Светлана Чумаченко
Конспект НОД по ИЗО в старшей группе с применением нетрадиционных методов рисования «Зимняя картина»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Закреплять знания о временах года.
• Воспитывать любовь к красоте родной природы.
• Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
• Вызвать интерес к созданию «снежных» рисунков различными нетрадиционными техниками.
• Развивать творческое воображение, фантазию.
Коррекционные задачи:
• Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве.
• Развитие мелкой моторики
Оборудование и материалы:
Публикация «Конспект НОД по ИЗО в старшей группе с применением нетрадиционных методов рисования „Зимняя картина“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Проектор, листы тонированной бумаги А-4, клей ПВА, разбавленный водой и белой гуашью, манная крупа (поваренная соль, кисти, СD-проигрыватель.
Предварительная работа:
• Наблюдения на прогулке за красотой зимних пейзажей, за формой и структурой снежинок с помощью лупы, за зимними узорами на стеклах.
• Чтение стихов и рассказов о зиме, загадок о зимних явлениях природы.
• Рассматривание иллюстраций и картин художников о зиме.
• Экспериментальная деятельность: «Свойства воды, снега и льда».
• Слушание музыкальных произведений.
Ход:
Воспитатель: Какое сейчас время года? (Ответ детей)
Зима - замечательное время года. Давайте вспомним названия зимних месяцев (Ответы детей). Верно. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья. …Это очень красиво. А еще зимой очень весело играть в «снежки», лепить из снега, кататься на санках, лыжах и коньках. Давайте посмотрим на картины зимы.
(Показ слайдов) Прочитать стихотворение Ф. Тютчева во время просмотра слайдов.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
К сожалению, в тепле снег очень быстро тает, поэтому мы можем любоваться его красотой только на улице. А во что превращается снег в помещении? Верно, в воду. Мы уже знаем, что и снег, и лед, и пар - это вода, только в разных состояниях.
Послушайте загадку:
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клен, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Воспитатель:- Ребята, кто же этот художник?
Дети:- Конечно, Мороз.
Воспитатель подводит детей к выводу, что мороз рисует узоры прозрачным водяным паром, который, всегда есть в воздухе и в комнате. Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Таких ледяных кристалликов много, они соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях, и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необычайными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца!
Воспитатель:- Ребята, к сожалению, мы можем любоваться такими снежными кружевами только зимой.
Зима подходит к концу, сейчас февраль – последний зимний месяц. Чтобы частичка зимы была с нами всегда, сегодня мы создадим зимнюю картину.
Но рисовать ее мы будем не красками. Давайте посмотрим, что у нас стоит на столах. (Клей, разбавленный водой и белой гуашью, манная крупа) Для чего нужна манная крупа? (Ответы детей) Кашу мы варить не будем, а будем с помощью крупы создавать зимние пейзажи. Но сначала подготовим свои пальчики к работе.
(Дети встают на ноги возле своих мест)
Проводится пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре. (хлопают в ладоши)
Мы с тобой снежок слепили:
Круглый, (соединяют пальцы, делая «снежок»)
Крепкий, (сжимают ладони между собой – «здороваются»)
Очень гладкий, (поочередно гладят ладонь одной руки другой)
Но совсем-совсем не сладкий. («грозят пальчиком»)
Раз – подбросим, («бросают снежок» вверх)
Два – поймаем, («ловят снежок»)
Три – уроним («бросают вниз»)
И сломаем. (топают ногами)
Воспитатель:- А теперь, я предлагаю вам сесть за столы. На столах лежит манка (соль) и клей. Оказывается, с помощью клея и манной крупы (соли) тоже можно рисовать. И сейчас мы узнаем как, и попробуем вместе.
Воспитатель знакомит детей с техникой «солевого» рисования и предлагает детям самостоятельно украсить листы темной цветной бумаги произвольными узорами и зимними пейзажами.
Рисование манной крупой и мукой делается по типу солевого рисования. На листе клеем ПВА кисточкой (клеящим карандашом) наноситься рисунок «морозного узора», затем сверху засыпается разными материалами. Частички соли прилипают к клею и образуют «морозные узоры».
Звучит спокойная музыка. Дети выполняют задание.
Воспитатель:- Молодцы! Какие красивые рисунки получились у вас. Нужно некоторое время, чтобы клей высох. А мы пока с вами отдохнем.
Физкультминутка «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок! (руки на пояс, повороты туловища в стороны)
Кати по снегу свой снежок. (круговые движения руками перед собой)
Он превратится в круглый ком («нарисовать» руками большой ком)
И станет ком – снеговиком. («рисуем» руками три круга поменьше)
Его улыбка так светла: («полочка» под подбородком – улыбнулись)
Два глаза, шляпа, нос, метла… (показывают по тексту)
Но солнце припечет слегка. (руки вверх)
Увы, и нет снеговика. (пожать плечами, сесть на корточки, наклонив голову)
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: - Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчку словами, похожими на слово «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю… (снег)
С неба все скользят пушинки – серебристые… (снежинки)
На деревья, на лужок тихо падает (снежок)
Вот веселье для ребят – все сильнее… (снегопад)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик)
Рядом снежная фигурка – это девочка - (Снегурка)
Подведение итогов.
Воспитатель: - Теперь надо смахнуть аккуратно с листов манку (соль) в тарелочки. (Показать) Давайте рассмотрим ваши работы.
Ребята, у нас получились очень красивые снежные картины. А самое главное, этот снег не тает и будет долго радовать вас. Ребенок может прочитать стихотворение о зиме.
Что нового вы сегодня узнали? (Рисовать можно не только карандашами и красками). Что вам понравилось больше всего? О чем расскажете дома? А научите родителей тоже рисовать манной крупой или солью?
Используемая литература:
1. Афанасьева С. Написать душу красотой // Дошкольное воспитание. – 1996 - №8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать // Обруч - 1997 - №5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения. – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997.
7. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 2000.
8. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.