СВЕТЛАНА ЛУПАНОВА
Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование. Конспект НОД на тему «Лес как экологическая система»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему : «Лес как экологическая система»
Цели: Сформировать понятие «Этажи леса». Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. Развивать у детей элементы экологического сознания : «Мы нужны друг другу на земле».
Публикация «Исследование объектов живой и неживой природы, Экспериментирование, Конспект НОД на тему „Лес как экологическая система“» размещена в разделах
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материал и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование; рабочие тетради, вырезанные картинки на каждого ребенка, клей.
Ход НОД:
Педагог: Ребята, послушайте внимательно рассказ О. Дмитриева «Что такое лес», и определите тему нашего занятия.
«Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? – рассуждал художник. Лес – это, конечно, «деревья».
И стал он рисовать деревья – березы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хорошо получилось у него. И так похоже, что казалось, вот-вот пробежит ветерок, и затрепещут листочки осин, закачаются лапы елей и ветки берез.
А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой – Старичка – Лесовичка, потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стене, полюбовался ей и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зеленых елочек и кудрявых березок одни лишь сухие стволы. «Что случилось? – удивился художник. – Почему засох мой лес?»
- Какой же это лес? – вдруг услышал художник. – Это не лес, а одни лишь деревья.
Посмотрел он в угол картины и понял, что это Старичок – Лесовичок разговаривает с ним.
- Разве может быть лес без кустов, трав, цветов? – продолжал Лесовичок.
- Не может, согласился художник и принялся за новую картину.
Он опять нарисовал деревья, и они получились еще лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле – среди зеленой травы – множество ярких цветов.
- Вот теперь хорошо, - похвалил сам себя художник, - но вот теперь-то у меня получился настоящий лес.
Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.
- Ты забыл нарисовать грибы, - сказал Лесовичок художнику.
- Да, - согласился художник, - но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.
- Это ничего не значит, - сказал Лесовичок, - грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса.
И художник нарисовал в своем лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.
- Это потому, что в твоем лесу нет насекомых и птиц, - сказал Лесовичок.
Художник взял кисть, и на цветах и листьях появились яркие бабочки и разноцветные жуки, а на ветках – веселые птицы.
- Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…
- Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть все!
- Не все, - сказал Лесовичок. – нарисуй жабу и ящерицу.
- Нет! – решительно заявил художник.
- Да! – твердо сказал Лесовичок.
И художник нарисовал жабу и ящерицу. И других разных животных. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.
- Вот теперь это настоящий лес, - сказал из темноты Лесовичок. – теперь он будет жить, потому что здесь есть все: и деревья, и травы, и грибы, и цветы. И животные. Это лес.
Художник зажег свет и посмотрел на картину. Но Лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу. Ведь прячутся же в нем тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидеть! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе – это ЛЕС».
Педагог: Ребята, как вы думаете какая тема нашего занятия? Обратите внимание на картину. Что нарисовано на ней? (Лес). Помните, кто живет и охраняет лес? (Лесовичок).
У лесовика всегда порядок. Есть и улицы, и этажи. Ученые их ярусами называют.
Педагог: Ребята, какие растения растут на самом высоком этаже? (Сосны, ели, дубы). Почему эти растения растут на самом высоком этаже? (Светолюбивые). Посмотрите, а вот на картине молодые ели растут низко. Почему? (Они еще не выросли).
Педагог: Видите, ребята, как в лесу интересно. Взрослые живут на одном этаже, а дети на другом. Называют такие деревца подростком. Пройдет время, и они подрастут и займут каждый свой этаж.
Маша, поставь на коврограф высокие деревья.
Педагог: А какие деревья растут ниже? (Береза, ольха, рябина, клен, осина, липа). Почему они заняли этаж пониже? (Менее светолюбивые). Милена, размести деревья на коврограф.
Педагог: Кто занимает этаж ниже? ( Кустарники: орешник, малина, лесная смородина, можжевельник, бузина). Матвей, размести кустарники на коврографе.
Педагог: Что растет на этаже еще ниже? (травянистые растения, мхи и грибы). Саша, размести травянистые растения, мхи, грибы.
Педагог: Ребята, а у меня для вас есть один секрет. Как вы думаете, что находится под этажами? (Подвал). Смотрите! (Открывается полоска, а под ней корни деревьев, грибница).
Физкульминутка «Звери делают зарядку»
Звери делают зарядку — (Ходьба на месте, руки на поясе.)
Кто вприскочку, (Прыжок вверх.)
Кто вприсядку, (Присесть, руки вперед.)
Кто-то плечи поднимает, (Вставая, поднять плечи (руки свободно опущены).)
Кто-то плечи опускает. (Опустить плечи.)
Сделаем руками взмах, (Руки в стороны.)
Вправо мах и влево мах, (Маховые движения ногами вправо-влево.)
Полуприсед, (Полуприсед, руки на поясе.)
Присед, (Присед.)
Наклон, (Наклон вперед, руки в стороны.)
Всем спортсменам
Шлем поклон. (Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.)
Стройными, красивыми
Все хотим мы стать,
Добрыми и сильными,
Чтоб весь мир обнять!
Педагог: Давайте рассмотрим этажи леса и расставим номера этажей. Открывайте рабочие тетради на стр. 33.
Посмотрите на модель этажи леса.
На первом этаже растут сосны, ели, дубы. Нашли картинки и приклейте на первый этаж.
На втором этаже – лиственные деревья: клен, береза, липа, осина. Нашли картинки и приклейте на втором этаже.
На третьем этаже – кустарники: шиповник, боярышник, можжевельник, орешник, малина, боярышник.
На четвертом этаже – травянистые растения, мхи и грибы.
На пятом этаже – грибницы.
Педагог: Деревья живут в лесу по этажам, ну а животные бегают, кто где хочет?
Птицы, звери и насекомые селятся тоже каждый на своем этаже. Кто поможет расселить животных?
Экологическая игра : «Кто где живет?»
Педагог: Перед вами картинки – животные, насекомые, птицы. Их нужно тоже расселить по своим этажам.
Итог НОД: Ребята, вам понравилось занятие. Что интересного вы узнали? Могут ли животные обойтись без растений? А растения без животных?