Татьяна Шпиндовская
Конспект НОД по математике с использованием методики ТРИЗ в старшей группе «Путешествие в страну Математика»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по математике с использованием методики ТРИЗ в старшей группе
Программное содержание:
• Закрепить представление детей о геометрических телах (шар, конус, цилиндр, призма, пирамида, эллипсоид).
• Закрепить представление детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, ромб, трапеция, треугольник, учить называть их сходства и отличия.
• Формировать на предметной основе представление о геометрических фигурах, умение находить предметы округлой (квадратной, треугольной, овальной, прямоугольной) формы.
• Закрепить знание цифр в пределах 10.
Публикация «Конспект НОД по математике с использованием методики ТРИЗ в старшей группе „Путешествие в страну Математика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
• Учить детей узнавать геометрические тела по характерным признакам, развивать тактильные ощущения.
• Развивать творческое воображение, мышление, внимание.
• Тренировать аналитическое мышление.
• Формировать у детей представления о нравственных формах в отношении с окружающими, доброжелательность.
• Воспитывать культуру общения, отзывчивость.
• Учить проявлять радушие в общении с взрослыми.
Ход
I. Воспитатель:
- Дети, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в страну «Математика». Я думаю, что вы любите математику и это путешествие будет для вас очень интересным. А вот и письмо от королевы. Королева Математика пишет нам в своем письме о том, что ждет нас к себе в гости, но путь туда долог и труден, и нам надо будет выполнить немало разных заданий. И только смекалка, сообразительность помогут вам их преодолеть. Вот первое из них. «Дорогие ребята! Вы знаете, что можно путешествовать на поезде, на самолете и на корабле. Если вы хотите узнать, на чём мы с вами отправимся в путешествие, надо будет выполнить одно интересное задание? А какое - вы узнаете у воспитателя».
Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Да – Нет». Вы будете задавать мне вопросы про виды транспорта, на которые я смогу отвечать только да или нет. (дети задают вопросы и тем самым выясняется транспорт, на котором они отправятся в путешествие).
- Ой, ребята, смотрите. А вот еще письмо от королевы. Хотите узнать, что в нем написано? Тогда слушайте: «Дорогие ребята! Если вы хотите узнать, на каком корабле вы поплывете путешествовать, то надо присесть на свои места и выполнить первое задание. Перед вами лежат карточки с точками. Каждая точка обозначена цифрой. Надо соединить точки по порядку, тогда мы узнаем, как выглядит наш корабль». (См. картинку)
Проводится дидактическая игра «Соедини по точкам» :
- Соедините точки один и три, и девять и четыре. Что у вас получилось? («Корабль» - ответы детей).
- А вот вам и третье задание: чтобы пройти на наш корабль, вы должны будете сказать, чем же отличаются или похожи геометрические фигуры. Мы поиграем в игру «Теремок». Дети проходят к столу с геометрическими фигурами и берут себе одну геометрическую фигуру.
- Тук, тук. Кто в теремочке живет?
-Я, квадрат. А ты кто?
- Я, треугольник. Пусти меня к себе.
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож или отличаешься?
Дидактическая игра «Кто больше назовет предметов?». А вот вам и четвертое задание:
- У вас в руках геометрические фигуры, сейчас выходят те ребята, у которых есть карточка, на которой изображен круг. Вы должны найти в группе и назвать все предметы округлой формы.
Дети выполняют задание. По аналогии выполнят задание и другие ребята, на карточках которых изображены другие геометрические фигуры.
Ребята, смотрите, там еще одно письмо. Прочитаем? «Вот мы и попали в соседнее королевство. Но здесь случилась беда. Геометрические фигуры заболели. И вы им можете помочь. Сначала разделитесь на три команды. Потом каждая команда должна будет, взявшись за руки, построить ту геометрическую фигуру, изображение которой будет у вас на карточке. А другие команды должны будут отгадать, что это за фигура. Когда вы угадаете названия всех геометрических фигур – они обязательно выздоровеют»
Проводится минутка здоровья «изобразите заданную геометрическую фигуру».
Ребята, смотрите, у нас еще одно письмо. «Дети, мы с вами попали в город, который называется Загадки Старичка – лесовичка. И в этом письме он просит вас отгадать его загадки».
- Ребята, попробуем отгадать загадки Старичка - лесовичка?
1) Нет углов у меня И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо. (Круг.)
2) Моя загадка коротка: Три стороны и три угла. Кто я? (Треугольник.)
3) С детства я знакомый твой,
Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам представиться я рад.
А зовут меня … (Квадрат.)
4) Нет углов у меня,
Нет сторон у меня.
И похож на дыню я.
Ну и кто же отгадал,
Что зовут меня … (Овал.)
5) Есть четыре стороны -
Противоположные равны.
Еще четыре прямых угла
Похож на холодильник я.
Ну, подумайте, друзья
Как же все зовут меня? (Прямоугольник.)
- Вы правильно отгадали все загадки. Молодцы! А вот и следующее письмо от Королевы Математика. «Ребята, я знаю, что вы хотите срочно попасть в детский сад. Выполните еще одно задание, чтобы вы смогли все дружно попасть назад».
Воспитатель предлагает детям перейти на ковер, затем рассказывает детям сказку:
- В одном королевстве, где жили геометрические тела, произошло несчастье. Злой волшебник, рассердившись на короля этой страны Куба, одним взмахом волшебной палочки отправил всех его подданных в глубокое подземелье. Спасти их можно только так: «На ощупь определить и затем назвать, что это!».
Воспитатель проводит с детьми дидактическую игру «Волшебный мешочек». В волшебном мешочке лежат объемные геометрические тела. Дети по очереди осязают геометрическое тело, не вынимая его. Называют, и только после этого достают из мешочка. Воспитатель:
- Молодцы ребята, правильно выполнили задание и помогли королю Кубу расколдовать всех жителей его страны!
В конце занятия воспитатель подводит итог, закрепляя знания детей и создавая в группе атмосферу доброжелательности и уважения, понимания и поддержки.
В качестве сюрпризного момента воспитатель использует чудесный мешочек, подарки в который положил король Куб и королева Математика, как благодарность за спасение их волшебного города.