Мешкова Татьяна Владимировна
Конспект НОД по ФЭМП «Беспорядок в королевстве Математика» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Беспорядок в королевстве Математика»
Подготовила воспитатель: Мешкова Татьяна Владимировна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений, «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Беспорядок в королевстве Математика“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, рефлексивная.
Цели деятельности педагога:
- Развить интерес к предмету математика на основе познавательной активности и любознательности.
- Дать представление об овале в сравнении с кругом и прямоугольником.
- Закреплять порядковый и количественный счет в пределах 10;
- Упражнять в обратном счете в пределах 10;
- Закреплять знания называть смежные числа заданного числа;
- Закреплять умение соотносить цифру с количеством;
- Совершенствовать знания о геометрических фигурах;
- Учить различать геометрические предметы на ощупь;
- Совершенствовать умения решать элементарные задачи;
- Закреплять знания о днях недели.
Материалы и оборудование : НОД проводится в режиме онлайн через платформу ZOOM.
Презентация.
Содержание организационной деятельности детей
Воспитатель: Доброе утро, милые дети, вы всех прекрасней, умнее и трудолюбивее на свете. Вот таким детям я предлагаю сегодня показать свои знания и умения. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда слушайте меня внимательно : нам с вами пришло письмо с просьбой. А вот от кого вы сейчас постараетесь узнать сами. Готовы?
Дети соглашаются.
Дети собирают картинку, состоящую из 10 полосок. На картинке изображены геометрические фигуры (круг, овал и прямоугольник)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы так быстро справились! Значит, письмо нам написали Геометрические фигуры: круг, овал и прямоугольник. Послушайте, что у них случилось.
«Далеко-далеко, за морями и лесами, находится удивительное королевство с красивым названием Математика. Правит им Королева Арифметика. В этом королевстве жили три неразлучных друга: Круг, Овал и Прямоугольник. Но однажды прилетел Северный Ветер из страны Беспорядка и все перепутал, перевернул. Он заколдовал неразлучных друзей, и они перестали узнавать друг друга, а потом совсем потерялись».
Чтобы их найти и расколдовать, необходимо навести порядок в королевстве.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем навести порядок в королевстве Математики? Отправимся на поиски друзей?
Дети: Да!
Воспитатель: Но задача эта не из легких. Нам необходимо работать дружно и терпеливо. Если мы правильно выполним все задания, то найдем и расколдуем Круг, Овал и Прямоугольник.
Воспитатель: Вы готовы к путешествию?
Дети: Да!
Воспитатель: Покружись, покружись, в королевстве Математики окажись! Вот, мы с вами на месте.
Воспитатель: Ребята, чтобы найти потерявшихся друзей, надо знать их особые приметы. А вы знаете, как выглядят Круг, Овал и Прямоугольник?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте назовем особые приметы потерявшихся геометрических фигур.
Дети объясняют, как выглядят фигуры, и сравнивают их с окружающими предметами.
Воспитатель: Жители математики были очень любезны и поделились с нами фотографиями, на которых изображены потерявшиеся друзья. Перед вами 3 конверта с заданиями, на которых изображены фигуры. А какой конверт открыть первым помогут нам загадки. Угадывая каждую загадку, вы поможете вспомнить фигурам их названия, имена. Слушайте первую загадку:
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети: Круг.
Воспитатель открывает конверт, на котором изображен круг. Прикрепляет на магнитную доску картинку с изображением круга.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы правильно угадали загадку, и Круг вспомнил свое имя. Он предлагает вам навести порядок на площади Фигур. Все фигуры были разбиты по группам. Ветер их перемешал. Поможем жителям Математики справиться с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Но для начала сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Две руки».
Смотри, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Задание 1 «Лишняя фигура» (задание дети выполняют за столами).
Воспитатель: Ребята, пред вами лежит листок, на котором изображены геометрические фигуры. В каждой строчке есть лишняя фигура. Нужно ее найти и зачеркнуть.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Слушайте следующую загадку.
Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно -
Получился бы.
Дети: Овал.
Педагог открывает конверт, на котором изображен овал. Прикрепляет картинку с изображение овала на доску рядом с кругом.
Воспитатель: Ребята, вы снова правы. Овал просит навести порядок на улице Цифр. Нужно Цифрам помочь вспомнить их имена, расставить их по порядку, найти их соседей и научить выполнять арифметические действия с ними. Поможем жителям Математики справиться с этим заданием?
Дети: Да!
Воспитатель: Но прежде сделаем физкультминутку.
Физкультминутка. Выполняются движения согласно тексту.
Раз — мы встали, распрямились.
Два — согнулись, наклонились.
Три — руками три хлопка.
А четыре — под бока.
Пять — руками помахать.
Шесть — на место сесть опять.
Задание 2. Работа с числовым рядом.
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги расставить цифры (в пределах10) в правильной последовательности.
Дети выполняют задание самостоятельно.
Воспитатель: Как называется этот ряд?
Дети: Числовой ряд.
Воспитатель: (выбирает одного ребенка) назови цифры по порядку от 1-10.
Ребенок называет цифры.
Воспитатель: (выбирает одного ребенка) посчитай от 10-1.
Ребенок называет цифры.
Воспитатель показывает слайд на экране: 1,2,3… 5,6,7,8,9,10.
Дети определяют, что пропущена цифра 4.
Воспитатель показывает слайд на экране 1,. ,3,5,6,7,8,9,10. Просит найти соседей.
Дети: 2,4.
Воспитатель показывает слайд на экране 3,2,1,4,5,6,7,8,9,01.
Дети определяют, что 1 и 3 заняли не свои места, 10 наоборот.
Воспитатель: У зайчика было 3 морковки, 1 морковку съела мышка. Сколько морковок осталось у зайчика? (показ слайда)
Дети: У зайчика осталось 2 морковки.
Воспитатель: На ветке сидели 2 воробья и 2 синицы. Сколько всего птиц сидело на ветке? (показ слайда)
Дети: на ветке сидели 4 птицы.
Воспитатель: Поздравляю вас со вторым успешно выполненным заданием! Идем дальше. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.
Дидактическая игра «Раздели на две части».
Воспитатель: Ребята, перед вами: круг и 2 квадрата. Вам нужно разделить их на две части и выяснить какие фигуры получатся.
Молодцы!
Воспитатель: А теперь слушайте следующую загадку:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…
Дети: Прямоугольник.
Педагог открывает конверт, на котором изображен прямоугольник. Прикрепляет картинку с изображением прямоугольника на магнитную доску рядом с кругом и овалом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отгадали и эту загадку. Прямоугольник приглашает вас посетить кафе.
Перед детьми стоит кафе.
Воспитатель: Ребята, необходимо навести порядок в математическом кафе. Необходимо правильно определить геометрическую форму предметов на столе и расставить знаки «больше, меньше, равно». Но сначала мы выполним зрительную гимнастику.
«Весёлая неделька».
- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту. Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда. Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем. Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны. Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать. Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки. Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Задание 3. «Больше, меньше, равно».
Детям необходимо определить форму предметов, сосчитать и поставить нужный знак.
На первом столике на одной тарелке лежат 2 овальные сушки, а на другой 5 прямоугольных кусков торта.
На втором столике на одной тарелке лежат 7 помидор, а на второй 6 огурцов.
На третьем столике на одной тарелке лежат 9 лимонов, а на второй 4 яблока.
На четвертом столике на одной тарелке лежат 3 банана, а на второй 8 груш.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. Посмотрите, пожалуйста, на доску, вы навели порядок в королевстве Математики и смогли найти потерявшихся друзей. Давайте напомним им их имена, чтобы они их никогда не забывали.
Дети: Круг, Овал, Прямоугольник.
Воспитатель: Давайте сравним овал сначала с кругом, а потом с прямоугольником.
Дети называют сходства и отличия (круг и овал не имеют сторон и углов, если круг вытянуть, получится овал, прямоугольник и овал вытянутые фигуры, но у прямоугольника есть стороны и углы, а у овала их нет). Если дети не справляются, педагог помогает подвести итоги.
Воспитатель: Ребята, геометрические фигуры благодарят вас за то, что вы им помогли встретиться. Между фигурами возобновилась дружба. Ну, а нам пора возвращаться в наш детский сад. Покружись, покружись и в детском саду окажись.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше путешествие? Мы с вами сделали очень доброе дело. А какие задачи мы с вами решали?