Сильвия Клапанюк
Конспект НОД по математике «Страна геометрия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Страна Геометрия».
Программное содержание: дать начальное представление об объемных геометрических телах «пирамида», «шар», «цилиндр»; развивать пространственное мышление, воображение ребенка, способность видеть целостные образы; развивать умение строить простые высказывания о сущности выполненного действия; пополнять словарь новыми геометрическими понятиями : геометрия, вершина, основание, ребра, грани, плоская, объемная. Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между детьми.
Публикация «Конспект НОД по математике „Страна геометрия“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Демонстрационный материал : мультимедийная техника; пирамиды; песочный дворик; игрушка Черепашка-пирамида, игрушка Колобок, игрушка Львенок - цилиндренок, игрушка Король.
Раздаточный материал : мешочки с наборами предметов и пирамидами (по количеству детей); шары (по количеству детей); бумажные круги (по количеству детей); обруч; шарообразные предметы: футбольный мяч, мяч, надувной шар, яблоко, апельсин, груша, персик, мячик пинпонга; плоские предметы: диск, круг, плоскостная пирамида, плоскостная матрешка; цилиндры (по количеству детей); палитры с красками двух цветов (по 2 шт.); белые листы бумаги; листы бумаги разного цвета и размера, клей, салфетки; модели деревьев; кубик для игры.
Ход занятия
Звучит музыка сл. Пляцковского М., муз. Шаинского В. «От улыбки». Под музыку дети заходят на занятие, дотрагиваясь своими ладонями до ладоней воспитателя (по желанию дети могут петь песню).
Воспитатель. Я дарю вам свою улыбку. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям.
Воспитатель. Приглашаю вас, отправится на экскурсию в Страну Геометрию. Знакомы ли вы с этой страной? (Ответы детей)
Воспитатель. Это страна, где живут геометрические фигуры. В каждой сказочной стране свой король, множество интересных городов. Чтобы начать нашу экскурсию, необходимо попасть в волшебные сказочные ворота этой страны, а для этого отгадать секретный код. На воротах замка изображены геометрические фигуры, которые вы называете попорядку, тем самым отгадываете код и попадаете в страну Геометрия.
Воспитатель. Вот открываются ворота и нас встречает… Но что же это? Король встречает нас совсем один. Послушаем его.
Король. Ребята! Все города моей страны : Город Пирамид, Шар город, Цилиндроград исчезли! Что мне делать? Помогите? Если вы выполните все задания, то города вновь вернуться в мою страну.
Воспитатель. Готовы ли вы продолжить экскурсию и выполнить все задания? (Ответы детей)
Воспитатель. «Вот, оказывается, как выглядел город Пирамид! Все дома в нем были вот такой формы…» (педагог показывает детям бумажную модель пирамиды). Посмотрите на пирамиду, исследуйте ее. У пирамиды есть вершина, основание, ребра, грани. Давайте закрепим (Дети проговаривают то, что показывает на модели воспитатель. 3-4 индивидуальных ответа).
Чтобы больше узнать о пирамидах предлагаю играть. Возьмите «волшебные мешочки», отыщите среди них пирамиду и покажите ее (дается время для поиска).
Воспитатель. Обращаясь к детям по имени, как ты отыскал пирамиду? (Ответы детей) Прибегать к помощи и дополнениям сверстников, индивидуальные (3-4, групповые ответы.
Воспитатель. Посмотрите, моя пирамида оставила свой отпечаток, свой след на песке (воспитатель берет формочку и с ее помощью делает на песке отпечаток). Этот отпечаток-след – геометрическая фигура.
Назовите геометрическую фигуру, которую вы видите, как вы узнали (например, треугольник, потому что у него три стороны и три угла). Такая пирамида, которая оставляет след треугольника, называется треугольная пирамида ( закрепляется название треугольной пирамиды: 3-4 индивидуальных ответа, групповой).
Далее 3-4 ребенка оставляют след своей пирамиды, называют геометрическую фигуру основания, а затем называют предположение о названии пирамиды (треугольная пирамида, четырехугольная пирамида, шестиугольная пирамида).
Воспитатель. Давайте построим город Пирамид у нас в группе (Дети на столе в свободном порядке располагают модели-пирамиды. Пока дети строят, педагог убирает коробку с «Волшебными мешочками» и готовит коробку с кругами и шарами). Замечательно ребята! У вас все здорово получилось! А правителем этой страны станет мудрая черепашка. А почему правителем будет именно эта мудрая черепашка? (Предположения детей)
Воспитатель. Давайте посмотрим, появился ли город Пирамид в Стране Геометрия? (просмотр слайда, где изображен город Пирамид)
Воспитатель. В стране Геометрия был еще Шар - город. Для того, чтобы построить новый Шар – город, необходимо выполнить следующее задание.
Воспитатель. Что за фигуру вы видите на столе? Как вы это определили? Возьмите и положите вырезанные бумажные круги между ладонями и плотно их сожмите. Что вы, ребята, ощутили? Что вы чувствуете и видите?
Дети. Пальцы и кисти рук совершенно прямые. Никто даже не догадается, что между ладонями что-то спрятано.
Воспитатель. Пальцы и кисти рук совершенно прямые. Никто даже не догадается, что между ладонями что-то спрятано. Поэтому круг называют плоской фигурой. Круг – это плоская фигура (2-3 индивидуальных ответа, общее проговаривание разной силой голоса).
Воспитатель. Возьмите шары, и ощупайте их поверхность с закрытыми глазами.
Дети с закрытыми глазами ощупывают поверхность шара.
Воспитатель. Подумайте и скажите, какие ощущения у вас возникли? Что сейчас делают ваши руки? (Подвести детей к пониманию того, что шар можно «обнять» ладонью и пальцами руки. Сделать вывод, что шар - это объемное тело).
Воспитатель. Вы правы, ваши руки обнимают шар, шар- это объемное геометрическое тело от слова обнять. Шар можно обнять, оно объемное геометрическое тело (2-3 индивидуальных ответа, общее проговаривание разной силой голоса).
Воспитатель. На игровом пространстве (в обруче) разложены различные предметы. По условному сигналу вы должны собрать шарообразные предметы, каждый участник игры выбирает один предмет.
(проводится игра «Найди предмет нужной формы». В игре целенаправленно не хватает одного предмета шарообразной формы. Задать детям вопрос: А почему Ирина не взяла предмет? Выслушать варианты ответа детей, а затем предложить шарообразный предмет)
Воспитатель. Вы совершенно верно справились с заданием. Приглашаю вас, построить новый Шар - город! (Дети на столе в свободном порядке располагают шарообразные предметы). Какой сказочный персонаж, известный всем детям, похож на шар?
Дети. Колобок
Воспитатель. Умелые вы ребята! Ловко у вас все получилось! Править шар - городом станет Колобок.
Воспитатель. Давайте посмотрим, появился ли Шар - город в Стране Геометрия? (просмотр слайда, где изображен Шар - город)
Воспитатель. Наши испытания продолжаются. Нам предстоит спасти Цилиндроград (пройти к столу с цилиндрами). Это цилиндр, возьмите, рассмотрите его, покатайте (время для рассматривания).
Воспитатель. Что вы ощущаете своими руками? (Ответы детей)
Воспитатель. У цилиндра два основания вверху и внизу, гладкая боковая поверхность (3-4 индивидуальных, групповой ответы). Следы какой геометрической фигуры, по вашему мнению, будут оставлять на снегу «прыгающие» цилиндры? (Предположения детей)
Воспитатель. Сейчас мы проверим ваше предположение. Для этого вы обмакиваете одно основание цилиндра в один цвет, другое основание в другой цвет (показ воспитателя) и получается фокус «прыгающих цилиндров» на снегу.
Воспитатель. Возьмите цилиндры и нарисуйте следы «прыгающих» цилиндров.
Дети выполняют опыт «Прыгающий цилиндр».
Воспитатель. Рассмотрите следы краски на листе бумаги. Какую фигуру ребята, вы узнаете? Какую фигуру прячет внутри себя цилиндр? (Ответы детей)
Воспитатель. Мы так увлеклись интересными заданиями, что совсем забыли о том, что обещали помочь королю страны Геометрия.
Детям показывают бумажную куклу львенка Цилиндренка
Обратите внимание на туловище львенка. Какой формы туловище Львенка? (Ответы и доказательства детей)
Воспитатель. Чтобы построить Цилиндроград, вам предстоит изготовить самим цилиндры.
Педагог берет в руки небольшой лист бумаги. Потом на глазах у детей сворачивает лист в трубочку, моделируя цилиндр.
Воспитатель. Какую фигуру напоминает свернутый лист? Конечно, цилиндр. Предлагаю вам взять любой четырехугольник и склеить цилиндр.
Дошкольники выполняют задание.
Воспитатель. Постройте для Короля Цилиндроград. А править этим городом оставим Львенка цилиндренка.
Дети строят город.
Воспитатель. Полюбуйтесь построенными вами городами. Мне кажется чего – то не хватает? Давайте украсим наши города, сделаем их нарядными и праздничными.
Ребята украшают деревьями, цветами построенные города.
Воспитатель. Давайте посмотрим, появился ли Цилиндроград в Стране Геометрия? (просмотр слайда, где изображен Цилиндроград)
Воспитатель. (Показ слайда где король, а вокруг него все города) Все города: город Пирамид, Шар – город, Цилиндроград вернулись в свою страну. Что же это за страна, как она называется? (Ответы детей)
Король. Вы храбрецы, вы удальцы! Браво! Вы умело и ловко справились со всеми испытаниями! Вы вернули мне мою страну, и я снова настоящий король! Спасибо! До новых встреч!
Следующий слайд «Добро пожаловать!»
Воспитатель. Ребята, кто может прочитать то, что вы видите на экране? (чтение надписи «Добро пожаловать!»)
Воспитатель. Наша экскурсия в страну Геометрия сегодня подошла к концу, но эта встреча не последняя, мы будем частыми ее гостями. Скажем До свидания! И вернемся в детский сад (приглашение на ковер)
Подведение итогов занятия с кубиком
Воспитатель. В какой стране вы были на экскурсии? Кто живет в этой стране? Что вы узнали сегодня нового? Может быть, вы чему-то удивились? Что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Ответы детей)
Воспитатель. Вы сегодня показали себя настоящими эрудитами, смогли пройти все сложные задания. Ребята, вы будите настоящими математиками (отметить индивидуально тех детей, которые наиболее активно показали себя на занятии). Мне хотелось бы от себя и от Короля страны Геометрия подарить вам подарок на память. (появляется фигура короля)
Пусть эта фигура украсит в вашей группе центр занимательной математики и вы построите свою страну Геометрия.
Дети. Губки улыбаются,
У нас все получается!
Воспитатель. До новых встреч! Всего вам доброго