лена матвеева
Конспект НОД по коммуникации «Составление описательного рассказа по картине «Зимние забавы» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по коммуникации на тему : «Составление описательного рассказа по картине»
для детей старшего дошкольного возраста
Названия конспекта «Зимние забавы»
Матвеева Е. А.
учитель-логопед
Тема: «Зимние забавы»
Темочки:
- Зима, зимние забавы. Составление рассказа по картине
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Социализация. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
Цель:Учить составлять отдельные предложения и общий сюжетный рассказ по картине.
Задачи
1. Обучающие задачи
- развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
- способствоватьразвитию связной речи;
- активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными;
- формировать умения называть родственные слова к существительным;
2. Развивающие задачи
- создавать условия дляразвития памяти, внимания, логического мышления;
3. Воспитывающие задачи
- воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы.
Формы организации: коллективная деятельностьи самостоятельная деятельность детей.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, словарная работа или активизация словаря; индивидуальная работа; дифференцированный подход.
Материалы и оборудование:(волшебный сундучок Деда Мороза, сюжетные картинки о зимних развлечениях, мольберт,картина “ Зимние развлечения”).
I. Вводная часть - 5 минут.
а) Пальчиковая гимнастика «Снежок».
б) словесная дидактическая игра «Придумай слово» (подбор прилагательных к слову «снежок»).
II. Основная часть - 20 минут.
а) беседа о погодных явлениях зимой;
б) Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»;
в) физическая минутка;
г) составление предложений по сюжетным картинкам о зимних развлечениях
д) составление самостоятельного рассказа по картине “ Зимние развлечения”.
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 5 минут.
а) обобщение воспитателя;
б) анализ НОД (о том какие знания показали дети).
Содержание организованной образовательной деятельности:
I. Мотивационно-побудительный:
- Здравствуйте ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А теперь я попрошу ни на кого не отвлекаться, а со мною заниматься!
- А начнем мы занятие с пальчиковой гимнастики.
Пальчиковая гимнастика «Снежок».
(дети проговаривают слова и выполняют движения)
Здравствуй, миленький дружок,
Круглый, беленький снежок.
Я с тобою поиграю,
Меж ладошек покатаю.
Я сожму тебя рукой,
А потом сожму другой –
Ой, холодный ты какой!
- Да, снежок холодный. А ещё он какой? - /
Кто назовёт признаки, какой он, тот сядет на свое место.
Дети подбирают определения: круглый, белый, хрустящий маленький,большой,твердый?
II. Организационно-поисковый:
Ребята, из другой группы приготовили для вас загадки, вы хотите их разгадать? Тогда внимательно слушайте, а ответы мы будем искать среди картинок. (Презентация)
- Только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а понимаем руку.
- Вы готовы? Начинаем. (Загадывание загадок)
Дом ее на белой туче,
Но ей страшен солнца лучик.
Серебристая пушинка,
Шестигранная. (снежинка)
Заморозил чародей и озера и ручей
Холодом дышал и вот
Не вода в ручье, а … (лед)
Мы его слепили ловко
Глазки есть и нос морковка
Чуть тепло-заплачет вмиг
И растает … (снеговик)
Зацепилась за карниз
Головой свисает вниз
Акробатка- крохотулька
Зимний леденец … (сосулька)
Кто Мороза вызывает:
"Где ты, Дедушка Мороз?"
Кто ж такую не узнает -
Платье соткано из звёзд!
Аврукахшкатулочка.
Это же -. (Снегурочка)
- Ребята, снегурочка передала мне волшебную шкатулочку. И просила ее открыть вместе с вами. Давайте откроем его и посмотрим, что там лежит.
- Да тут лежит письмо!
“Дорогие ребята. Здравствуйте!
Пишет вам Снегурочка, из зимнего леса. У нас случилась беда. Пока Дед Мороз проверял свои владенья, в лесу разгулялись и налетели сильные метели. Они открыли волшебный сундучок Деда Мороза, где находятся волшебные слова о зиме и унесли их с собой. Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, Деду Морозу собрать эти слова. Снегурочка. ”
- Вот такое письмо. Поможем, Деду Морозу собрать все слова о зиме.
А какая бывает зима?. а на осетинском языке?
СНЕГ какой? - А на осетинском как будет?
- Волшебный сундучок мы оставим открытым и все слова о зиме, которые мы будем говорить, будут сами складываться в него.
Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная). Мороз – (морозная). Ветер – (ветреная). Стужа – (студёная). Холод – (холодная).
Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
. Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Логопед:
Физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
- Отдохнули, теперь можно продолжать заполнять волшебный сундучок.
Разделимся на две команды. Ваша команда будет говорить – зима – это плохо, потому что, а ваша – зима – это хорошо, потому что … (дети по очереди перечисляют)
- Молодцы, ребята. Вот теперь пусть Дед Мороз знает, что зимой нам бывает, не только плохо, но ещё хорошо и весело.
- А теперь я приглашаю вас пройти к столам и посмотреть. (На столах у каждого ребенка лежат сюжетные картинки о зимних развлечениях)
- Посмотрите внимательно на свои картинки и составьте предложения по ним. (Спрашиваю детей).
-А сейчас посмотрите внимательно на мою картину (ставлю на мольберт картину “ Зимние развлечения”).
- Итак, ребята.
1. Сначала вы расскажете о времени года.
2. Потом о погоде и природе.
3. Затем, что делают дети
4. Какое настроение вызывает у вас эта картина.
5. И закончите свой рассказ о том, что было после прогулки.
III. Рефлексивно-корригирующий:
- Пока мы говорили с вами о зиме, составляли рассказы по картинке, волшебный сундучок Деда Мороза заполнился. Теперь можно его отправить в зимний лес к Деду Морозу.
- А как вы думаете, какое настроение теперь стало у Дедушки Мороза? А почему?
- Да, я тоже думаю, что он будет очень доволен, что мы ему помогли.
- Как мы его отправим? ( Ответы детей: на санях, через почту, дождемся, когда он сам к нам придет). Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
- А что на ваш взгляд показалось интересным?
- А что вы запомнили?
- Может у кого-то были какие - то трудности?
(ответ каждого)
- А что вы чувствовали, когда составляли рассказы и помогали Дедушке Морозу?
- Ну и, конечно же, Снегурочка, когда просила нас о помощи знала, что мы справимся с этим не простым заданием и прислала вам еще один сундучок, но уже с подарками, в знак того, что вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы!