Лучший педагог года

«В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта

Ольга Трусевич
«В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
▼ Скачать

Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»

Тема: «В гости к ткацкому станку»

в старшей группе

Цель:

• Познакомить детей ткацким производством.

Задачи.

Образовательные:

Публикация «„В гости к ткацкому станку“, Конспект НОД по направлению „Ткацкая мастерская“ в рамках реализации инновационного проекта» размещена в разделах

• Познакомить детей с материалами и инструментами, основным оборудованием, необходимым для ручного ткачества.

• Познакомить с основами ткацкого мастерства.

• Расширить кругозор воспитанников.

Расширить активный словарь детей профессиональными терминами: ткач, ткачество, ткацкий станок, домотканое полотно, прялка, основа, уток.

Развивающие:

• Содействовать развитию внимания, памяти, логического мышления детей.

• Развивать навыки диалогической монологической речи.

Воспитательные:

• Воспитывать потребность в познавательной активности.

• Воспитывать уважительное отношение к мастерству ремесленников, результатам их труда.

Предварительная работа:

• Беседы с детьми об одежде, ее назначении, видах.

• Рассматривание одежды, тканей, атрибутов труда швеи.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал:

• Иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка.

• Детские познавательные энциклопедии.

• Конверт с письмом.

Раздаточный материал:

• Карточки для игры «Что было раньше, а что сейчас?».

• Текстильные изделия ручной работы, ткани.

Оборудование:

• Мольберт.

Ход НОД.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в группе в центре познавательного развития размещает иллюстрации с изображением прялки, ткацкого станка, детские познавательные энциклопедии, текстильные изделия ручной работы: рушники, половики. В игровом центре кладет конверт с письмом.

- Ребята, что это за конверт?

Предположения детей.

- Вы хотите узнать от кого это письмо? Как это узнать? Я предлагаю вам открыть письмо и прочитать его. Хотите?

Ответы детей.

- Ребята, это письмо от Незнайки. Он пишет, что друзья загадали ему загадку, а он никак не может ее разгадать. Хотите помочь Незнайке? Поможете?

Ответы детей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

- Тогда слушайте внимательно: «Пришел паук на деревянных ногах, всю избу загородил». Что же это такое?

Предположения детей.

- Это ткацкий станок. Как вы думаете, для чего он нужен?

Предположения детей.

- Хотите об этом узнать?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам узнать об этом вместе. Хотите? Где мы можем об этом узнать?

Ответы детей.

- Вы правы. Нам помогут детские энциклопедии и книги, а также эти иллюстрации.

Воспитатель обращает внимание детей на развивающую предметно-пространственную среду, оформленную к занятию.

- Вы правильно заметили, что с помощью ткацкого станка изготавливали ткани, из которых потом шили одежду.

Рассматривание иллюстраций с изображением старинного ткацкого станка.

3. Затруднение в игровой ситуации.

- Ребята, для чего человеку нужна одежда?

Ответы детей.

- Одежда защищает человека от жары и холода, непогоды. Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови одежду». Хотите в нее поиграть?

Ответы детей.

Словесная игра «Назови одежду»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. В руках у воспитателя мяч. Он передает его по кругу из рук в руки. Ребенок, к которому попал в руки мяч, называет любой предмет одежды. Повторять названный предмет нельзя. Тот, кто не смог назвать, или назвал не правильно, поворачивается в круг спиной.

- Молодцы, как много предметов одежды вы назвали. Одежда бывает разной.

Словесная игра «Продолжи предложение»

Воспитатель начинает фразу, а дети ее заканчивают:

- если одежду носят женщины, то эта одежда … (женская);

- если ее носят мужчины, то она … (мужская);

- если одежду носят дети, то она … (детская);

- если ее носят летом, то она … (летняя);

- если одежду носят зимой, то она (зимняя);

- если одежду можно носить в разные времена года, то она (демисезонная).

- Как вы думаете, старинная и современная одежда похожи или они отличаются? Чем?

Ответы детей.

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Что было раньше, а что сейчас?». Хотите?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Что было раньше, а что сейчас?»

Воспитатель перед детьми на столе располагает карточки с изображением старинной и современной одежды. Дети должны составить пары предметов одежды: что носили раньше, а что сейчас. Воспитатель уточняет выбор детей, просит обосновать свое решение. Проводит индивидуальную работу с детьми, испытывающими затруднения. Обращает внимание детей на качество ткани, из которой изготовлена старинная одежда.

4. Открытие нового знания.

- Ткачество – это одно из великих открытий человека наряду с добыванием огня, изготовления посуды, орудий труда. Из чего делали одежду первобытные люди?

Ответы детей.

- В древности люди мастерили себе одежду из шкур животных, применяли растения. Со временем народные умельцы изобрели инструменты, которые помогали ремесленникам. Первыми орудиями труда швеи были заточенный камень и костяная рыбья игла. Как вы думаете, какие современные предметы они заменяли?

Ответы детей.

- Заточенным острым камнем резали шкуры животных как ножом, а рыбья кость служила иголкой. Проходили столетия, люди постепенно приспосабливались и делали новые открытия. Они заметили, что стебли некоторых растений прочные, легко гнутся, их можно использовать для шитья. Из шерсти домашних животных можно скатать нить. Каждая семья жила своим трудом: сами выращивали растения, пряли, ткали.

Рассматривание иллюстрации с изображением льна, шерсти, прялки.

- Крайне трудоемка была работа с льном, она требовала длительной обработки: теребление, вымачивания, сушки, трепания, для того, чтобы освободить серебристые волокна из стебля растения. Затем эти волокна пряли. Из получившейся нити можно было делать ткань. Так появилось ткацкое производство. А вы знаете, что в дикой природе тоже есть свой ткач? Кто это?

Предположения детей.

Физкультминутка «Паучок»

В природе всем известен ткач –

Паук – затейник и ловкач.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Поймает в сетку мошку,

И, ну, качать в ней крошку.

(Покачивание из стороны в сторону, стоя на месте)

Заплетает паутинку

На деревьях паучок.

(Кружение вокруг себя)

Словно осени снежинки,

Он развесил на сучок.

(Потянуться вверх на носочках)

Кружевных узоров мастер,

Он работает весь день,

Все в лесу уже украсил,

Даже старый дряхлый пень!

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Рассматривание иллюстраций с изображением ткацкого станка.

- Домашнее ткачество – непростое ремесло. Это тяжелый, кропотливый труд, требующий особой аккуратности. Ткачество с древних времен было женским занятием. В каждой крестьянской избе имелся ткацкий станок, на котором женщины изготавливали домотканое полотно. Ткацкий станок – это сложное приспособление. Посмотрите, из чего он сделан?

Ответы детей.

- Совершенно верно. Ткацкий станок сделан из дерева. Некоторые части у него не подвижные, а другие приводятся в движение с помощью человека. Материалом для ткачества служили лен, конопля, овечья и козья шерсть. Пряжу окрашивали домашним способом и получали узорные ткани. В создании ткани участвуют две нити – основа и уток, которые пересекаясь, создают ткань. Основа расположена по длине ткани, а уток – по ширине.

Дети рассматривают ткань ручной работы. Выявляют особенности ее строения.

- Ткани ручной работы были главным имуществом семьи, определяли ее статус. Каждая хозяйка должна была уметь ткать, вязать, вышивать, чтобы в семье была одежда, украшен дом, было приданное дочерям, атрибуты для ритуалов.

Рассматривание иллюстраций с изображением изделий народных умельцев.

5. Включение нового знания в систему знаний.

- Ребята, из чего делали одежду в старину? Какие природные материалы использовали?

Ответы детей.

- Какие приспособления использовали мастера, для того чтобы сделать одежду?

Ответы детей.

- Для чего была нужна прялка? Как использовали ткацкий станок?

Ответы детей.

- Какие изделия можно было с их помощью сделать?

Ответы детей.

- Как назывался человек, который ткал ткань? Какой она была?

Ответы детей.

6. Итог.

- Вот и закончилось наше путешествие в гости к ткацкому станку. Оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего? Почему? Что было сложным? Почему?

Ответы детей.

- О чем вы хотите рассказать своим друзьям и родителям? О чем вы еще хотели бы узнать? Где это можно сделать?

Ответы детей.

- Людей, занимающихся ремеслом, всегда ценили на Руси. Некоторые старинные предметы до сих пор хранятся в музейных сокровищницах. Они радуют нас своей красотой и рассказывают нам о быте наших предков. Спасибо вам, ребята! Вы очень помогли мне разобраться в ткачестве. Мы с вами напишем письмо Незнайке о том, что нам сегодня удалось узнать.

Публикации по теме:

«Творческая мастерская» в рамках летнего проекта (видео)«Творческая мастерская» в рамках летнего проекта (видео) Лето - самая благодатная пора для детского творчества. Что может быть интересней и увлекательней, как на свежем воздухе в тенечке, уютной.

«Экономика для детей». Конспект занятия в рамках проекта Тема: Будем бережливы. Программное содержание: • формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;.

Занятие по аппликации в старшей группе «Изготовление открытки к 9 Мая» в рамках реализации проекта к 70-летию ВОвЗанятие по аппликации в старшей группе «Изготовление открытки к 9 Мая» в рамках реализации проекта к 70-летию ВОв 1. Сообщение темы. Кто на площади шагает Грудь в медалях,в орденах! Люди все их уважают Им "спасибо" говорят! -Дети, про кого эти стихи?.

«Камни». Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта. Тема проекта:"Сетевое.

Лего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проектаЛего-конструирование. Опыт работы в рамках инновационного проекта С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.

Мастер-класс по изготовлению макета в рамках реализации проекта «Дикие животные в зимнем лесу»Мастер-класс по изготовлению макета в рамках реализации проекта «Дикие животные в зимнем лесу» Проект "Дикие животные в зимнем лесу" был реализован в средней возрастной группе в течении недели. И всё это время мы изготавливали макеты.

Отчет по направлению работы «Социально-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС» На плечи воспитателей ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы.

Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души»Экологическое мероприятие в рамках инновационного проекта «Природа — часть твоей души» Экологическое мероприятие проведено в рамках инновационного проекта "Природа - часть твоей души".Цель проекта:"Всестороннее развитие ребёнка.

Участие в областном семинаре «Специализация дошкольников в рамках реализации проекта «Слышать сердцем» в г. ВоронежУчастие в областном семинаре «Специализация дошкольников в рамках реализации проекта «Слышать сердцем» в г. Воронеж 27 ноября 2015 года мне удалось стать участником областного семинара, который проходил в г. Воронеже в МБДОУ "Детский сад комбинированного.

Занятие с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка. В стране сказок Шарля Перро»Занятие с детьми в рамках реализации проекта «Волшебная шкатулка. В стране сказок Шарля Перро» Цель: вхождение в сказку в рамках проекта "Волшебная шкатулка", развитие коммуникативной сферы, актуализация понимания эмоций своих и других.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 22:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««В гости к ткацкому станку». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Трусевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД