Ольга Трусевич
«Ткани разного происхождения». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»
Тема: «Ткани разного происхождения»
в подготовительной группе
Цель:
• Познакомить детей с материалами, из которых изготавливают ткань.
Задачи.
Образовательные:
Темочки:
• Сформировать представления детей о тканях разного происхождения :
- животного (шерсть, шёлк, мех,
- растительного (хлопок, лен,
- искусственного (капрон, кожзаменитель, искусственный мех).
• Закрепить представления о технологии производства ткани.
• Расширять активный словарь детей терминами: сырье, шерсть, шелк, мех, хлопок, лен, капрон, кожзаменитель.
Развивающие:
• Содействовать развитию тактильного восприятия и ощущений детей.
• Развивать навыки сравнительного анализа объектов посредством различных анализаторов (тактильных, зрительных).
• Развивать внимание, память, логическое мышление воспитанников.
• Развивать основы диалогической и монологической речи.
Воспитательные:
• Воспитывать познавательный интерес к объектам окружающего мира.
• Воспитывать самостоятельность, любознательность, творческую инициативу.
Предварительная работа:
• Беседы с детьми об одежде, ее назначении.
• Рассматривание иллюстраций с изображением процесса производства ткани.
• Рассматривание одежды детей, ткани, из которой она изготовлена.
Материалы к занятию.
Демонстративный материал:
• Мультимедийная презентация с изображением Буратино.
• Иллюстрации с изображением сырья для производства тканей растительного, животного и искусственного происхождения.
• Схемы – модули производства тканей.
Раздаточный материал:
• Карточки для игры «Классификация».
• Образцы тканей различного происхождения (лен, хлопок, шелк, мех, шерсть, нейлон, капрон, кожзаменитель, искусственный мех).
• Карточки с изображением одежды.
Оборудование:
• Мультимедийное оборудование.
• Компьютер.
Ход НОД.
1. Введение в игровую ситуацию.
На мультимедийном экране перед детьми появляется изображение грустного Буратино.
- Ребята, посмотрите на Буратино. Мне кажется, что у него что-то случилось. Как вы думаете?
Предположения детей.
- Действительно, у него очень грустное выражение лица. Что же с ним случилось? Хотите узнать?
Ответы детей.
- С Буратино произошло невероятное происшествие. Он защищал своих друзей от Карабаса Барабаса и нечаянно порвал свою замечательную курточку. Буратино очень обеспокоен. Эту курточку купил ему папа Карло. Если он увидит дыру, то очень расстроится. Что же делать?
Предложения детей.
- Друзья, вы хотите помочь Буратино? Поможете?
Ответы детей.
- Я предлагаю сделать это вместе. Хотите?
Ответы детей.
2. Актуализация в игровой ситуации.
- Друзья, для чего человеку нужна одежда?
Ответы детей.
- Одежда защищает людей от жары и холода, дождя, снега и ветра. А еще одежда украшает человека.
- Ребята, из чего шьют одежду?
Ответы детей.
- Совершенно верно, из нитей ткут ткань, а затем из нее шьют одежду.
Словесная игра «Скажи наоборот»
тонкой и … (толстой);
теплой и … (холодной);
тяжелой и … (легкой);
светлой и … (темной);
плотной и … (прозрачной) и т. д.
- Ребята, как вы думаете, почему ткань такая разная?
Ответы детей.
- Каждая ткань имеет свое назначение. Могут ли быть мужские брюки и женская блуза из одинаковой ткани? Почему вы так решили?
Ответы детей.
- Я думаю, что Буратино тоже будет очень интересно узнать, из чего же сшита его одежда. Хотите вместе с ним об этом узнать?
Ответы детей.
- Я предлагаю вам сделать это вместе. Хотите?
Ответы детей.
3. Затруднение в игровой ситуации.
- Мы с вами уже говорили о том, что ткани отличаются друг от друга. А как вы считаете, одежда вся одинаковая, или ее можно разделить на группы?
Предположения детей.
- Я предлагаю вам поиграть. Необходимо разложить одежду по основному признаку, а помогут нам в этом карточки, обозначающие их. Например, если на карточке изображена женщина, то это одежда какая … (женская). А если нарисовано лето, то одежда какая … (летняя).
Дидактическая игра «Классификация»
Перед детьми лежат карточка с изображением основных видов одежды: женская, мужская, детская, летняя, зимняя, демисезонная. Дети распределяют предметные картинки одежды, разделяя на группы. Объясняют свое решение. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям, испытывающим затруднения.
- Вот какой разной может быть одежда. Как вы считаете, для ее изготовления подойдет любая ткань?
Ответы детей.
- Прежде, чем шить одежду, модельеры тщательно подбирают для нее ткань. А вы хотели бы быть модельерами?
Ответы детей.
- Хотите попробовать?
Ответы детей.
- Итак, уважаемые коллеги – модельеры, нам необходимо выбрать ткань для одежды. Поможете? Приступаем к работе.
Дидактическая игра «Подбери ткань для одежды»
Перед детьми лежат картинки с изображением одежды и лоскутки ткани. Дети должны подобрать пары: ткань и одежда. Воспитатель по мере необходимости помогает детям, испытывающим затруднения. Хвалит за самостоятельность, инициативу и творчество.
- Уважаемые коллеги, сложно выполнить это задание? Почему?
Ответы детей.
- Друзья, по-моему, необходимо немного размяться. Я предлагаю сделать гимнастику вместе с Буратино.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся
(Встать на носочки, потянуться вверх)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
(Наклоны туловища вперед)
Руки в стороны развел,
(Развести руки в стороны, ладони вперед)
Ключик видно не нашел.
(Покачать головой из стороны в сторону)
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
(Встать на носочки, потянуться вверх)
4. Открытие нового знания.
- Ребята, как вы думаете, почему ткань разная по толщине, плотности и мягкости?
Предположения детей.
- Хотите об этом узнать?
Ответы детей.
- Ткани делают из различного сырья. Его так назвали от слова сырой, неготовый. Сырье – это материал, из которого делают нить, из нити – ткань, а из ткани – одежду.
Показ схемы – модуля с изображением процесса производства одежды.
- Как вы думаете, каким бывает сырье?
Предположения детей.
- Сырье для ткани бывает трех видов : растительного, животного происхождения, или изготовленное химическим путем – искусственное.
Рассматривание иллюстрации с изображением растительного сырья: льна, хлопка. Воспитатель предлагает рассмотреть лоскутки льняной и хлопчатобумажной ткани. Дети рассматривают ее, ощупывают.
- Ребята, какая она на ощупь? Чем похожи эти лоскутки между собой? Чем отличается?
Ответы детей.
- Нити растительного происхождения прочные, жестковатые на ощупь. Ткань хорошо защитит от непогоды. В жаркую погоду в ней комфортно. Для производства льняной ткани специально на полях выращивают лен.
Показ иллюстрации с изображением льна.
- Лен сеют, пропалывают, ухаживают за ним. Затем его собирают. Стебли замачивают, треплют, для того, чтобы получилось волокно – отдельные растительные нити. Из льняного волокна делают длинную нить на специальных станках. Затем на ткацком станке ткут ткань.
Рассматривание схемы – модуля.
- Хлопок выращивают на полях в теплых странах. Это растение во время цветения образует коробочки. В них созревает растительный пух, мы его знаем как вату.
Рассматривание иллюстрации, кусочков ваты.
- Какой хлопок на ощупь? Какая из него получится ткань?
Ответы детей.
- Из собранного хлопкового сырья также на станках скатывают нить, из которой ткут хлопчатобумажную ткань.
Рассматривание схемы – модуля.
Дети рассматривают ткани животного происхождения и иллюстрации к ним. Воспитатель обращает внимание на их свойства.
- Чем отличается эта ткань от ткани растительного происхождения?
Ответы детей.
- Эта ткань более мягкая, теплая. Ткань, произведенная из сырья животного происхождения, хорошо защищает от холода.
Дети рассматривают шерстяную ткань, ощупывают ее.
- Шерстяную ткань делают из шерсти домашних животных. Например, на овчарне разводят овец. Затем их стригут. Из полученной шерсти прядут шерстяную нить, из которой потом ткут шерстяную ткань.
Дети рассматривают лоскутки шелковой ткани, иллюстрации с изображением тутового шелкопряда.
- Шелк делают из нити, выработанной специальной бабочкой – тутовым шелкопрядом. В ее названии прячется разгадка происхождения шелка. Шелковая нить, очень тонкая, но прочная. Из нее получается легкая, но в тоже время прочная ткань.
Дети рассматривают лоскутки меха. Ощупывают их.
- Мех – это обработанная шкура животных. Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на нее?
Ответы детей.
- Меховую одежду люди носят много тысячелетий. Это один из первых видов ткани. Она очень теплая. Но мне, как и вам, очень жаль несчастных животных. Для того чтобы не губить живое люди придумали искусственные ткани. Их делают на заводе из химических веществ.
Рассматривание синтетических тканей.
- Искусственные синтетические нити очень удобны в использовании, они сохраняют качества натуральных тканей. Искусственный мех и кожзаменитель хорошо согревают, не пропускают холодные воздух и ветер. Искусственный шелк создает легкость и прохладу в жаркие дни. Капроновые нити очень тонкие, но прочные.
Дети сравнивают образцы натуральных и искусственных тканей.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Лоскутки лежат из шелка, теплой шерсти и из меха.
У меня в руках иголка – мне сегодня не до смеха.
Шью одежду я для мишки – не позволю простудиться,
Шью рубашку и штанишки, шью пальто и рукавицы.
За окном снежок порхает, за окном давно не лето,
Нас зима не напугает – Мишка мой тепло одетый!
Лена куклу нарядила: платье новое ей сшила,
На подол и рукава пристегнула кружева.
Куклу хвалят все игрушки: "До чего ж красив наряд!"
Лену хвалят все подружки. "Вот портниха!" - говорят.
- Ребята, какие бывают ткани по происхождению?
Ответы детей.
- Из чего делают ткани растительного происхождения? Какие растения при этом используют?
Ответы детей.
- Какими свойствами обладают эти ткани? Какую одежду из них пошьют? Почему вы так думаете?
Ответы детей.
- Из какого сырья делают ткани животного происхождения? Какими свойствами они обладают? Почему? Что из них можно пошить?
Ответы детей.
- Почему люди стали изготавливать искусственные ткани? Что из них можно сшить? Какими свойствами обладают искусственные ткани?
Ответы детей.
- Друзья, мы так много сегодня узнали о происхождении тканей и их свойствах. Я думаю, что теперь вы сможете легко подобрать ткань, которая нужна для шитья одежды. Хотите попробовать?
Ответы детей.
Дидактическая игра «Подбери лоскуток»
Перед детьми лежат образцы ткани разного происхождения и карточки с изображением одежды. Дети должны составить пару: лоскуток – одежда. Воспитатель осуществляет индивидуальную помощь детям по мере необходимости. Поощряет самостоятельность, инициативу, творческое воображение. Предлагает воспитанникам обосновать свой выбор, сделать вывод.
6. Итог.
Перед детьми на экране изображение Буратино.
- Ребята, как вы думаете, из какого сырья сделана одежда Буратино? Почему вы так решили?
Ответы детей.
- Хотите попробовать подобрать лоскутки для ремонта одежды Буратино? Поможете?
Ответы детей.
Дети из лоскутков выбирают те, которые подойдут для заплаток. Объясняют свой выбор.
- Я согласна с вами, друзья. Я считаю, что такая ткань подойдет для того, чтобы починить одежду Буратино. Спасибо вам, друзья! Вы очень мне помогли. Вы были дружными, организованными, поддерживали друг друга.
- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнилось больше всего? Что вызвало затруднения? Почему?
Ответы детей.
- О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям?
Ответы детей.
- О чем вы хотели бы еще узнать? Как это можно узнать? Кто вам может в этом помочь?
Ответы детей.
- Я думаю, что вместе с родителями в выходной день вы сможете сходить в магазин тканей и рассмотреть их. А нам будет очень интересно узнать о том, что нового вы смогли узнать.