Амельченко Людмила
Конспект НОД по кружковой деятельности в средней группе «Органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по кружковой деятельности в средней группе.
Амельченко Л. А.
МАДОУ ЦРР – д/с, г. Покачи
Тема: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем»
Образовательная область «Познание».
Интеграция образовательных областей: «Безопасность»,
«Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Здоровье».
Публикация «Конспект НОД по кружковой деятельности в средней группе „Органы чувств“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Органы чувств человека и их назначение
- Средняя группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Методы: словесный (объяснение, рассказ, чтение стихотворений, проговаривание слов физминутки, пальчиковой гимнастики);
- наглядный (предметные картинки, наглядно-демонстрационный материал);
- практический (артикуляционная гимнастика и другие действия с предметами, д/и «Угадай на ощупь», «Перчатки»);
- игровой (использование дидактических и практических игр с водой, с предметами);
- репродуктивный (воспроизведение действий по образцу);
-эмоциональный - поощрение, учебно-познавательная игра, создание ситуации успеха;
- социальный - создание ситуации взаимопомощи.
Цель - познакомить с некоторыми органами чувств и их назначением (уши – слышать и узнавать звуки, нос – узнавать запах, язык – определять вкус, пальцы - определять форму и структуру поверхности);
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о таких свойствах предметов, как форма, цвет, запах, вкус;
- формировать представления об органах чувств и их назначении через умение познавательно-исследовательскую деятельность;
- формировать умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развивающие:
- активизировать мыслительную и познавательно-исследовательскую деятельность через практические действия с предметами и поиск ответов на вопросы;
- развивать сенсорные способности, умение описывать предмет по образцу;
- развивать связную речь, побуждая детей использовать в речи прилагательные;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- стимулировать развитие наблюдательности, познавательного интереса, целенаправленности и устойчивости внимания, зрительной и слуховой памяти;
Воспитательные:
-учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие;
- вырабатывать бережное отношение к органам чувств и навыки безопасного ухода за ними;
- вырабатывать умение добиваться общей цели, принимая в ней посильное участие.
Планируемый результат:
Дети будут:
- уметь определять вкус, запах, цвет, форму, величину предметов через исследовательскую деятельность, отвечать на поставленные вопросы;
- будет развиваться познавательный интерес, целенаправленность и устойчивость внимания, зрительная и слуховая памяти;
- получат навыки описания предметов по схеме (образцу, используя соответствующие органы чувств;
- знать, какие органы чувств необходимы для определения того или иного качества предметов окружающего мира;
- уметь правильно и безопасно пользоваться своими органами чувств.
Мизансцена: парты, стульчики для детей, учебная доска, ширма.
Оборудование: картинки: домовёнка Кузи, схемы описания предметов, органов чувств (ухо, нос, язык, рука); сундучок, колокольчик, 3 контейнера с кусочками лука, яблока, апельсина внутри; яблоко, шишка, морковь, яйцо, мячик, кубик; тарелка с сахаром, солью, чесноком и лимоном; 3 платка; тазик с водой, монеты, ножницы, тарелка с ложкой; музыкальный центр с диском с записью голоса сказочного героя.
Логика НОД
I. Вводная часть.
- Доброе утро, ребята. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Игра-приветствие.
Здравствуйте, ручки! (2 раза хлопнуть в ладоши)
Здравствуйте, носики! (коснуться носа)
Здравствуйте, ушки! (коснуться ушей)
Здравствуйте, гости! (руки вперёд, указывая на гостей)
Сюрпризный момент.
(слышится тихий плач)
Воспитатель: - Ой, ребята, кажется кто-то плачет! (идёт на звук и находит фигурку домовёнка Кузи) Кто же это?
Домовё нок: (звучит запись голоса) – Я домовёнок. Зовут меня Кузей. У меня случилась беда: потерялся мой волшебный сундучок с загадками. Теперь я не знаю, что мне делать?
Воспитатель: - Ребята, может поможем Кузе? (обращаясь к Кузе) А какой он, твой сундучок?
Кузя: - Он у меня очень красивый и музыкальный.
Воспитатель: - Ребята, послушайте, может вы услышите где-то музыку? (помощник воспитателя звенит за ширмой колокольчиком, а перед ней стоит сундучок. Дети прислушиваются, идут на звук и находят сундучок)
II. Основная часть.
Кузя: - Ура! Нашёлся мой сундучок? Спасибо, ребята! Хотите узнать, что в нём лежит? А там лежат мои загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Тогда загадка первая: попробуйте угадать, чем я сегодня занимался.
Дидактическая игра «Угадай на слух»
(за ширмой помощник переливает воду – купался или пил; звенит монетами – деньги считал или что-то покупал; топает – гулял; щёлкает ножницами – постригался; гремит посудой – готовил еду или ел и т. д.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А как вы угадывали? (слушали) А чем мы слушаем звуки? (ушами) (воспитатель вешает на доску картинку)
Вывод: (запись голоса Кузи)- Правильно, чтобы услышать звуки, нам нужны уши.
Кузя: - А теперь загадка вторая: угадайте, что у меня в этих баночках. (воспитатель достаёт 3 непрозрачные баночки, в которых лежат кусочки лука, яблока, апельсина).
Дидактическая игра «Угадай по запаху»
(вызывают 3 детей, которые по очереди нюхают содержимое баночек и называют его)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А как вы угадали? (понюхали) А чем мы определяем запахи? (носами) (воспитатель вешает на доску картинку)
Вывод: (запись голоса Кузи)- Правильно, чтобы определить, чем пахнет, нам нужен нос.
Кузя: - А теперь третья загадка: угадайте, что у меня лежит на тарелке?
Воспитатель: - Чтобы попробовать и узнать по вкусу, нам нужно сделать зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика с предметами
Упражнения со сладкой соломкой:
- зажать между носом и верхней губой;
- зажать языком;
Упражнения с сушкой:
- губы вытянуть трубочкой в отверстие сушки;
- подержать на высунутом языке.
Дидактическая игра «Угадай на вкус»
(воспитатель вызывает 4 детей, которые с закрытыми глазами определяют вкус: чеснок – горький, сахар – сладкий, лимон – кислый, соль – солёный).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А как вы угадали? (попробовали) А чем мы пробовали? (ртом, языком. Если дети затрудняются, то воспитатель объясняет, что определить вкус помогает язык) (воспитатель вешает на доску картинку)
Вывод: (запись голоса Кузи)- Правильно, чтобы определить вкус продуктов, нам нужен язык.
Воспитатель: - Ребята, вы столько Кузиных загадок отгадали, что пора нам немного передохнуть. Тихонечко встанем и поиграем.
Динамическая пауза
Я буду называть, кого я видала, а вы изобразите. Они умеют что-то делать, а вы все повторите!
Зайка-скакалка, (скачут на месте)
Лягушка-попрыгушка, (приседают и скачут)
Змейка игривая (показывают руками, как ползёт) И птичка шаловливая, (машут руками)
Цапля длинноногая, (стоят на одной ноге, руки в стороны) Коза винторогая. (показывают рога)
Кузя: - А теперь четвё ртая загадка: угадайте, что у меня ещё лежит в сундучке?
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
(воспитатель вызывает по очереди всех детей, которые засовывают руку в сундучок, нащупывают предмет (яблоко, шишка, морковь, яйцо, мячик, кубик, называют его, достают и объясняют, как догадались).
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А как вы угадывали, что за предмет лежит в сундучке? (трогали) А чем мы трогали? (руками) (воспитатель вешает на доску картинку)
Вывод: (запись голоса Кузи) - Правильно, чтобы определить какой предмет на ощупь, нам нужны руки.
Воспитатель: -А теперь пусть наши ручки тоже немного поиграют.
Пальчиковая гимнастика «Музыканты»
Бум-бум-бум, бам-бам-бам! Мы стучим в барабан.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду, А я с дудочкой иду. Тра-ля-ля, тра-ля-ля Пианино у меня.
Трень да брень, трень да брень, С балалайкой я весь день.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, Раздаётся в стенку стук. Значит надо прекращать
Нам стучать, дудеть, бренчать.
III. Заключительная часть. Рефлексия.
Кузя: - Ребята, назовите помощников, которые помогли вам отгадать мои загадки.
(воспитатель задаё т наводящие вопросы и подводит итоги: звуки слышим ушами; вкус определяем с помощью языка, запах с помощью носа, а потрогав руками, можем назвать, какой предмет.)
Воспитатель: - Ребята, а нам обязательно нужны наши помощники или без них можно обойтись? Правильно, ребята, без них нам будет очень тяжело! Поэтому их нужно беречь и ухаживать за ними. А как нужно заботиться о них? (не пить горячие или слишком холодные продукты; мыть уши, руки; не простужаться и т. д.)
Кузя: - Ребята, вы большие молодцы! Спасибо, что нашли мой волшебный сундучок с загадками. А теперь мне пора домой. На память я дарю вам вот такую шкатулочку с подарками. До свидания, ребята!
Воспитатель: - До свиданья, Кузя! И спасибо за подарок! Скажите, а вам, ребята, понравилось отгадывать загадки домовёнка Кузи? А что больше всего понравилось делать? (ответы детей)
Воспитатель: - Спасибо, ребята за вашу догадливость, дружную работу. А теперь последняя загадка? Что же в коробке? Давайте попробуем определить. (воспитатель трясёт коробку; даёт понюхать, попробовать, потрогать по
очереди детям. Пока они не отгадают, что лежит в коробке) Правильно, это печенье! (раздаёт детям)
Использованная литература:
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. ,2015;
- Быкова Н. М. Игры и упражнения для развития речи. - СПб. ,2015;