Татьяна Сафронова
Конспект НОД по математике в старшей группе детского сада «Путешествие Петруши»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие Петруши
Задачи познавательного развития:
1. Закреплять у детей навык ориентировки в тетради по клеточкам;
2. Продолжать учить детей составлять и решать арифметические задачи на наглядной основе, «записывать» решение с помощью карточек с цифрами и знаками;
3. Упражнять в соотнесении цифры к определенному количеству предметов расположенных по - разному;
4. Закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;
5. Развивать логическое мышление, память, воображение, внимание;
Публикация «Конспект НОД по математике в старшей группе детского сада „Путешествие Петруши“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
6. Активизировать речь, учить правильно пользоваться математическими терминами;
7. Совершенствовать навыки учебной деятельности;
8. Воспитывать интерес к математике, стремление оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, чувство коллективизма.
Интеграция познавательных областей ФГОС ДО: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное
Задачи образовательных областей, входящих в интеграцию – Развить речь как средство общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной речи; развитие мелкой и крупной моторики тела. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми
Оборудование и материалы для проведения НОД :
Карточки:1, 2, 3, 4,5,6,7,8,9 (с обратной стороны буквы Масленица); карточки с изображением группы предметов для счета, цифры 1 – 10
Иллюстрации: печка, яблонька; речка, схема – образец дом, плоскостные яблоки 7 шт.
Игрушки: Петрушка, ежик, Баба Яга;
тетради в клетку, простые карандаши.
Предварительная совместная деятельность: Беседа о русских традициях и обычаях проводов зимы. Худ-эст. деятельность – рисование чучело Масленицы.
Ход НОД
1 часть.
Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим о русских праздниках. Название одного из праздников зашифровано. Вы сможете прочитать его название, если правильно распре-делите числа в ряд по возрастанию. (Дети расставляют цифры в ряд. Воспитатель переворачивает карточки обратной стороной).
Воспитатель: Давайте прочитаем название праздника. (Масленица).
Стук в дверь, входит Петрушка.
Петрушка : Здравствуйте дети! Беда, беда случилась в нашем селенье! Злая баба-Яга унесла наше чучело масленичное, и расставила задачки-ловушки. Ребятки помогайте, чучело выручайте!
2 часть Воспитатель: Мы постараемся помочь Петрушке. Для этого надо быть внимательными и быстро находить правильные решения. Я предлагаю провести разминку. Каждый внимательно должен выслушать вопрос и дать правильный ответ.
Интеллектуальная разминка
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько углов у квадрата? (4)
Сколько дней в неделе? (7)
Назови выходные дни. (суббота, воскресенье)
Назови число, следующее за числом 5. (6)
Сколько тебе лет?
Сколько хвостов у пяти коров? (5)
Сколько лап у двух гусей? (4)
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием.
Воспитатель: И отправились мы с Петрушкой в путь дорогу, искать чучело. Шли мы, шли и увидели стоит печка.
Петрушка : Печка, печка, не видела ли ты куда баба-Яга полетела?
Печка: Видела. Только сначала выполни задание, которое написано на бересте и помоги открыть задвижку, а то у меня пирожки сгорят.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Петрушке выполнить задание!
Не волнуйся Петрушка, мы тебе поможем. Дети, нам нужно выполнить непростое задание, для этого вам нужно точно выполнять мои указания. Вы готовы? Тогда откройте тетради, возьмите карандаш. Давайте вспомним наше правило, которое мы выполняем перед работой в тетради.
Дети:
Я тетрадочку открою и как надо положу
Я от вас друзья не скрою, карандаш вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь, за работу я берусь.
Графический диктант «Ключ».
Воспитатель: От точки 3 кл. вправо, 3кл. вниз, 1 кл. влево, 3 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 1 кл. вправо, 1 кл. вниз, 2 кл. влево, 1 кл. вниз, 1 кл. влево, 6 кл. вверх, 1 кл. влево, 3 кл. вверх.
Воспитатель: Что получилось? (ключ). Вы догадались для чего он нам нужен? (Чтобы открыть задвижку).
Печка: Спасибо вам, друзья, вы верно выполнили задание. До свидания.
«Мальчик с пальчик»
- Мальчик с пальчик, Где ты был? (4 раза сгибать большой палец левой руки.)
- Долго по лесу бродил! (4 раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках. (Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
Воспитатель: Идем мы дальше и видим, на поляне растет яблоня.
Петрушка : Яблонька, яблонька, не видела ли ты, куда баба-Яга полетела?
Яблонька: Видела. Только составь и реши сначала задачку.
Воспитатель: Дети, давайте поможем Петруше составить и решить задачу. (Составление и решение задачи на наглядной основе).
Воспитатель: Посмотрите, сколько яблок лежит на земле? (4). Сколько яблок еще упало? (воспитатель ставит еще 3 яблока). Давайте составим про них задачу. О чем задача? Что говорится о яблоках? (Они лежали на земле). Сколько их было сначала? (4). Сколько упало потом? (3). Яблок меньше или больше стало на земле? (больше). Если больше, то что нужно сделать – сложить или вычесть? (сложить). А какой вопрос в задаче? (Сколько яблок стало). Составим задачу.
Ребенок: На земле лежало 4 яблока, потом упало еще 3 яблока. Сколько стало на земле яблок?
Воспитатель: Давайте обозначим решение цифрами и знаками. (Вызванный ребенок подбирает нужные карточки с цифрами и знаками, выставляет их на наборном полотне. 4 + 3 = 7).
Яблонька: Молодец Петруша и вы, ребятки! Все правильно сделали. (И яблонька ука-зала дорогу дальше).
Воспитатель: Дети, вам нравится путешествовать с Петрушкой? А сейчас мы покажем Петрушке, что мы умеем не только решать задачи, но и знаем много игр.
Физкультминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться., (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь — Дети сели отдохнуть.
Воспитатель: Идем с Петрушей дальше. А навстречу нам молочная речка с кисельными берегами.
Петрушка : Речка, реченька! Подскажи нам, куда баба-Яга понесла наше чучело масленичное?
Речка: А вы мои задачки отгадайте, тогда скажу!
Сколько ушей у трех мышей?
-- Сколько лап у трех гусей?
-- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
-- На клене 5 веток. На каждой ветке по 2 яблока. Сколько яблок на клене?
Молодцы! Знаете ответы на мои задачки. (И речка указала дорогу дальше).
Воспитатель: Идем с Петрушей дальше. А навстречу нам ежик катится.
Петрушка : Здравствуй ежик! Помоги нам чучело найти. Его Яга унесла.
Ежик: Помогу. Только выполните мое задание. Я собрал грибы, ягоды, желуди, а ты их сосчитай и подбери правильную цифру к ним.
Дидактическое упражнение «Подбери цифру».
(На картинке изображены группы предметов разного количества и разного расположения. Дети считают и подбирают соответствующую цифру).
Ежик: Молодцы, вы справились с заданием. (ежик указал дальнейшую дорогу). До свидания.
Воспитатель: Идем мы дальше и видим дом Бабы Яги. А около дома стоит чучело Масленичное. Увидела нас Баба Яга, закричала: «Зачем пришли? Не отдам вам чучело, пока загадки мои не отгадаете про масленицу».
Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки.
Баба Яга:
Стоит медный великан,
А под ним пустой стакан.
Пышет пар, блины шкварчат,
Все стакан налить хотят.
Сапогом нагоним жар.
Перед нами. (самовар)
Символ зимушки — зимы,
Сжечь сегодня мы должны.
Руки, ноги, голова,
Но не жалко нам тебя.
Догорай скорей дотла,
К нам тогда придет весна. (Чучело Масленицы)
Он круглый и румяный,
Его любят со сметаной,
И с вареньем и с медком,
Вкус его нам всем знаком. (Блин)
Масленица к нам пришла,
И блинов в дар принесла.
А это значит, что.
— Зима, уходить тебе пора.
Что приходит к нам она,
Долгожданная. (Весна)
Блин вышел комом, вот беда,
Без неё нам — никуда. (сковорода)
А давайте мы Бабе Яге сделаем подарок? Соберем из геометрических фигур новый дом. Он будет большой, просторный и Баба Яга не будет такой сердитой.
Дидактическая игра «Собери по образцу»
(Рассматриваем образец. Воспитатель задает вопросы).
Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит дом? (3 прямоугольника, 2 квадрата, 2 треугольника).
3 часть занятия.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по сказке вместе с Петрушкой? Давайте вспомним, с кем мы встречались? Что делали? Какое задание было самым трудным? Вам понравился конец сказки?
Воспитатель: Молодцы! Вы были внимательны, сообразительны, а главное вы помогали Петрушки в спасении масленичного чучела. Но нам пора возвращаться домой.