Папки-передвижки

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».

Ольга Струтинская
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».

Цель.

Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях; учить подбирать рифму.

Задачи.

Закрепить у детей интерес к художественным произведениям К. И. Чуковского;

Публикация «Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе „Хочу стать поэтом“,» размещена в разделах

формировать интерес к стихотворным текстам;

познакомить детей с понятием «рифма»;

учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные;

учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются;

развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.

работать над расширением словарного запаса детей;

учить отвечать полным предложением;

формировать понятие о пользе книг и бережном обращении с ними;

воспитывать любовь к художественной литературе.

Предварительная работа.

Чтение произведений К. И. Чуковского; заучивание отрывков; рассматривание иллюстраций; чтение и заучивание пословиц о книгах; просмотр мультфильмов.

Материал и оборудование: стихотворение А. Маркова «Верный друг», книга со стихами К. И. Чуковского, фланелеграф, иллюстрации к произведениям К. И. Чуковского, пословицы о книге, мяч, 2 группы картинок для д/и игры «Чудо-дерево», макет дерева, карточки для д/и «Найди рифму», рифмующиеся стихи для игры «Веселые стихи».

Ход занятия.

На фланелеграфе вывешены портрет К. И. Чуковского, иллюстрации произведений К. Чуковского. Воспитатель берет в руки книгу: Ребята, что у меня в руках?

Дети отвечают:- Книга.

Воспитатель читает стихотворение.

Верный друг

Приходит книга в дом любой.

Коснись её страниц,

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей вьюга злая не страшна

И не страшна распутица

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а взгрустнется вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший верный друг

Развеет скуку книжка. (Аркадий Марков)

Испокон века книга растит человека. Хорошая книга – ярче звездочки светит. Давайте вспомним пословицы о книгах, которые мы с вами учили.

Пословицы.

Дети. Дом без книги – день без солнца.

Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга мала да ума придала.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Воспитатель: Давайте вспомним правила обращения с книгами. Какие правила вы знаете?

1. Книги надо брать чистыми руками.

2. Нельзя загибать углы у страниц.

3. Книги нельзя мять.

4. Нельзя рисовать на книгах.

5. Книги нельзя рвать.

Воспитатель: Книги есть со стихами, рассказами, сказками.

Кто пишет рассказы? (попросить детей отвечать полным предложением)

Дети:Рассказы пишет писатель.

Воспитатель:А кто сочиняет сказки?

Дети: Сказки сочиняет народ.

Воспитатель: Как называются эти сказки?

Дети: Народные.

Воспитатель:Правильно. Но ещё бывают и авторские сказки. Это сказки, у которых есть автор.

А знаете ли вы, кто сочиняет стихи?

Дети: Стихи сочиняет поэт.

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знакомились с произведениями известного детского поэта, писателя и сказочника К. И. Чуковского. А сейчас я вам расскажу, как он начал сочинять стихи. Чуковский был большим другом детей. Но первые стихи он начал придумывать для своих детей. А было это так. Об этом рассказывал сам К. И. Чуковский. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она не хотела мыться и ревела в три ручья. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя ей сказал:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так появилось на свет произведение «Мойдодыр».

Стук в дверь.

Воспитатель: Кто там пришел?

Входит Незнайка:– Здравствуйте!

Дети здороваются.

Незнайка: – Вот, проходил мимо детского сада. Дай, думаю, зайду. Посмотрю, чем тут дети занимаются.

Воспитатель: – Проходи, Незнайка, садись.

Незнайка:– А чей это портрет у вас?

Воспитатель обращается к детям: – Дети, кто это? Подскажите Незнайке.

Дети: – Корней Иванович Чуковский.

Незнайка: – А кто это – Корней Иванович Чуковский?

Воспитатель: - Дети, кто такой К. И. Чуковский?

Дети: – Это детский поэт и писатель.

Игровое упражнение «Угадай отрывок»

Мы уже читали стихи К. И. Чуковского. Сейчас проверим, угадают ли наши ребята, из каких произведений Чуковского я прочитаю отрывки. Воспитатель читает короткие отрывки из «Мойдодыра», «Краденое солнце», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Чудо-дерево». Дети отгадывают.

Воспитатель:– Ребята, я предлагаю вам сегодня стать поэтами, как К. И. Чуковский. Незнайка, а ты хочешь попробовать?

Незнайка: – Поэтом стать? Ой, да запросто. Сочиняй себе стихи, как тебе нравится. Например, вот так:

Хозяйка бросила зайку.

Зайка остался под дождем.

Не мог слезть со скамеечки,

Промок весь до ниточки.

Воспитатель: – Ребята, разве Незнайка стих сочинил?

Дети: – Нет!

Воспитатель: – Конечно, нет! Чтоб поэтом, Незнайка, стать, для начала научиться надо рифмы подбирать. Ведь в стихах должна быть рифма, рифмующиеся слова. Стихотворение - это художественное произведение, которое состоит из рифмующихся слов. А рифма, когда слова оканчиваются одинаково. Например: хозяйка-зайка, не мог - промок. Стихи отличаются от обычного текста тем, что в конце стихотворные строки рифмуются, то есть звучат для нашего слуха похоже или совсем одинаково. Например: Я люблю свою машину, заменю на ней я шину.

Здесь рифму образуют слова машину – шину.

Воспитатель: – Дети, давайте с вами поиграем в игру «Поймай рифму». И тебя, Незнайка, приглашаем.

Д. игра «Поймай рифму»

Дети становятся в круг. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово. А ребенок должен вернуть мяч воспитателю и ответить рифмой: (1) часы-усы, 2) белка-тарелка, 3) ложка - кошка, 4) лягушка-подушка, 5) крот-компот, 6) птичка-синичка, 7) мишка-шишка, 8) картошка-гармошка, 9) пышка-мышка, 10) палка-скакалка, 11) мальчик - зайчик, 12) книжка-мартышка, 13) пастух –петух, 14) норка-корка, 15) рог-носорог.

Незнайка тоже принимает участие в игре, но подбирает слова неправильно, ошибается.

После игры Незнайка говорит: - Ну, теперь я все понял! Знаю, как стать поэтом. Я еще лучше Корнея Чуковского стихи сочиню. Некогда мне с вами сидеть. Побежал я рифмы подбирать. До свидания! (Незнайка уходит).

Воспитатель: – Ох, уж этот Незнайка! Все-то он знает и умеет. Глупенький!. А мы с вами еще поиграем.

Дети с воспитателем подходят к макету дерева, на ветках которого развешаны картинки.

Д. игра «Чудо-дерево».

Воспитатель: – Ребята, вы помните в каком произведении К. Чуковского было дерево? Вот и у нас выросло Чудо-дерево. Только растут на нем вместо листочков не туфельки и ботинки, а картинки.

Ход игры.

Детям предлагается 2 группы картинок. Дети объединяются в пары. Каждая пара снимает с дерева по одной выбранной картинке. Затем к картинке из 1-ой выбранной группы подбирают рифму из 2-ой группы картинок. Ответы детей: кошка-ложка, ворона-корона, пушка-подушка, клубок-колобок, дом-гном, рак-мак.

Воспитатель:- Молодцы! Отлично справились! Правильно подобрали пары. А сейчас мы с вами немного отдохнем.

Физминутка.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

Выше ноги, стройный шаг,

А теперь начнем скакать.

За прыжком другой прыжок,

Выше прыгаем, дружок!

Руки вверх мы поднимаем

На носочки вместе встанем.

Носом глубоко вдохнем

И опять шагать начнем.

Воспитатель:- Вот мы и отдохнули.

Дети садятся на стульчики.

Игровое упражнение «Веселые стихи»

Воспитатель: - Ребята, у меня для вас есть веселые стихи, но из них убежали слова-рифмы. Поможете мне найти эти слова?

Тогда слушайте:

Кто один имеет рог?

Ну, конечно…носорог

Опасаются не зря,

Может укусить…пчела

Да, на щётку он похож,

Он – смешной, колючий…еж

Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног,

Вот и весь я…осьминог

Он, мурлыкая, поёт

Ну, конечно, это…кот

Какая же рифма нужна следующему стихотворению?

Бабочка-красавица

Всем ребятам…нравится

Осталось одно для вас задание по поиску рифмы.

Мышка весело живёт

И сухарики…грызет

Воспитатель: - Вам понравилось подбирать рифму? Тогда давайте еще поиграем?

Д. игра «Найди рифму»

Разложить на столе картинки. Дети подходят к столам - рассматривают и называют, что видят на картинках.

Воспитатель говорит, а дети подбирают нужные картинки в соответствии с рмфмой.

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем еще.

Картинку покажем и слово подскажем,

Какое возьмём мы с собой.

Скажу я гармошка, а ты мне (картошка,

Взяла я корзину, купил ты (картину).

Я вижу: на поле пасётся баран,

А маленький мальчик несёт -(барабан,

С тростинкой по тропке ползёт муравей,

А следом за ним летит (воробей).

Весной прилетают с юга грачи,

А мамы пекут для нас (калачи).

Очень вкусны и, конечно, красивы

Крепкие, гладкие, сочные. (сливы)

Итог занятия.

Воспитатель: – Хорошо, ребята, вы справились со всеми заданиями. Вы поняли, для чего нам нужны рифмы? Без рифмы стихотворение не сочинишь.

Вам нравятся стихи К. Чуковского? Они очень веселые, добрые, легко запоминаются.

А теперь назовите какое-нибудь стихотворение К. И. Чуковского, и объясните, чему оно нас учит.

Дети: «Мойдодыр» - учит аккуратности и опрятности.

«Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.

«Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.

«Тараканище» и «Краденое солнце» - учат быть смелыми.

«Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

Воспитатель.

Подумайте, дети, какой герой стихотворения К. И. Чуковского вам нравится больше всех. На следующем занятии вы обязательно нарисуете этого героя.

Публикации по теме:

«Я хочу стать генералом». Праздник будущих солдат в старшей-подготовительной группе Донести до сознания детей смысл праздника День защитника Отечества, воспитывать чувство гордости и уважения к Родине, Российской Армии.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественной литературе в старшей группе «Бабушкины петухи» Программное содержание: Цель: Познакомить детей с внешним видом, образом жизни, поведением и значением для человека петуха и его семейства.

Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ (интеграция образовательных областей).

НОД по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-мурысонька»НОД по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе. Заучивание потешки «Кисонька-мурысонька» Тема: Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька». Цель: Знакомство с устным народным творчеством. Формирование интереса и потребности в чтении.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в средней группе «Осень, осень, в гости просим. В мире стихов»Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе в средней группе «Осень, осень, в гости просим. В мире стихов» Программное содержание: 1. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений. Способствовать формированию у детей умение работать.

Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе «Сказка о глупом мышонке»Конспект занятия по развитию речи и художественной литературе во второй младшей группе «Сказка о глупом мышонке» .

НОД по развитию речи и литературе «Что? Где? Когда?» в старшей группе Интеграция образовательных областей: · - «Социально – коммуникативное развитие», · - «Художественно – эстетическое развитие», · - «Познание.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Зимующие птицы» (старшая группа) 5 лет Воспитательное: Воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам. Развивающее: Развить внимание, логическое мышление, связную.

НОД по развитию речи и художественной литературе «Дом. Его убранство» Воспитательное:Воспитывать у детей желание поддерживать порядок в своем доме и в группе детского сада. Желание помогать своим товарищам.

Сценарий спортивного праздника «Я военным стать хочу!» в старшей группеСценарий спортивного праздника «Я военным стать хочу!» в старшей группе Сценарий спортивного праздника «Я военным стать хочу!»[/i] Образовательная область: физическое развитие. Вид деятельности: культурно-досуговая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 16:59
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в старшей группе «Хочу стать поэтом».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Струтинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД