Елена Щербакова
Конспект занятия «Как рассказать детям о П. И. Чайковском?»
Петр Ильич Чайковский
Есть на Урале небольшой городок Воткинск. Много лет назад в этом городке родился мальчик и назвали его Петей. В семье было много детей, Петя был младшим. Все его очень любили, потому что он был добрым. С Петей всегда было радостно и занимательно, он был неистощим на выдумки, на забавные истории и веселые игры. Но была у Пети одна странность, которая всех удивляла. Иногда он бросал игру и уходил куда-нибудь в дом и сосредоточенно к чему-то прислушивался. А прислушивался он к звукам, раздававшимся внутри его. И вот музыка все больше стала захватывать Петю. Теперь он садился за фортепиано и подбирал разные мелодии и даже сам пробовал сочинять музыку. Как-то раз, когда мама уехала в Петербург, он уселся за рояль и долго что-то бормотал про себя, напевал и подбирал на клавишах, и наконец, сочинил песенку, которую так и назвал «Наша мама уехала в Петербург». Еще Петя любил читать книги и даже сам сочинял стихи. Все же музыка занимала его больше всего. Петя чувствовал, что только через нее он сможет рассказать людям о своей любви к ним, к Родине, к родной природе. Таким был маленький Петя, неизвестный до поры мальчик, которого узнали потом люди на земле. Имя этого доброго и умного человека известно всем, зовут его Петр Ильич Чайковский.
Публикация «Конспект занятия „Как рассказать детям о П, И, Чайковском?“» размещена в разделах
У Петра Ильича Чайковского был любимый племянник Володя Давыдов по прозвищу Боб. Ему и посвятил П. И. Чайковский собрание детских музыкальных пьес, объединенный одним названием – «Детский альбом». Боб еще не учился в школе, любил поиграть и послушать разные истории, сказки. П. И. Чайковский написал такую музыку, в которой Боб мог бы узнать свои любимые занятия, а так как он умел играть на пианино, то и исполнить эти пьесы.
В этой музыке есть добрые и злые герои, есть веселые и грустные настроения. В «Детском альбоме» можно найти сказки и игры, узнать новые истории о кукле и многое-многое другое.
П. И. Чайковский «Детский альбом»
«Марш деревянных солдатиков»
Жили-были 25 оловянных солдатиков. Все они родились от одной матери-старой оловянной ложки, а значит приходись друг другу родными братьями. Были они красавцы писаные – мундир синий с красным, ружье на плече… Так начиналась сказка «О стойком оловянном солдатике» Г. Х. Андерсена. У Боба солдатики были деревянные, ну подумаешь, эти тоже красивые, бравые, тоже умели ходить. Раз-два, раз-два! Музыка весело, будто с удовольствием подыгрывает им. Марш у них не в самом деле, легкий – идут – то маленькие бравые деревянные солдатики.
«Баба-Яга»
Вы слышите, как дрожит земля, как шумят деревья и ломаются сучья? Это летит Баба-Яга. Нос крючком, зубы торчком, а глаза горят, в волосах ветер свистит. Куда несется старая, на какие дела?
«Итальянская песенка»
П. И. Чайковский любил путешествовать. Нравилась ему солнечная, приветливая страна, где поют чудные песни. Страна эта – Италия и песенка, которую он написал – итальянская. Красивая песенка, потому люди, поющие ее, тоже красивые. Да и все люди, которые любят петь и слушать музыку – красивые люди.
«Полька»
А вот и полька. Польку танцует каждый. Пролетела маленькая девочка с большим бантом и косичкой и надутыми от старания губами. Легко проскакал зайчик, а за ним поспешил охотник в огромных сапожищах. Но заяц не боится охотника – ведь это только карнавал и только в праздник охотник и зайка танцуют вместе.
«Болезнь куклы»
У девочки Тани заболела любимая кукла, может она простудилась во время дождя? Таня, как настоящая мама переживает за куклу, заботится о ней, не спит, когда у куклы температура, качает ее, успокаивает, переживает.
«Новая кукла»
Девочке купили новую куклу, какая радость, какое счастье, кукла красива, ну просто очаровательна. Ее можно взять за ручки и весело кружиться по комнате.
П. И. Чайковский «Камаринская»
1 занятие. Цель: вызвать у детей интерес к музыке П. И. Чайковского, закреплять умение определять характер, жанр музыкального произведения.
Ход: Дети, вы сегодня услышите новое музыкальное произведение: пьесу «Камаринская» П. И. Чайковского. Попробуйте сами разобраться, что это за музыка, какая она по характеру, жанру. (Слушание).
2 занятие. Цель: определить замысел композитора: показать веселую, жизненную, народную пляску, научить детей находить зерно – интонацию в музыке, дать представление о народности, основной мелодии пьесы.
Ход: Дети, послушайте музыку и постарайтесь вспомнить ее название и имя композитора. Определите характер, жанр. (Слушание). Музыка веселая, быстрая, под нее можно плясать. Чайковский изобразил в этой музыке пляску. Полюбилась ему незатейливая русская мелодия. Вот она. (Слушание неполных 7 тактов). Он создал на основе мелодии большую музыкальную пьесу. Так часто делают композиторы и тогда народная мелодия становится большим произведением. А называется это – обработка. Послушайте русскую народную мелодию, обработанную композитором. (Слушание пьесы).
3 занятие. Цель: учить детей различать темповые и динамические оттенки, развивать умение осознанно, вдумчиво воспринимать музыкальное произведение.
Ход: Посмотрите на эту иллюстрацию и послушайте знакомую пьесу. Скажите, подходит ли эта иллюстрация к музыке. (Слушание 1 части пьесы). А почему вы так думаете? Давайте послушаем, как изменяется пляска танцора. Начинает он свою пляску легко, спокойно, но постепенно расходится, движения его становится шире, быстрее, громче звучит музыка. Но потом танцор, как бы устает, музыка постепенно стихает, танцор медленно заканчивает пляску. (Слушание сей пьесы).
4 занятие. Цель: учить детей находить в произведении средства музыкальной выразительности: устанавливать связи вариаций с голосами народных инструментов. Способствовать воспитанию музыкального вкуса. Использовать музыкальные инструменты: деревянные ложки, трещотки (на каждую вариацию свой инструмент).
Ход: (Напоминание мелодии). Как называется эта пьеса? Кто ее сочинил? (Исполняется вся пьеса). Что сделал композитор с мелодией? Он сумел создать образ пляски, слышаться разные народные музыкальные инструменты: дудочка, балалайка, гармонь.
Сыграем на инструментах каждую вариацию.