Зиля Гатиятуллина
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе
в соответствии с ФГТ (интеграция образовательных областей)
Автор: Гатиятуллина Зиля Разгатовна
Тема: «Загадочное исчезновение гуся».
(По мотивам сказки Сутеева В. «Это что за птица?»).
Публикация «Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель: Развитие способности к реализации образов воображения при создании целостных произведений на основе использования заместителей предметов и наглядных моделей.
Задачи: Образовательная область «Чтение художественной литературы»
1. Формирование у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг;
2. Понимание главной идеи произведения;
3. Развитие умения обозначать свое отношение к персонажам сказок и историй;
4. Развитие воображения : воспроизведение сказок и историй с опорой на заместители;
5. Воспитывать умения оценивать свои поступки и поступки героев.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Обогащение словарного запаса и грамматического строя языка;
2. Формируем навык речевого общения со взрослыми и сверстниками;
Образовательная область «Социализация»
1. Понимание моральной оценки поступков героев;
2. Развивать эмоционально-личностные отношения к произведениям художественной литературы;
Предварительная работа:
• Знакомство со сказкой В. Сутеева «Это что за птица?» (чтение и просмотр).
• Рассматривание иллюстраций сказки.
• Моделирование сказки.
• Заучивание пальчиковой гимнастики «Гусь».
• Работа с родителями: рисование понравившегося эпизода сказки.
Демонстрационный и раздаточный материал:
• мультимедийный экран;
• презентация с иллюстрациями;
• карточки с изображениями птиц;
• карточки с изображением частей тела птиц;
• картина птичьего двора;
• клей, ножницы, магнитная доска и магниты, мяч, сундучок.
Этапы деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Примечания
1. Приветствие. Здравствуйте! Я предлагаю вам сегодня поздороваться необычно, как птицы. Например, как?
(Воспитатель показывает картинку с изображением птиц)
+Ворона
- А как кричит ворона?
+Кар-кар-кар
-Давайте все вместе поздороваемся как ворона.
+…
-Молодцы! А теперь поздороваемся как …
+ Петух
- А как кричит петух?
+ ку-ка-ре-ку
- Давайте все вместе поздороваемся как петух.
+…
- Молодцы! А теперь поздороваемся как …
+ гусь
- А как кричит гусь?
+ га-га-га
- Давайте все вместе поздороваемся как гусь.
+…
- Молодцы! Мы с вами поздоровались, а у меня для вас сюрприз!
Дети входят располагаются полукругом перед воспитателем
Ответы детей
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на предстоящую совместную деятельность
Вхождение в проблемно-игровую ситуацию.
Воспитатель: - Сегодня к нам в гости приходил художник и оставил нам сундучок. Что же в этом сундучке?
(Воспитатель открывает сундучок и под аудиозапись на экране появляется картинка птичьего двора).
Воспитатель: - Что здесь нарисовано?
+…
Воспитатель: - Как вы думаете?
+…
Воспитатель: - Как еще можно назвать?
+…
Воспитатель: - Каких птиц вы еще здесь видите?
+…
Воспитатель: - Что здесь необычного?
+…
Воспитатель: - Что напомнила вам эта картина?
+ Сказку Сутеева В. «Это что за птица?»
Воспитатель: - Как вы думаете, что здесь случилось?
+ …
Воспитатель: - А на самом деле: Жил один художник и рисовал свои картинки, была у него и клякса. Она была глупой и завистливой, не было у нее друзей. И она решила найти друга в картинах художника, такого друга как она сама. Выбрала и забрала цвет, тем самым испортила картину. Художник очень расстроился. Что же нам делать?
+…
Воспитатель: - А клякса придумала нам с вами испытания, за каждое испытание она будет возвращать цвет герою картины. Чтобы испытания было легче пройти, наш сундучок нам поможет.
Дети стоят полукругом перед экраном
Ответы детей Заинтересовать детей темой непосредственно образовательной деятельности, вызвать желание помочь художнику восстановить картину.
Развитие коммуникативных способностей, воспитание желания и умения сотрудничать, сообща находить решение в проблемных ситуациях
2Основная часть
Воспитатель: - Итак, приступаем к выполнению испытаний. И первое испытание это игра «Отгадай эпизод сказки» (на экране последовательная полная модель сказки, дети отгадывают эпизод и составляют краткий рассказ по заданному эпизоду)
+…
Воспитатель: - Молодцы! Посмотрите на экран, изображение гуся приобретает новый оттенок, и значит мы прошли первое испытание.
Воспитатель: - Вспомнили сказку Сутеева В. «Это что за птица?» Кто главный герой этой сказки?
+ Гусь
Воспитатель: - Какой он по характеру?
+ Завистливый, глупый, безобразный.
Воспитатель: - Хорошо! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть качества героя, а вы наоборот.
Воспитатель: - Глупый
+ Умный
Воспитатель: - Плохой
+ хороший
Воспитатель: - грустный
+ Веселый
Воспитатель:- Безобразный
+ Красивый
Воспитатель:- Молодцы! И с этим испытанием мы с вами справились! Посмотрите на экран, наш герой стал еще ярче.
- Перед тем как мы перейдем к следующему испытанию мы заглянем в наш сундучок, что же нам художник еще оставил? А оставил он нам интересные карточки, они помогут нам разделиться на пары. Поиграем в игру «Найди пару».
- Каждому досталась карточка, вы должны соединить две половинки, затем со своей парой сесть за стол.
- Молодцы! На столах образцы частей тела птиц. А какие?
+ Клювы, крылья, ноги, шеи, хвосты.
Воспитатель:- Верно! Вам необходимо вспомнить у каких птиц и какие части тела наш герой позаимствовал по сюжету сказки.
- Для начала вспомним о технике безопасности работы с ножницами.
+…
- А сейчас мы с вами подготовим наши пальчики к работе,
пальчики к работе, выполним гимнастику «Гусь».
Гусь
Гусь гнездо свое чинил и считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет: заучить считалку хочет:
Гуси, гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Вы летите, как хотите, свои крылья берегите!
(Поставить руку локтем на стол. Все пальцы прямые. Четыре пальца кроме большого выдвинуть вперед и плотно прижать друг к другу («голова гуся»). Большой палец опустить немного вниз. Получается «гусь» с открытым «клювом»).
Воспитатель: - Мы готовы к новому испытанию! Нам нужно создать наглядный образ этой чудо птицы по сюжету сказки. Итак, приступим! Нужно найти и вырезать нужную часть птицы, а затем определить ее место на магнитной доске.
Воспитатель: - Молодцы! И что же получилось?
+…
Воспитатель: - Мы создали тот образ, который придумал автор сказки. Посмотрите на экран, гусь стал еще ярче, значит мы справились с этим испытанием.
Воспитатель: - Предлагаю вам поиграть в режиссерскую игру. Я буду главным героем, кто это?
+ Гусь
Воспитатель: - А вы будите другими персонажами, которые встречаются по сюжету сказки. В этом нам помогут шапочки с условными обозначениями героев.
Воспитатель: - Я буду говорить о своих недостатках, а вы постарайтесь убедить меня в том, что это мои достоинства.
Воспитатель: - У меня такая короткая шея?
+ У тебя очень красивая серая шейка.
(так проигрывается игра до конца)
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите на экран, что случилось с нашем героем?
Воспитатель: - Правильно! Наш герой стал самим собой.
Ответы детей
Дети стоят в кругу, воспитатель в центре с мячом, называя слова они передают мяч друг другу
Дети из сундучка достают карточки, находят свою половинку и садятся на стульчики
Ответы детей
Дети сидят за столами, выполняют пальчиковую гимнастику и проговаривают слова: «Гусь гнездо свое чинил и считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет: заучить считалку хочет:
Гуси, гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Вы летите, как хотите, свои крылья берегите!»
Дети выполняют задание, воспитатель наблюдает и помогает если это необходимо, совместно дети и педагог перемещают все образцы частей тела на магнитную доску, где заранее был прикреплен силуэт героя
Ответы детей
Закрепить знания о сказке, упражнять в пересказе.
Определение характерных качеств героя. Развитие коммуникативных навыков.
Развивать мелкую моторику рук, а проговаривание, укрепляет мышцы артикуляционного аппарата.
Актуализация содержания сказки и закрепление знаний о строении птиц, развитие воображения, а также чувство юмора.
Развивать эмоционально-личностное отношение к произведению, формировать навык речевого общения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками, Развивать и обогащать словарный запас, грамматический строй и звуковую сторону речи.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Воспитатель: - Почему из всех жителей птичьего двора, клякса выбрала именно гуся?
(На экране появляется новый слайд с птичьем двором и гусь вместе со всеми птицами)
Воспитатель: - Посмотрите ребята! Наделив положительными качествами нашего героя, клякса нам его вернула, потому что он стал не такой как она. А художник за ваши старания в сундучке оставил еще один сюрприз! (Воспитатель задаёт наводящие вопросы, если дети затрудняются ответить, предлагает оценить результат своих действий).
( Воспитанникам в качестве оценки непосредственно образовательной деятельности было предложено выбрать кружочек:
- красный кружочек обозначает - «Было интересно и легко»;
- зелёный –кружочек обозначает «Было интересно, но испытывал затруднения»)
Дети дают оценку своим действиям.
Формирование умения анализировать свою деятельность
Используемая литература :
1. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников.
Л. А. Кондрыкинская, Т. Н. Вострухина М. 2006г.
2. Развитие способностей средствами ознакомления дошкольников с Художественной литературой.
Микляева Н. В. М. 2010Г.
3. Грамота. Литература и речь. Работа со школой.
Жукова О. Г. М. 2007г.
4. Художественные произведения для чтения детям от 5 до 7 лет (часть 3)
5. «Развитие» планы занятий для подготовительной группы. М. 2002г.
6. Педагогическая диагностика по программе «Развитие» старший дошкольный возраст. М. 2000г.
7. Программа «Развитие +»
8. Логопедия
Е. Н. Краузе М. 2006г.
9. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет.
Т. В. Калинина «Учитель» 2011г.