Ольга Егорова
Дидактическая игра «Береги природу! Экологическая система — лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Береги природу! (Экологическая система – лес)[
b]
Старший дошкольный возраст (старшая, подготовительная группа)
Автор игры:
Егорова Ольга Александровна,
ГБДОУ детский сад №43 Приморского района Санкт-Петербурга
Публикация «Дидактическая игра „Береги природу! Экологическая система — лес“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Дидактические игры и пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дидактическая игра «Береги природу» (Экологическая система – лес) помогает дошкольникам увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за её пределами. В результате дети самостоятельно приходят к выводу, что все составные части окружающего мира взаимосвязаны, человек обязан предвидеть результаты своей деятельности, ограничить, а во многих случаях и запретить.
В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируется умение и желание активно беречь и защищать природу, видеть живые объекты во всём многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Цель: формирование основ экологического мировоззрения детей старшего дошкольного возраста и повышение уровня их экологической культуры на основе усвоения элементарных представлений о биологическом разнообразии и устойчивости экосистем леса
Задачи:
- закреплять знания детей о лесе и его обитателях, о взаимосвязях в природном мире леса,
- совершенствовать представления детей о пищевой зависимости обитателей леса,
- учить применять уже имеющиеся знания; развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, -экологическую пищевую цепочку, умение объяснять, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев пищевой цепочки.
- систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу, упражнять в распознавании запрещающих экологических знаков,
- развивать речь, внимание, умение анализировать,
- формировать умение работать в коллективе, оказывать друг другу помощь,
- воспитывать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле»,
- воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям,
- воспитывать интерес к природе, любознательность.
Предварительная работа: беседы, рассказы, рассматривание предметных и сюжетных картинок об обитателях леса, растениях, насекомых, животных, их среде обитания, повадках и питании, о правилах поведения в природе.
Дидактический материал : карточки с изображением растений и обитателей леса (насекомых, птиц, зверей и др., карточки выделены разными по цвету контурами (зеленые - с растениями, желтые - с насекомыми, оранжевые - с растительноядными животными, красные – с хищниками, голубые – с растительноядными птицами, синие – с хищными птицами и белые, красные стрелки для обозначения взаимосвязей в природном мире леса, фишки – эмблемы «Знаток леса».
Дополнительный дидактический материал : вспомогательные карты - дорожки для каждой пищевой цепочки, разделенные на 3, 4, 5 клеток разных цветов (зеленого, желтого, белого, оранжевого, красного, голубого и синего, карточки схемы «Это опасно для леса», игровой персонаж кукла старичок -Лесовичок.
С целью осуществления индивидуального подхода, учитывающего разный уровень подготовки детей при организации игры можно использовать карточки, подобранные для пищевых цепочек из 2, 3, 4 и 5 элементов; вспомогательные карты - дорожки для каждой пищевой цепочки, разделенные на 3, 4, 5 клеток разных цветов (зеленого, желтого, белого, оранжевого, красного, голубого и синего).
Также предлагается вариант игры с использованием карточек - схем «Это опасно для леса». Знаки, напоминающие о правилах поведения в природе :
1- Не разоряй муравейники.
2- Не лови красивых насекомых.
3- Не рви паутину и не уничтожай пауков.
4- Не трогай птичьи гнезда, не подходи к ним близко.
5- Не трогай птенцов ни в гнезде, ни на земле.
6- Не лови диких животных и не уноси их домой.
7- Не убивай лягушек, жаб, змей они полезны.
8- Не руби деревьев.
9- Не ломай ветки деревьев.
10- Не повреждай кору деревьев.
11- Не повреждай ягодные кустики и не вырывай их с корнем.
12, 13- Не рви цветы в природе, для букетов цветы выращивают специально.
14- Не сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесу.
15- Старайся ходить по тропам тихо и осторожно.
16- Не шуми.
17- Не жги костры.
18- Не бери собаку в лес весной и в начале лета, когда размножаются животные, собаки инстинктивно разоряют гнезда, пугают и уничтожают малышей.
19- Не оставляй после себя мусор, не будь похож на это животное.
20- Ё ж пыхтит и морщится: «Что я вам уборщица? Лес никак не подмету. Соблюдайте чистоту!»
21- Не бросайте в водоёмы мусор и разный хлам.
22- Не уничтожай птиц.
23- Не оставляй надписей на деревьях.
Примечание.
В игре используются следующие объекты природы, образующие цепи питания:
Кора дерева – заяц - лиса, волк.
Плоды, семена – дрозд, синица – сова.
Плоды, семена, грибы, ягоды – белка – сова, филин.
Орехи – бурундук – рысь.
Орехи, грибы – белка – куница.
Желуди – кабан – медведь.
Трава, грибы, ягоды – лось – медведь.
Трава – заяц – куница – филин.
Трава – гусеница – муравей – ёж, медведь, синица.
Древесина – жуки – еж – сова, лиса.
Листья, трава – дождевой червь – дрозд – лиса, сокол, сова.
Листья, трава – гусеница, бабочка – паук – еж – лиса.
Листья, трава – гусеница, бабочка –дрозд – лиса, сокол.
Плоды, семена – мышь, белка – куница – ястреб.
Зерно злаков – мышь – хорек – сова.
Листья – гусеница – жук – синица – сова, ястреб.
Листья, трава – кузнечик – лягушка – уж – сова, лиса.
Цветочные растения – насекомые – лягушка – уж – сова, лиса.
Цветочные растения – насекомые – паук – еж – лиса, сокол, сова.
Цветочные растения – бабочка – паук – ёж – лиса.
Цветочные растения – бабочка – дрозд – лиса, сокол.
Цветочные растения – бабочка – лягушка – уж – лиса.
Цветочные растения – бабочка – мышь – куница – ястреб.
Одновременно в игре используются карточки, подобранные для цепочек из одинакового количества звеньев (3, 4 или 5)
Правила игры:
1 вариант
Ребенку необходимо правильно разложить предложенные карточки с изображением растений и обитателей леса в определенную пищевую цепочку, правильно поставить красную стрелку для обозначения пищевой зависимости обитателей леса. За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку-эмблему «Знаток леса».
2 вариант
Ребенку необходимо правильно разложить предложенные карточки с изображением растений и обитателей леса на карту – дорожку в определенную пищевую цепочку, цвет клеточки карты – дорожки подскажет ребенку из какой группы нужно выбрать обитателя леса. За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку-эмблему «Знаток леса».
3 вариант (продолжение игры)
По предложенной карточке - схеме «Это опасно для леса», ребенку необходимо указать какому элементу пищевой цепочки угрожает действие человека, обосновать свой выбор и объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев пищевой цепочки. За правильный выбор ребенок получает фишку-эмблему «Знаток леса».
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.
Рекомендуемое количество игроков от 2 до 6 детей.
Ход игры:
Первый вариант
Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображениями растений, животных и насекомых леса. От имени куклы старичка – Лесовичка воспитатель напоминает о том, что лес – это дом для многих растений и животных, которые тесно связаны друг с другом, обращает внимание детей на цветную полоску по краю карточки: зеленая - с растениями, желтая - с насекомыми, оранжевая - с растительноядными животными, красная – с хищниками, голубая – с растительноядными птицами, синяя – с хищными птицами и без полоски – с другими животными. Напоминает о том, что растения являются пищей для растительноядных насекомых, животных и птиц, которыми, в свою очередь, питаются хищные животные и птицы. Так образуются пищевые цепочки.
Воспитатель просит детей, в определенной последовательности, выбрать одну карточку с изображением растения, животного, птицы или насекомого леса. Задает вопрос: «Кто (что) это? К какой группе обитателей леса относится?» Следующую карточку ребенок выбирает, отвечая на вопрос «Кто, кем или чем питается?" При необходимости педагог задает вспомогательные вопросы. Например: «Это гриб, где он растет?» (В лесу.) «Кто из зверей питается в лесу грибами?» (Белка.) «Есть ли у нее враги?» (Куница.) Из выбранных карточек ребенок собирает пищевую цепочку. За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку - эмблему «Знаток леса».
Второй вариант
В этом варианте игры воспитатель раздает детям дополнительно разноцветные карты – дорожки, цвет клеточки поможет ребенку понять, из какой группы обитателей леса нужно выбрать карточку, отвечая на вопрос «Кто, кем или чем питается?" Из выбранных карточек ребенок собирает пищевую цепочку. За каждую правильно собранную пищевую цепочку, ребенок получает фишку - эмблему «Знаток леса».
Третий вариант может быть продолжением игры. Воспитатель предлагает ребенку карточки - схемы «Это опасно для леса». Играющий ребенок выбирает и объясняет смысл запрещающего экологического знака. Воспитатель задает вопрос: «Кому (или чему) угрожает опасность». В своих собранных цепочках ребенок находит растение и обитателя леса, которому угрожает опасность, обосновывает свой выбор и отвечает на вопрос воспитателя «Что будет, если из леса исчезнет….(например грибы?» За правильный ответ ребенок получает фишку - эмблему «Знаток леса».
Подводя итоги, воспитатель подводит детей к выводу о том, что в природе все взаимосвязано и человек обязан предвидеть результаты своих поступков, соблюдать правила поведения в природе.
Данная игра имеет несколько вариантов использования дидактического материала в следующих играх экологического содержания : «Кого не хватает?», «Путаница», «Живые цепочки», «Кто вернется в лес?», «Раздели на группы», «Кто чем питается?», «Зоологическое лото», «Что было бы, если из леса исчезли…» и др. Игра «Береги природу» является незаменимым наглядным дидактическим материалом в процессе знакомства детей с растительным и животным миром на занятиях по экологии.