Ольга Струтинская
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».
Цель.
Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях; учить подбирать рифму.
Задачи.
Закрепить у детей интерес к художественным произведениям К. И. Чуковского;
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе „Хочу стать поэтом“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
формировать интерес к стихотворным текстам;
познакомить детей с понятием «рифма»;
учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные;
учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются;
развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
работать над расширением словарного запаса детей;
учить отвечать полным предложением;
формировать понятие о пользе книг и бережном обращении с ними;
воспитывать любовь к художественной литературе.
Предварительная работа.
Чтение произведений К. И. Чуковского; заучивание отрывков; рассматривание иллюстраций; чтение и заучивание пословиц о книгах; просмотр мультфильмов.
Материал и оборудование: стихотворение А. Маркова «Верный друг», книга со стихами К. И. Чуковского, фланелеграф, иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, пословицы о книге, мяч, 2 группы картинок для д/и игры «Чудо-дерево», макет дерева, карточки для д/и «Найди рифму», рифмующиеся стихи для игры «Веселые стихи».
Ход занятия.
На фланелеграфе вывешены портрет К. И. Чуковского, иллюстрации произведений К. Чуковского. Воспитатель берет в руки книгу: Ребята, что у меня в руках?
Дети отвечают:- Книга.
Воспитатель читает стихотворение.
Верный друг
Приходит книга в дом любой.
Коснись её страниц,
Заговорит она с тобой
Про жизнь зверей и птиц.
Увидишь ты разливы рек,
Услышишь конский топот.
Придут к тебе и Чук, и Гек,
Тимур и дядя Стёпа.
Ей вьюга злая не страшна
И не страшна распутица
С тобой беседует она,
Как умная попутчица.
Ну, а взгрустнется вдруг,
Не огорчайся слишком:
Как самый лучший верный друг
Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)
Испокон века книга растит человека. Хорошая книга – ярче звездочки светит. Давайте вспомним пословицы о книгах, которые мы с вами учили.
Пословицы.
Дети. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Воспитатель: Давайте вспомним правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете?
1. Книги надо брать чистыми руками.
2. Нельзя загибать углы у страниц.
3. Книги нельзя мять.
4. Нельзя рисовать на книгах.
5. Книги нельзя рвать.
Воспитатель: Книги есть со стихами, рассказами, сказками.
Кто пишет рассказы? (попросить детей отвечать полным предложением)
Дети:Рассказы пишет писатель.
Воспитатель:А кто сочиняет сказки?
Дети: Сказки сочиняет народ.
Воспитатель: Как называются эти сказки?
Дети: Народные.
Воспитатель:Правильно. Но ещё бывают и авторские сказки. Это сказки, у которых есть автор.
А знаете ли вы, кто сочиняет стихи?
Дети: Стихи сочиняет поэт.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомились с произведениями известного детского поэта, писателя и сказочника К. И. Чуковского. А сейчас я вам расскажу, как он начал сочинять стихи. Чуковский был большим другом детей. Но первые стихи он начал придумывать для своих детей. А было это так. Об этом рассказывал сам К. И. Чуковский. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она не хотела мыться и ревела в три ручья. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:
Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так появилось на свет произведение «Мойдодыр».
Стук в дверь.
Воспитатель: Кто там пришел?
Входит Незнайка:– Здравствуйте!
Дети здороваются.
Незнайка: – Вот, проходил мимо детского сада. Дай, думаю, зайду. Посмотрю, чем тут дети занимаются.
Воспитатель: – Проходи, Незнайка, садись.
Незнайка:– А чей это портрет у вас?
Воспитатель обращается к детям: – Дети, кто это? Подскажите Незнайке.
Дети: – Корней Иванович Чуковский.
Незнайка: – А кто это – Корней Иванович Чуковский?
Воспитатель: - Дети, кто такой К. И. Чуковский?
Дети: – Это детский поэт и писатель.
Игровое упражнение «Угадай отрывок»
Мы уже читали стихи К. И. Чуковского. Сейчас проверим, угадают ли наши ребята, из каких произведений Чуковского я прочитаю отрывки. Воспитатель читает короткие отрывки из «Мойдодыра», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево». Дети отгадывают.
Воспитатель:– Ребята, я предлагаю вам сегодня стать поэтами, как К. И. Чуковский. Незнайка, а ты хочешь попробовать?
Незнайка: – Поэтом стать? Ой, да запросто. Сочиняй себе стихи, как тебе нравится. Например, вот так:
Хозяйка бросила зайку.
Зайка остался под дождем.
Не мог слезть со скамеечки,
Промок весь до ниточки.
Воспитатель: – Ребята, разве Незнайка стих сочинил?
Дети: – Нет!
Воспитатель: – Конечно, нет! Чтоб поэтом, Незнайка, стать, для начала научиться надо рифмы подбирать. Ведь в стихах должна быть рифма, рифмующиеся слова. Стихотворение - это художественное произведение, которое состоит из рифмующихся слов. А рифма, когда слова оканчиваются одинаково. Например: хозяйка-зайка, не мог - промок. Стихи отличаются от обычного текста тем, что в конце стихотворные строки рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Например: Я люблю свою машину, заменю на ней я шину.
Здесь рифму образуют слова машину – шину.
Воспитатель: – Дети, давайте с вами поиграем в игру «Поймай рифму». И тебя, Незнайка, приглашаем.
Д. игра «Поймай рифму»
Дети становятся в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово. А ребенок должен вернуть мяч воспитателю и ответить рифмой: (1) часы-усы, 2) белка-тарелка, 3) ложка - кошка, 4) лягушка-подушка, 5) крот-компот, 6) птичка-синичка, 7) мишка-шишка, 8) картошка-гармошка, 9) пышка-мышка, 10) палка-скакалка, 11) мальчик - зайчик, 12) книжка-мартышка, 13) пастух –петух, 14) норка-корка, 15) рог-носорог.
Незнайка тоже принимает участие в игре, но подбирает слова неправильно, ошибается.
После игры Незнайка говорит: - Ну, теперь я все понял! Знаю, как стать поэтом. Я еще лучше Корнея Чуковского стихи сочиню. Некогда мне с вами сидеть. Побежал я рифмы подбирать. До свидания! (Незнайка уходит).
Воспитатель: – Ох, уж этот Незнайка! Все-то он знает и умеет. Глупенький!. А мы с вами еще поиграем.
Дети с воспитателем подходят к макету дерева, на ветках которого развешаны картинки.
Д. игра «Чудо-дерево».
Воспитатель: – Ребята, вы помните в каком произведении К. Чуковского было дерево? Вот и у нас выросло Чудо-дерево. Только растут на нем вместо листочков не туфельки и ботинки, а картинки.
Ход игры.
Детям предлагается 2 группы картинок. Дети объединяются в пары. Каждая пара снимает с дерева по одной выбранной картинке. Затем к картинке из 1-ой выбранной группы подбирают рифму из 2-ой группы картинок. Ответы детей: кошка-ложка, ворона-корона, пушка-подушка, клубок-колобок, дом-гном, рак-мак.
Воспитатель:- Молодцы! Отлично справились! Правильно подобрали пары. А сейчас мы с вами немного отдохнем.
Физминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
Выше ноги, стройный шаг,
А теперь начнем скакать.
За прыжком другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
Руки вверх мы поднимаем
На носочки вместе встанем.
Носом глубоко вдохнем
И опять шагать начнем.
Воспитатель:- Вот мы и отдохнули.
Дети садятся на стульчики.
Игровое упражнение «Веселые стихи»
Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть веселые стихи, но из них убежали слова-рифмы. Поможете мне найти эти слова?
Тогда слушайте:
Кто один имеет рог?
Ну, конечно…носорог
Опасаются не зря,
Может укусить…пчела
Да, на щётку он похож,
Он – смешной, колючий…еж
Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь я…осьминог
Он, мурлыкая, поёт
Ну, конечно, это…кот
Какая же рифма нужна следующему стихотворению?
Бабочка-красавица
Всем ребятам…нравится
Осталось одно для вас задание по поиску рифмы.
Мышка весело живёт
И сухарики…грызет
Воспитатель: - Вам понравилось подбирать рифму? Тогда давайте еще поиграем?
Д. игра «Найди рифму»
Разложить на столе картинки. Дети подходят к столам - рассматривают и называют, что видят на картинках.
Воспитатель говорит, а дети подбирают нужные картинки в соответствии с рмфмой.
Мы в рифмы играли - слова подбирали.
Сейчас поиграем еще.
Картинку покажем и слово подскажем,
Какое возьмём мы с собой.
Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,
Взяла я корзину, купил ты (картину).
Я вижу: на поле пасётся баран,
А маленький мальчик несёт -(барабан,
С тростинкой по тропке ползёт муравей,
А следом за ним летит (воробей).
Весной прилетают с юга грачи,
А мамы пекут для нас (калачи).
Очень вкусны и, конечно, красивы
Крепкие, гладкие, сочные. (сливы)
Итог занятия.
Воспитатель: – Хорошо, ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы поняли, для чего нам нужны рифмы? Без рифмы стихотворение не сочинишь.
Вам нравятся стихи К. Чуковского? Они очень веселые, добрые, легко запоминаются.
А теперь назовите какое-нибудь стихотворение К. И. Чуковского, и объясните, чему оно нас учит.
Дети: «Мойдодыр» - учит аккуратности и опрятности.
«Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.
«Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.
«Тараканище» и «Краденое солнце» - учат быть смелыми.
«Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.
Воспитатель.
Подумайте, дети, какой герой стихотворения К. И. Чуковского вам нравится больше всех. На следующем занятии вы обязательно нарисуете этого героя.