобрать к ним картинки с изображением соответствующих орудий и атрибутов труда. Воспитатель оказывает индивидуальную дифференцированную помощь детям, испытывающим затруднения.
- Друзья, а вы хотели бы стать портным или швеей?
Ответы детей.
- Тогда я предлагаю вам поиграть. Хотите?
Ответы детей.
Физкультминутка «Портниха»
Подарили куклу мне! Куртка с пряжкой на ремне,
Брючки, шапочка с помпоном, и подвеска есть с кулоном.
(Дети идут по кругу, взявшись за руки)
Я сошью наряд ей новый! Будет куколка с обновой.
Бабушка моя – портниха, раскроит мне платье лихо.
(Махи руками перед собой – «ножницы»)
И покажет, как сметать, как в иголку нить вдевать.
Шью я очень осторожно – уколоться больно можно!
(Имитируют движения швеи)
Мне бабуля помогает, там, где надо – поправляет.
Шить я тоже научилась, просто классно получилось!
(Наклоны туловища в стороны)
Стало мне теперь понятно – шить самой, поверь, приятно!
Кукла в платье нарядилась – и в принцессу превратилась!
(Полуприседания – «пружинка»)
- Как же интересно шить одежду. А вы хотите узнать, как из куска ткани получается прекрасный наряд?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам узнать об этом вместе. Хотите?
Ответы детей.
4. Открытие нового знания.
Перед детьми на магнитной доске схема - модуль с изображением процесса производства одежды.
- Для того чтобы сшить одежду, необходима ткань. Ее делают из различного сырья на ткацкой фабрике.
Рассматривание иллюстрации, лоскутков натуральных тканей.
- Натуральную ткань делают из растений: льна, конопли, хлопка; или из шерсти животных. Такая ткань очень удобна в использовании, но дорогая. Для того чтобы сделать ее более доступной, мастера научились делать синтетические ткани. Их производят из химических веществ. Они похожи на натуральные ткани и сохраняют их свойства: защищают от жары и холода, хорошо пропускают воздух, защищает от влаги.
Рассматривание образцов ткани.
- Готовая ткань поступает на швейную фабрику.
Рассматривание иллюстрации.
- Модельеры придумывают будущий наряд. Они рисуют эскизы, которые передают портным. Портные делают заготовки – детали одежды. Их вырезают из ткани, а затем швеи сшивают их между собой, для того, чтобы получился красивый наряд.
Рассматривание иллюстрации.
- Готовую одежду утюжат, аккуратно упаковывают и отправляют на склад, где она будет храниться.
Рассматривание иллюстрации.
- Со склада одежда поступает в магазины, где каждый покупатель может выбрать себе наряд по душе, и купить его.
Рассматривание иллюстрации.
- Вот какой долгий путь проходит наша одежда, прежде чем попадает к нам. Как много людей трудится для того, чтобы мы красиво и аккуратно выглядели.
5. Включение нового знания в систему знаний.
- Ребята, а вы запомнили, какой путь от нитки до наряда проходит одежда?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам вспомнить это еще раз. Хотите?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»
Перед детьми карточки с операциями технологического процесса «От нитки до платья». Дети должны разложить их в хронологической последовательности. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения, задает им наводящие вопросы. Поощряет самостоятельность, инициативу.
- Друзья, что нового вы сегодня узнали?
Ответы детей.
- Для чего это может вам пригодиться?
Ответы детей.
- О чем вы еще хотели бы узнать? Как это можно сделать?
Ответы детей.
- О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям?
Ответы детей.
6. Итог.
- Друзья, вам понравился сюрприз Белоснежки? Почему?
Ответы детей.
- Кто из вас хочет стать ткачом (модельером, портным, швеей?
Ответы детей.
- Пройдут годы, и вы обязательно выберете себе занятие по душе, которое будет доставлять вам радость. Не обязательно быть портным или швеей, но умение обращаться с иголкой и ниткой поможет каждому человеку быть нарядным и аккуратным.