Коваленко Юлия Николаевна
Конспект НОД по рисованию «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательная:
Совершенствовать умение составлять композицию на досках с элементами хохломской росписи.
Развивающая:
Развивать умение вырисовывать хохломской росписи.
Развивать художественное творчество.
Воспитывающая:
Воспитывать эстетический вкус.
Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.
Здоровьесберегающая :
Публикация «Конспект НОД по рисованию „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
Сохранить здоровье детей путём чередования труда и активного отдыха, использования ТСО и средств наглядности, создания комфортной атмосферы на НОД
Демонстрационный материал: мольберт, столик с посудой хохломы, иллюстрации, предметы с хохломской росписью,
Раздаточный материал: Картонные заготовки, акварель, кисть с тонким и толстым кончиком, баночка с водой, салфетка, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Познавательный рассказ воспитателя о хохломских изделиях. Рассматривание изделий и альбомов декоративно-прикладного искусства. Заучивание физминутки о русском народном промысле.
Методические приемы: игровой, показ, художественное слово.
Создание проблемной ситуации для мотивации детей на деятельность.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Словарная работа: завиток, растительность
Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое, физическое развитие, познавательное, речевое,
Ход образовательной деятельности
I.Организационный момент.
Воспитатель (Приветствие)
- Здравствуйте гости званные,
Гостьюшки наши желанные.
Много гостей, много и новостей.
-Ребята к нам пришли гости, оглянитесь, поклонитесь и гостям улыбнитесь.
Мотивация проблемы:
Воспитатель:- А вы любите путешествовать?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений народных умельцев. А каких умельцев, вы сейчас расскажете сами.
Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес город Светлоград, детский сад «Берёзка детям подготовительной группы «Радужка». Посмотрите, какая она необычная. (на посылке нарисованы элементы разных промыслов)
Воспитатель: - А в посылке что-то есть.
-Откроем посылку. Посмотрите, здесь много разных предметов.
Вопросы воспитателя:
-Здесь игрушки. Какие они весёлые, нарядные. Как хороша эта игрушка –
1. Это игрушка каких умельцев? –(дымковская игрушка)
2.-Вот кувшин расписной.
Как называется эта роспись? (гжельская роспись)
-А вот ложки яркие, деревянные.
3. Кто знает как эта роспись называется? (хохломская)
-Правильно хохломская роспись
Воспитатель: Листья реют, не редеют.
От дыхания земли.
входят в мир волшебной …хохломы….)
Воспитатель: -Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в золотую сказку. А золотая сказка находится в селе Хохлома. А почему она так называется, вы поймёте сами.
-А теперь стали друг за другом и в путь.
Воспитатель:
-Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Чашки, ложки, самовары.
Воспитатель: -Вот и добрались мы до села. В самое главное происходит на местных ярмарках. Я предлагаю побольше узнать о хохломе и его жителях. Проходите на завалинку и прослушайте рассказ.
II Основная часть
1. Словесный рассказ по презентации
Воспитатель:(Презентация)
1 слайд
Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, которое расположенное на берегу Волги.
(показ картинки село Хохломы)
2 слайд
Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды.
(показ ярмарки, посуды и жителей)
3 слайд
Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Эта роспись так и называется хохломская как и село Хохлома. Золотая хохлома развозилась по всей России.
(картинка посуды хохломы)
4 слайд
Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном, жёлтом фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона.
(показ узора хохломы)
5 слайд
Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто.
(показ красок хохломы)
6 слайд
Художники хохломы рисуют растительные орнаменты: листки, изогнутые ветки, ягоды рябины и малины.
(показ элементов хохломы)
7 слайд
Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой
(показ травы Хохломы)
8 слайд
В наши дни хохломскую роспись можно встретить, не только на деревянной посуде, но на бусах, серёжках, ёлочных игрушках, рисованных наборах.
(показ бусы, сережки)
9 слайд
Расцвели золотые и алые цветы на варежках, и даже на валенках.
(показ валенок и варежек)
Вопрос Воспитателя: - А, что такое валенки?
Ответы детей
Вывод воспитателя: -Это русские, тёплые сапоги, сваленные из шерсти. Но об этом я расскажу в другой раз
Вопросы:
Воспитатель.
-О каком промысле эта сказка?
Дети: (Хохлома)
Воспитатель: - Какие цвета используют художники в росписи?
Дети:(красную, черную, желтую, может и присутствовать зелёный)
Воспитатель:_- Назовите элементы узора в хохломской росписи?
Дети : (завиток,травы, ягоды, листки и т. Д.)
2. Словарная работа:
Воспитатель: - Нам встретились новые слова завиток- повторите хором.
Воспитатель: -А теперь пришла пора поиграть нам детвора, выходите все сюда.
3. Физминутка о хохломе
Воспитатель: (на фоне музыки)
-Птица хохломская крыльями махала
(руки в стороны машем)
-Крыльями махала- золото рассыпала
(машем, встряхиваем кисти рук)
-Да, с землицы русской травы собирала
(наклоны в пол, собираем)
-Травы собраны, чашки украшены
(обводим круг руками)
-Мастерство с любовью нам передавало.
4 Выставка «Золотая Хохлома»
-А сейчас я приглашаю вас посетить выставку на ярмарке «Золотая хохлома». Рассмотрим изделия хохломских мастеров, полюбуемся на это золотое чудо. Подходи честной народ, товар на выставке вас ждёт.
(рассматривание изделий народного промысла)
Воспитатель:- Для чего нужны хохломские изделия? (ложками есть, на доске резать….)
Воспитатель –Кто догадался почему «Хохлому» называют «Золотой»?
Дети: -На всех изделиях присутствует золотой цвет.
Воспитатель: Даже фартук мой расписан хохломой.
Вывод воспитателя:
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что роспись на изделиях растительная. (показ на фартук)
Воспитатель:
- На ярмарке раскупили все доски. И ещё хотят купить, но готовых нет.
-Как нам помочь народным умельцам вы думаете?
Дети:
Воспитатель: - Да мы поможем им расписать. Ненадолго станем тоже народными умельцами. Возьмите по одной доске и пройдите в мастерскую для росписи.
5. Разбор показа образца хохломской росписи
Воспитатель: Сели красиво. Доски раскрашивать будем по моему образцу.
Давайте вспомним еще раз особенности хохломской росписи.
Вопросы по образцу:
1. Какой фон изображён на доске? – (желтый)
2. Основной цвет элементов, который я использовала - (красный, черный, желтый)
3. –Какой орнамент (Растительный, давайте вместе хором повторим)
6. Закрепление приёмов рисования «Хохломской росписи»
Воспитатель- Как рисовать волнистую линию и завитки ( индивидуальный ответ: слитным плавным движением.)
Воспитатель: - Кто может показать, как рисовать завиток (Показ сам,
Воспитатель: - Кто может показать,как рисовать элемент листка (Показ сам, приём примакивания,
Воспитатель:_-А теперь подготовим руки к рисованию, и скажем волшебные слова. Сначала говорю я, а потом все вместе.
Кисти, кисти помогите
Хохлому рисовать начните.
7. Самостоятельная работа. Индивидуальная помощь,
(Во время работы помогаю словесно, рисуют под музыку Мария Пархоменко «Хохлома»
Воспитатель: -Предлагаю взять доски и отнести на нашу ярмарку. Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый набор досок.
III. Подведение итогов
Рефлексия
Воспитатель:
1-Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
-2 Чем отличается хохломская роспись от других промыслов?
-3Что вы можете сказать о своих работах?
4-Всё ли удалось, почему?
У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
Воспитатель: -Ребята наше путешествие в село Хохлома на ярмарку подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное вы попробовали себя в роли народных умельцев! За ваши старания народные умельцы передали вам угощенье.
(Выход детей под весёлую народную музыку)