галина фесенко
Образовательная ситуация «Столько же, больше, меньше»
Тема: «Столько же, больше, меньше»
Цель: формировать представление детей о равночисленности групп предметов.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
- формировать опыт сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар.
- расширять словарный запас детей выражениями «столько же», «больше», «меньше»
- закреплять и обобщать знания детей о количестве предметов (один, много.)
- закреплять умение различать и называть основные цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный;
Развивающие задачи:
Публикация «Образовательная ситуация „Столько же, больше, меньше“» размещена в разделах
- развивать мыслительные операции анализ, сравнение, внимание, память, речь, воображение
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность, интерес к занятию математикой, желание помогать в трудной ситуации.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: мольберт, цветные человечки с домиками, искусственная елочка.
Раздаточный материал: снежки, сделанные из ваты (на два больше, чем детей, листы с нарисованными на них 4 снеговиками, 4 колпачка разного цвета (на каждого ребенка, новогодние игрушки – шары (по количеству детей).
Предварительная работа:
Повторение цветов (красный, желтый, синий и зеленый,
Рассматривание одного и множества предметов.
Игра "Найди в группе», «Один - много", «Чего не стало».
Подготовка рабочих мест; подготовка демонстрационного и раздаточного материала.
Виды детской деятельности:
• Игровая
• Коммуникативная
• Познавательная
Методы и приемы работы с детьми: игровой, сюрпризный, словесный, наглядный.
Структура занятия:
1. Введение в ситуацию.
2. Совместная деятельность.
3. Осмысление.
Место проведения: групповая
Ход работы
Мотивационно - ориентировочный этап
Ритуал приветствия.
Воспитатель:
- Сегодня к нам пришли гости. Ребята, давайте поздороваемся с гостями:
Дети здороваются с гостями.
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп.
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ.
Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип.
Здравствуйте щечки, плюх, плюх, плюх.
Здравствуй, мой ротик, чмок, чмок, чмок.
Здравствуйте, гости!
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, какое время года? (Зима)
- А, вы любите зиму? (Да)
- Чем можно заниматься зимой на улице? (Ответы детей)
После ответов воспитатель рассказывает, что цветные человечки начали лепить снеговиков.
Человечкам тяжело одним лепить снеговиков. Хотите помочь человечкам закончить сооружать снеговиков? Сможете? (Да)
Поисковый этап
(Затруднение в ситуации)
Дети садятся за столы, на которых находятся листы с нарисованными на них снеговиками.
Кроме этого, у каждого ребенка имеются 4 колпачка одного размера разного цвета – для снеговиков.
Воспитатель:
- Сколько снеговиков слепили цветные человечки? (Много)
- Сколько колпачков человечки приготовили? (Много)
- Человечки любуются снеговиками и хотят узнать, чего больше, снеговиков или колпачков?
Как правило, дети не могут ответить на этот вопрос.
Воспитатель:
- Смогли ли мы ответить человечкам, чего больше? (Нет)
- Почему не смогли?
Воспитатель формирует вместе с детьми:
- Потому, что не знаем, как определить, чего больше – снеговиков или колпачков.
Практический этап
(Открытие нового знания)
Воспитатель говорит детям, что человечки хотят на головы снеговиков надеть колпачки.
- Давайте поможем человечкам на голову каждого снеговика надеть один колпачок.
После выполнения задания воспитатель задает вопрос:
- Сколько колпачков мы надели на голову каждого снеговика. (Один)
- Остались лишние колпачки? (Нет)
- Остались лишние снеговики? (Нет)
- Значит, их поровну или чего-то больше? (Поровну)
Воспитатель фиксирует вывод:
- На голову каждого снеговика надели один колпачок, поэтому снеговиков и колпачков поровну, столько же.
(Включение нового знания в систему знаний)
Воспитатель собирает детей около себя и обращает их внимание на снежки, сделанные из ваты и лежащие на полу. Снежков на два больше, чем детей.
Воспитатель:
- Ребята, сколько снежков? (Много)
- Сколько детишек будут играть в снежки? (Много)
- Как узнать поровну снежков и детей?
Воспитатель помогает сформулировать ответ:
- Надо каждому ребенку взять по одному снежку.
Дети берут снежки.
Воспитатель:
- Всем хватило снежков? (Да)
- Остались лишние снежки? (Да)
- Поровну ли снежков и детей? (Нет)
- Чего больше? (Снежков больше)
Воспитатель фиксирует вывод:
- Каждый ребенок взял по одному снежку и остались лишние снежки, поэтому снежков больше, чем детей, а детей меньше, чем снежков.
Воспитатель предлагает детям поиграть в снежки.
Игра «Снежки»
Воспитатель собирает детей и предлагает им отряхнуться от снега.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель:
- Ребята, какой скоро праздник? (Новый год)
- Вы уже нарядили елочку у себя дома?
- Наши человечки еще не нарядили елочку. Давайте нарядим для них елочку. Посмотрите, у меня в коробочке игрушки - шары?
Воспитатель предлагает детям взять по одной игрушке.
-Ребята, у меня остались в коробочке шары? (Нет)
- У вас у всех есть игрушки в руках? (Да)
- Значит, игрушек столько же, сколько и ребят или чего-то больше? (Столько же)
Воспитатель фиксирует вывод:
Правильно, у каждого ребенка в руках по одной игрушке, в коробочке ничего не осталось. Значит игрушек столько же, сколько и ребят.
Воспитатель предлагает детям украсить елочку этими шарами.
Рефлексивно-оценочный этап
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель:
- Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось делать? (Ответы детей)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что цветные человечки благодарны им за то, что они смогли соорудить снеговиков.