Анастасия Лыкова
Конспект НОД по коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Играем в школу»
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД по коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Играем в школу»
Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
-активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности» (предметный словарь, словарь признаков, словарь действий);
Публикация «Конспект НОД по коммуникативной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР „Играем в школу“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
-закреплять умение называть первый звук в слове и условно обозначать согласные и гласные звуки: синие (зеленые) и красные квадраты);
-закреплять умения образовывать антонимы;
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
-закреплять умения слова делить на слоги;
-закреплять умения составлять предложения с помощью схемы и придумывать предложение, опираясь на схему.
-закреплять знание букв
-развивать связную речь, внимание, логическое мышление.
-развивать общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и правильно выполнять инструкцию;
- воспитывать умение работать в паре, группе;
- воспитывать умение работать самостоятельно.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Оборудование и материалы:
Письмо, звукозапись песни «Зарядка», магнитная доска, предметные картинки на тему «школьные принадлежности», сюжетные картинки, схемы предложений, квадраты (красные, синие, зеленые, картинки с изображением недописанных букв, песочный стол, коктейльные трубочки.
Методы и приемы:
-практические: физминутка (общеразвивающие упражнения, пальчиковая гимнастика («Школа», артикуляционная зарядка, игра «Делим слова на слоги», «Отремонтируй буквы», задание «Составь схему к предложению», «Составь предложение из найденных букв».
-наглядные: демонстрация наглядных пособий, схем.
-словесные: игровое приветствие, игра «Для чего нужны предметы?», игра «Наоборот», задание «Составь предложение, опираясь на схему».
Организационный момент
-Ребята, посмотрите, как много гостей пришли к нам на занятие. Давайте поздороваемся.
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!».
«Доброе утро» - солнцу и птицам
«Доброе утро» - улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
-Ребята, сегодня утром к нам прилетело на воздушном шаре письмо. Посмотрим от кого оно. На конверте написано от Никиты, Лизы, Вероники, Миланы, Артема. (Эти дети ушли в школу из нашего детского сада год назад). Вот, что они пишут:
«Здравствуйте, дорогие друзья! У нас всё хорошо, нам очень нравится учиться в школе, появилось много хороших друзей. Мы стараемся учиться на «4» и «5». Знаем, что вы тоже скоро пойдёте в школу и приготовили для вас интересные задания. Если вы их выполните – мы будем уверены в том, что к школе вы готовы! Удачи вам и успехов, до встречи».
-Ребята, назовите день, в который вы пойдете в школу? (Мы пойдем в школу - 1 сентября)
-Когда вы будете учиться в школе, кем вы будете? (Мы будем школьниками, учениками)
-Ребята, покажем сегодня свои знания? Поиграем сегодня в школу. Я буду вашим учителем, а вы моими учениками, школьниками. Наше занятие сегодня записывается, поэтому все ваши знания можно будет увидеть и другим.
Звенит звонок.
Звенит звонок - начинается урок.
Основная часть.
-Так как сегодня мы будем выполнять много разных заданий, много говорить - подготовим к работе органы артикуляции. Для чего она нам нужна? (Артикуляционная зарядка нужна для того, чтобы хорошо и красиво говорить).
Артикуляционная разминка (под песню «Зарядка» из мульфильма - «Фиксики»)
(Улыбка-трубочка, Часики, Вкусное варенье, Почистим зубы, Лопатка, Месим тесто, Качели, Надуваем щеки, Втягиваем щеки, Конфетка)
Задание 1. «Для чего нужны предметы?»
-Посмотрите на доску. Найдите и положите в портфель только те предметы, которые нужны школьнику. Объясните, для чего они нужны.
Например, ручка нужна для того, чтобы писать и т. д.
(линейка, кукла, ручка, карандаш, тетрадь, машинка, учебник, альбом, краски, кисточка, ластик, пенал, пластилин, пистолет, ножницы)
-Как все предметы, которые вы положили в портфель можно назвать одним словом? (Эти предметы называют «школьными принадлежностями»)
-Как можно назвать одним словом предметы, которые остались? (Остальные предметы называют «игрушки»)
Задание 2. «Определи первый звук в слове»
Перед тем, как выполнить 2 задание, вспомните, какие бывают звуки?
(Звук – это то, что можно слышать или издавать. Звуки бывают гласные и согласные. Согласные бывают: твердые и мягкие, глухие и звонкие). Каким цветом обозначаем твердые согласные, мягкие согласные?
-Ребята, в этих портфелях лежали школьные принадлежности, которые упали в траву. Их нужно найти и положить в нужный портфель, определив верно первый звук.
(линейка, ручка, карандаш, тетрадь, книга, точилка, ножницы, краски, кисточка, ластик, пенал, пластилин)
Задание 3. Игра «Наоборот»
А сейчас пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»
-Я вам сейчас буду бросать мяч, называть предмет и его признак, а вы мяч ловите, называя этот же предмет, но с признаком наоборот, возвращаете его.
Ножницы острые – (ответ ребенка) ножницы тупые
Линейка короткая – линейка длинная
Учебник толстый – учебник тонкий
Альбом новый - альбом старый
Ластик жесткий - ластик мягкий
Пенал маленький – пенал большой
Тетрадь грязная - тетрадь чистая
Пластилин белый – пластилин черный
Портфель тяжелый – портфель легкий.
Портфель открытый - портфель закрытый.
Портфель мужской – портфель женский
Портфель новый - портфель старый.
Физминутка
Раз, два, три, раз, два, три — (движение спортивным шагом)
В гости в школу мы пришли.
На носочки мы встаём — (ходьба на носках)
И растём, растём, растём — (медленное поднимание рук вверх)
Мы встаём и приседаем — (дети поочерёдно приседают и встают)
И нисколько не устанем.
Мы немножко подрастём — (наклоны туловища влево — вправо)
В школу с радостью пойдём — (все шагают).
Задание 4.
(Дети стоят в кругу)
«Делим слова на слоги» (хлопками)
-Что такое слоги? (Это части слова)
-Ребята, я вам буду называть слово, а вы его делите на слоги.
( Слова: линейка, ручка, карандаш, тетрадь, учебник, альбом, краски, кисточка, ластик, пенал, пластилин).
Задание 5.
А. «Составь предложение»
-Ребята, скажите, а что такое предложение? (это два и более слов, которые дружат между собой. Предложения состоят из слов).
-Вам нужно составить предложение, опираясь на схему.
-Что обозначает каждый элемент в схеме предложения?
1. .
(Ваня катается).
2. .
(Миша читает книгу).
3.
.
(Маша играет на скрипке).
Б. «Составь схему к предложению»
-Сейчас послушайте предложение, посчитайте количество слов в предложении и составьте схему. (Один ребенок составляет у доски, остальные сидя за столом в паре).
( Предложение: Миша и Маша играют в мяч).
Пальчиковая гимнастика
Скоро в школу мы пойдем
(«шагают» пальцами по столу)
И портфель с собой возьмем.
(загибают пальцы по одному)
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
(соединяют и разъединяют пальцы)
Будем мы читать, писать,
(хлопают в ладоши)
И учиться все на «пять»!
(показывают пять пальцев)
Задание 6. «Отремонтируй буквы»
-Первоклассники что-то вам написали, но мы сможем это прочитать лишь тогда, когда соберем разлетевшиеся буквы и отремонтируем их – допишем элемент, которого не хватает.
(Каждый ребенок подходит к песочному столу и с помощью сдувания песка трубочкой отыскивает букву, которую нужно отремонтировать – дорисовать недостающий элемент)
-Прочитайте первое, второе, третье слово. Что получилось?
Предложение - Школа вас ждёт.
(Задание 7. «Составь предложение из найденных букв») (дополнительно)
(Говорю, что предложение состоит из 3 слов, тем самым делю все буквы на 3 части)
-Ребята, я считаю, что с такими знаниями вы точно готовы идти в школу! Она вас, действительно ждет!
Заключительная часть
Звенит звонок.
-А вот и прозвенел звонок. У нас закончился урок. Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания, которые вам приготовили первоклассники.
-Как вы считаете, готовы ли вы идти осенью в школу?
-Вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Какие задания понравились больше всего?
-Ребята, за ваши старания, я ставлю вам всем сегодня «пять».
-До свидания.