Татьяна Никулина
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Фиксики в гостях у ребят»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с делением квадрата на 4 части, активизация и закрепление математических знаний и умений посредством игры.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть;
- способствовать узнаванию в окружающих предметах геометрические фигуры, закреплению представления детей о геометрических фигурах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- совершенствовать умение считать до 10 (прямой и обратный счет); закреплять умение задавать вопросы: Сколько? Который? И правильно отвечать на них;
- закреплять умение на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий;
Развивающие:
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
- развивать мелкую моторику рук, внимание, память, логическое мышление
Воспитательные:
- воспитывать навыки культуры поведения (девочкам надо уступать).
- воспитывать активность.
Оборудование: магнитная доска, музыкальный центр.
Демонстрационный материал: куклы (или картинки) Симка и Нолик (из м/ф «Фиксики», ножницы, 2 квадрата, разного цвета и величины, разрезанными на 4 равные части; лист бумаги, по углам и сторонам которого изображены прямые линии и круги разного цвета, в центре листа нарисована точка, предметные картинки: «На какую фигуру похож предмет»
Раздаточный материал: квадраты, ножницы, листы бумаги, цветные карандаши, карточки с цифрами, сигнальные карты,
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребятишки девчонки и мальчишки!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Давайте все друг другу улыбнемся
Вот теперь мы веселые, дружные, друг другу очень нужные!
Воспитатель: Ребята, когда я зашла утром в группу, то что-то увидела. Вы ничего необычного не замечаете на моем столе? (Письмо) От кого оно? Я не знаю ребята. Я ждала, когда вы все придете, и мы все вместе его прочитаем. А здесь не просто письмо, а загадка (Читаю письмо) :
«Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом…»
(Фиксики.)
Воспитатель: Из какого мультфильма гости, ребята? Как их зовут?
Дети: Фиксики : Симка и Нолик.
Воспитатель:
- Да, действительно, этот мультфильм называется «Фиксики». А вот и наши гости.
Симка и Нолик мне рассказали, что Дим Димыч уехал с родителями к бабушке в гости, а им скучно стало, т. к. все приборы они уже починили, и Фиксики решили прийти к нам в гости, поиграть с вами.
Симка любит не только чинить приборы, но и заниматься математикой. И озорнику Нолику математика тоже очень нравится. Иногда они вместе решают математические задачки. Но есть них и такие задания, с которыми они справиться не могут. Дети, давайте мы им поможем? Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Все садитесь за столы.
- У каждого из них есть задания. Кому мы сначала поможем: Симке или Нолику?
Нолик говорит, что надо помочь Симке, т. к. она девочка, а девочкам надо уступать.
Симка рассыпала все гайки, так необходимые им в ремонте. У вас на столах лежат гайки с номерами. Вам необходимо разложить гайки по порядку от 1 до 10. (Все работают на местах, один у доски) Поднимите зеленую сигнальную карту, если у вас так же. Поднимите красную сигнальную карту, если не так. Давайте все вместе посчитаем. (Прямой и обратный счет) А теперь покажите самое наибольшее число (10). Самое наименьшее число (1). Какой по счету лежит красная гайка? (5) Какой по счету лежит синяя гайка? (3) Какая по счету зеленая гайка? (8) и т. д.
- А теперь Симка хочет поиграть с вами, ребята, в игру «Молчанка».
- Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько носов у двух собак?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько пальцев на правой руке?
- Сколько глаз у светофора?
- Ребята, смотрите, какие у Симки есть картинки. Давайте с ними поиграем.
(Показываю картинки с предметами, дети показывают геометрическую фигуру, на которую они похожи.)
- дверь, солнце, огурец, юбка, подушка, елка, мячик, кирпич.
- Давайте найдем в группе предметы, которые похожи на геометрические фигуры.
- А сейчас Симка приглашает нас отдохнуть и немного потанцевать.
Физкультминутка (исполняется танец под любую веселую музыку)
- Ну что, понравилась вам танцевать?
- Молодцы ребята, справились со всеми заданиями Симки, ну а теперь давайте поможем Нолику. У него есть квадратный лист бумаги, и ему нужно срочно разделить его на 4 равные части, чтобы всем его друзьям досталось поровну.
Игровое упражнение «Раздели квадрат на части»
Воспитатель говорит детям: «Нам нужно разделить квадрат на четыре равные части. На сколько частей мы уже умеем делить квадрат? (Предлагает двум вызванным детям разделить квадрат на две равные части разными способами и объяснить свои действия.) Сколько частей получилось у каждого из вас? Какие фигуры у вас получились? (Прямоугольники и треугольники.) Как можно назвать каждую часть? Что больше: целый квадрат или его часть? Что меньше: одна вторая квадрата или целый квадрат? Как получить четыре равные части? Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».
Вызванные дети складывают и разрезают каждую половину пополам, воспитатель комментирует их действия и прикрепляет части к фланелеграфу. Затем уточняет: «Сколько частей получилось у каждого из вас? Как можно назвать каждую часть? (Одна четвертая.) Что больше: целый квадрат или его одна четвертая часть? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата? Что больше: половина квадрата или одна четвертая квадрата? Что меньше: одна четвертая квадрата или одна вторая квадрата?» (Воспитатель показывает сравниваемые части.)
- Ребята, смотрите, Симка и Нолик построили «Машину времени», а нас просят выполнить некоторые настройки.
- Какое сейчас время года? (осень)
- Какой месяц? (апрель)
- Какая часть суток? (утро)
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какой был вчера? (вторник)
- Какой будет завтра? (четверг)
- Какой день будет послезавтра? (пятница)
- Назовите выходные дни. (суббота и воскресенье)
- Сколько их? (2)
- Молодцы, справились и с этими заданиями. А сейчас Нолик предлагает вам порисовать.
Дидактическая игра «Запомни и повтори».
У детей листы бумаги и цветные карандаши.
Воспитатель предлагает им выполнить задания:
– вдоль верхней стороны листа проведите прямую линию красным карандашом (вдоль нижней стороны – зеленым карандашом, вдоль левой – синим карандашом, вдоль правой – желтым карандашом);
– в верхнем левом углу нарисуйте круг красным карандашом (в нижнем левом углу – синим карандашом, в верхнем правом – желтым карандашом, в нижнем правом – зеленым карандашом);
– в середине листа поставьте точку красным карандашом.
После выполнения задания воспитатель спрашивает: «Что и где вы нарисовали?» (Дети называют фигуру, ее цвет, место расположения и сверяют свои работы с образцом воспитателя.)
Воспитатель: Ну вот, ребята, Фиксики говорят, что им пора домой. Скоро Дим Димыч вернется домой. Давайте вспомним, какие задания Симки и Нолика мы сегодня выполняли? Какие задания вам понравились больше всего? Что не получилось? и т. д.