Руфина Абунаева
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе на тему «Столько же, больше, меньше»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Бывали ли вы на спортивных праздниках? Что интересного вы видели на празднике?
Воспитатель напоминает детям, что во время таких праздников могут соревноваться как отдельные люди, так и целые команды.
- Хотите оказаться в стране геометрических фигур и поучаствовать в спортивном празднике?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи:
Темочки:
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
1. Актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, умение распознавать и называть форму геометрических фигур;
2. Актуализировать знания детей с использованием знаков = и для записи результатов сравнения количество предметов;
3. Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификация. Развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
Дети встают возле интерактивной доски.
Воспитатель говорит, что участники соревнований – геометрические фигуры разделились на команды.
- По какому признаку они разделились? (По форме)
- Кто с кем соревнуется? (Квадраты с кругами, а прямоугольники с овалами)
- Судье надо проверить, правильно ли поданы заявки от команд. Поможете ему?
- Сосчитайте, верно ли записано число участников каждой команды.
Дети считают количество фигур в командах и приходят к выводу, что заявки поданы верно: квадратов – 6, кругов – 6, прямоугольников – 9, а овалов – 5.
- Судья говорит, что по правилам соревнований команды принимаются к участию только тогда, когда количество участников них одинаковое.
- Можно ли допускать к соревнованиям команды кругов и квадратов?
Дети говорят судье, что квадраты и круги готовы к соревнованиям, так как их поровну, по 6.
- Судья сомневается, что 6 и 6 поровну.
- Как доказать, что это так? (надо составить пары)
- Как вы покажете на рисунке, что составили пару? (проведем волшебные ниточки)
Дети выполняют задание.
- Судья доволен, но он не знает, как обозначить, что 6 и 6 поровну.
Дети предлагают ему использовать знак =.
- Запишите знак = в пустую клетку.
- Можно допускать к соревнованиям команды прямоугольников и овалов? (нет, так как 9 не равно 5)
- Как доказать судье, что 9 не равно 5? (несколько прямоугольников остались без пары)
- Какой знак можно поставить в пустой клетке? (знак неравенства)
Воспитатель делает вывод:
1. Сравнить группы предметов по количеству можно пересчетом или составлением пар: если всем предметам в группах хватило пары, то количество предметов в них равно, а если предметы остались без пары – то не равно;
2. Равенство неравенство чисел, обозначающих количество предметов в группах, обозначают с помощью знаков = и.
3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи:
1. Сформировать представление о том, что больше количество предметов в той группе, где есть лишние предметы, а меньше там, где предметы остались без пары;
2. Создать мотивационную ситуацию для формирования умения определять на предметной основе, на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой;
3. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
4. Тренировать мыслительные операции-анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.
Воспитатель рассказывает, что прямоугольники и овалы поняли, что их не поровну, но хотят знать, кого из них больше, а кого меньше и просят детей им помочь.
- Как вы думаете, каких фигур больше и почему? (прямоугольников, так как некоторым не хватило пары)
Воспитатель делает вывод: количество предметов больше в той группе, где есть лишние предметы (без пары).
- Фигуры поняли, почему 9 больше чем 5. Чтобы правильно составить команду, им надо знать на сколько 9 больше 5.
- Сможете помочь фигурам?
- Почему не сможете? (потому что не знаем, как узнать на сколько одних фигур больше, чем других)
- Значит, чему нам нужно научиться? (узнавать на сколько одних предметов больше чем других)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи:
1. Сформировать представление о том, что оставшиеся без пары предметы показывают, на сколько одних предметов больше, чем других;
2. Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;
3. Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции-анализ, сравнение и обобщение, развивать воображение, логическое мышление, речь, мелкую моторику рук.
Садитесь за столы.
- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь, но хочешь узнать?
- Давайте попробуем подумать сами. Сосчитайте сколько прямоугольников остались без пары.
- Что будет, если эти 4 прямоугольника убрать? (членов команды будет поровну)
- Значит на сколько прямоугольников больше, чем овалов? (на 4)
- А на сколько овалов меньше, чем прямоугольников? (тоже на 4)
Воспитатель делает вывод: оставшиеся без пары предметы показывают не только какое из двух чисел больше, но и на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.
- Обведите красной линией прямоугольники, которым хватило пары.
- Давайте проверим. (на доске открывается шторка с правильным ответом)
- Значит, что надо сделать, чтобы членов команды было поровну? (можно пригласить 4 овала, или убрать 4 прямоугольника, или 2 прямоугольника переместить в команду овалов)
- Молодцы, сумели помочь прямоугольникам и овалам принять участие в соревнованиях.
5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.
Дидактические задачи:
1. Организовать активный отдых детей и закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству и изученный способ ответа на вопросы «На сколько больше?», «На сколько меньше?»;
2. Тренировать мыслительные операции-анализ, сравнение и обобщение, классификация, развивать внимание, логическое мышление, речь, коммуникативные качества.
Воспитатель собирает детей около себя на ковре.
- Хотите и вы поучаствовать в соревнованиях?
- Разделитесь на 2 команды по признаку девочки и мальчики.
- Как узнать, поровну ли мальчиков и девочек? (можно сосчитать или выстроиться парами)
Воспитатель просит детей построиться парами.
- Кого больше, а кого меньше и на сколько?
- Что нужно сделать, чтобы было поровну членов команды?
Решаем использовать третий способ. Если число детей, оставшихся без пары, нечетное, то один ребенок становиться судьей соревнований, а если четное, то – воспитатель.
Судья соревнований предлагает детям построиться по росту. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее.
Работа в электронных учебниках.
Дети садятся за столы, где лежать электронные учебники.
- Судья приготовил для вас еще несколько заданий в электронных учебниках. Сможете выполнить сами?
- Итак, нажимаем на первое задание и начинаем выполнять каждый самостоятельно.
Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности детей на занятии.
Воспитатель собирает детей возле себя.
- Где вы сегодня побывали?
- Что интересного узнали?
- Кому помогли?
Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли помочь организовать соревнования, потому что умеют сравнивать группы предметов по количеству с помощью знаков «равно» и «не равно», умеют складывать и вычитать предметы и числа.