Надежда Давыденко
Конспект открытого занятия по математике «Олимпийские соревнования. Столько же, больше, меньше» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Парма» Индустриального района г. Перми
«Олимпийские соревнования» Столько же, больше, меньше.
Цель: уточнить представления детей о сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар, закрепить умение записывать результат сравнения с помощью знаков = и определять на предметной основе, в какой группе предметов больше (меньше) и на сколько.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по математике „Олимпийские соревнования, Столько же, больше, меньше“ в старшей группе» размещена в разделах
- Больше, меньше, равно. Занятия по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Олимпиада, олимпийские игры для детей
- Олимпиада. Конспекты занятий, НОД на олимпийскую тему
- Открытые занятия. Конспекты
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Старшая группа
- Темочки
1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире; развивать речь активный словарь (волонтеры, олимпийцы);
2. актуализировать способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар, умение распознавать и называть форму предметов;
3. познакомить детей с использованием знаков = для записи результатов сравнения количества предметов в группе;
4. закрепить счет в прямом направлении с обозначенного числа с 1 до 5 и с 6до 10;
5. дать представление о том, что оставшиеся без пары предметы показывают, на сколько одних предметов больше или меньше, чем других.
6. тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию, развивать внимание, логическое мышление, речь, коммуникативные качества.
Предварительная работа:
-беседа с детьми об Олимпийских играх;
-просмотр презентаций;
-настольные игры «Виды спорта».
Материалы и оборудование :
-олимпийский флаг (лист бумаги формата А4);
-карточки с цифрами 5,3,2,4, на каждого ребенка;
- карточка с цифрами от 1 до 10 для соревнования;
-листы к заданию 2.1 «Сравни группы предметов по количеству, составляя пары. Поставь в пустые клетки знаки = или» Занятие 19, Л. Г. Петерсон
на каждого ребенка;
-красный и простой карандаши на каждого ребенка;
-демонстрационный материал - карточка с квадратами и кругами, прямоугольниками и овалами;
- кепка для судьи;
-эмблема волонтера;
-медали на каждого ребенка.
Ход НОД
1 часть
Организационный момент
В: Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы что это (показать олимпийский флаг).
Д: Это олимпийский флаг. Это символ олимпийских игр.
В: А что такое Олимпийские игры?
Д: Это соревнования.
В Верно. Я предлагаю вам сегодня поучаствовать в олимпийских соревнованиях. Согласны? (Дети садятся за столы)
В: С чего начинаются соревнования? С разминки!
Я вам буду задавать вопросы, а ответ на вопросы вы мне будете показывать карточкой с цифрой. Самое главное условие - говорить в этой игре нельзя, можно только показывать карточку.
- Сколько пальцев на правой руке? 5
- Сколько глаз у светофора? (3)
- Сколько носов у двух собак? (2)
- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько хвостов у двух котов? (2)
- Все верно, показали. Молодцы.
2 часть
В: Во время состязаний между собой соревнуются не только отдельные спортсмены, но и целые команды. Сегодня участниками соревнований у нас будут геометрические фигуры, я буду судьей, а вы моими помощниками. Как называются помощники на олимпиаде? (Волонтеры) (Дети надевают эмблему).
(перед детьми лист с заданием 2.1)
Воспитатель:
Геометрические фигуры перед соревнованием разделились на команды.
- Кто с кем соревнуется? (квадраты с кругами, а прямоугольники с овалами)
- По какому признаку они разделились? (По форме и по цвету)
-Я судья, мне нужна ваша помощь. Нам надо проверить, верно ли записано число участников каждой команды.
- Как проверим? (надо посчитать)
-Сколько кругов? (шесть)
-Сколько квадратов? (шесть)
-Сколько прямоугольников? (девять)
- Сколько овалов? (пять)
- Верно - ли записано число участников каждой команды? (Верно)
По правилам команды допускаются к соревнованиям только тогда, когда количество участников в них одинаковое.
- Скажите мне, волонтеры, можем ли мы допустить к соревнованиям команды кругов и квадратов? Почему? (Фигур поровну 6 = 6)
- Как это доказать? (надо составить пары)
- Составьте пары, нарисуйте волшебные ниточки.
-Что у нас получилось? (у каждого квадрата есть пара - круг, значит 6 = 6)
Как же это записать на доске? (Поставить знакВерно 6=6. Скажем хором.
(дети ставят знак на листочках, на доске ставлю знак равенства, повторяют)
Физкультминутка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!
(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.
(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте. Дети садятся на свои места.)
- Помощники, посмотрите, можем ли мы допустить к соревнованиям команду прямоугольников и овалов? (Нет, прямоугольников 9, а овалов 5. 95)
-Как это доказать? (Надо составить пары между прямоугольниками и овалами)
- Соедините прямоугольники и овалы волшебными ниточками. Объедините все прямоугольники, от которых идут ниточки в одну команду.
- Что у нас получилось? (Четыре прямоугольника остались без пары)
-Равные у нас команды? (Не равные)
-Как записать это на доске? Какой знак мы напишем? Верно 95. Скажем хором.
(дети ставят знак на листочках, воспитатель на доске)
-Молодцы, волонтеры, скажите, как можно сравнить предметы? (посчитать, или составить пары).
-Правильно. (Подвести детей к выводу.) Предметы можно посчитать, а можно составить пары. Если всем предметам хватило пары, то количество предметов равное, а если не хватило пары, группы предметов не равны.
-А можете ли вы сказать, на сколько больше прямоугольников? (На четыре, потому что им не хватило пары)
-Сколько прямоугольников осталось без пары? (Четыре)
-Что будет, если убрать эти 4 прямоугольника? (Прямоугольников и овалов станет поровну)
- Значит на сколько прямоугольников больше чем овалов? (На 4)
-А на сколько овалов меньше чем прямоугольников (на 4)
-На сколько меньше овалов? (На четыре)
-Верно. Оставшиеся без пары предметы показывают не только какое число больше, но и на сколько количество предметов в одной группе больше или меньше чем в другой.
-Молодцы
3 часть
Игра «Составь числовой ряд»
-Теперь будем соревноваться (дети встают и выходят на ковер).
Надо разделиться на две команды по какому - нибудь признаку. Как будем делиться? (на мальчиков и девочек). (Дети уделяться на две группы).
-Как узнать поровну ли мальчиков и девочек? (Можно посчитать, а можно встать парами). (Дети выясняют поровну ли их, приходят к выводу, не поровну. Ребенок, которому не хватило пары становится судьей.)
-А теперь соревнование. Вам нужно выстроить числа в ряд по порядку (раздать карточки, одной команде от 1-5, другой от 6-10) По сигналу судьи : «На старт! Внимание! Марш!»
-Молодцы!
-Теперь поменяемся и еще раз посоревнуемся!
- В нашем соревновании нет проигравших.
Рефлексия. Оценка работы детей.
- Вот и закончились наши соревнования и занятие подошло к концу.
-Что мы с вами сегодня делали? (ответы детей)
-Вы сегодня большие молодцы. Командам помогли, научились сравнивать группы фигур по количеству, записывать это с помощью знаков «равно» и «не равно».
И сами приняли участие в соревновании.
Сюрпризный момент
У меня для вас есть награда. Вот такая олимпийская медаль. Вы теперь настоящие олимпийцы.