Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по ФЭМП «Пять, пятеро, пятый» в старшей группе. Знакомим с цифрой 5
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с цифрой 5;
2. Продолжить знакомство с понятиями «следующее» и «предыдущее» число, «целое» и «часть»;
3. Продолжить знакомство с правилами получения следующего и предыдущего числа;
4. Продолжить учить составлять математические рассказы с опорой на рисунок;
5. Находить и называть заданные закономерности;
6. Учить объединять подмножества и вычленять подмножества из множества на основе этих понятий;
7. Учить соотносить множество с натуральным количественным числом и называть его;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Пять, пятеро, пятый“ в старшей группе, Знакомим с цифрой 5» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
8. Учить записывать названные числа в виде числовых карточек;
9. Учить пересчитывать предметы в ряду.
Задачи:
1. Развитие организационных умений: называть тему занятия, понимать цель задания, обозначенную педагогом, работать по плану, предложенному педагогом;
2. Развивать коммуникативные умения: выражать свои действия в речи, помогать друг другу при выполнении заданий.
3. Оценивать результат работы (не получилось-получилось, исправлять допущенные ошибки;
4. Развивать память и внимание.
Материал к занятию: фломастеры или цветные карандаши, готовые числовые карточки, счётные палочки.
Ход НОД.
I.Дидактическая игра «Вазы с цветами», которая подводит к открытию и формулированию нового материала.
1. Игра по знакомым правилам. Форма работы: фронтальная.
Педагог предлагает детям объединиться в группы по два, три, четыре, пять человек и встать в круги, отмеченные цветными шнурками. Это «вазы».
П.: - Ребята, представьте, что мы – это цветы в вазе. (У детей в руках цветы или рисунки цветов на карточках. Педагог называет число детей, играющих в каждой группе. По команде: «Поставили в вазу цветок» один ребёнок из ещё не задействованных ребят должен встать в какую-нибудь вазу и назвать полученное число «цветков» в вазе. Игрок остаётся, если число названо верно, а если нет, то выбывает. Эту игру повторяют несколько раз. Также можно провести игру «Достань из вазы цветок».)
2. Открытие нового умения и знания. Формулировка основной цели и темы занятия.
Педагог просит детей посмотреть на рисунки на развороте книги и сделать предположения, чем будем сегодня заниматься (узнаем новую цифру, рассказывать о числе пять, будем учиться считать и т. д.)
А).Задание №1. Форма работы: в парах.
Последовательность работы. Педагог просит рассмотреть детей два верхних рисунка, которые соединены синей стрелкой. Затем воспитатель предлагает посоветоваться друг с другом и составить рассказ, в котором будут слова «было» и «стало». (Было четверо детей детей в карнавальных костюмах, к ним пришла девочка в костюме Дюймовочки. После этого детей на рисунке стало пятеро.) Рассмотрев рисунок с числовыми карточками вверху страницы, объясняем, что означает каждая карточка.
Педагог предлагает детям задавать вопрос, который будет начинаться со слов «Сколько стало?»
Педагог детям предлагает найти данное число, выложив перед собой предметы-заместители (геометрические фигуры, счётные палочки, пуговицы и т. д.) Дети выполняют данную работу, комментирую вслух свои действия (четыре да один будет пять). После этого на числовой карточке с вопросом записывается с помощью чёрточек, точек и т. д. результат выполненного действия (число 5).
Так же следует работать с нижним рисунком.
Воспитатель задаёт вопросы детям, которые записаны рядом с синей точкой, и просит на них ответить. При этом детям необходимо работать с предметами-заменителями (пуговицы, геометрическими фигурами, счётными палочками и т. д.)
Воспитатель сообщает детям, что число 5 можно обозначить цифрой 5, рядом выставляется цифровая и числовая карточка.
Б).Задание №2.
Работая с данным заданием, дети пересчитывают животных по порядку и присваивают им номера (порядковые числительные): первый, второй, третий, четвёртый, пятый.
При этом проходит знакомство с понятием следующего и предыдущего числа: число один является предыдущим для числа два, число два – следующим за числом один и т. д. Проходит работа в соответствии с заданием пособия. Результатом её являются заполненные числовые карточки. Пересчитывая детей на рисунке, ребята рядом с каждыми изображением кладут одну счётную палочку или один кружок и комментируют свои действия (Мальчик в костюме звездочёта – первый по счёту, ставлю на числовой карточке одну точку, Снегурочка – вторая по счёту, кладу второй кружок, ставлю на числовой карточке две точки и т. д.)
В).Задание №3. Продолжение развития мелкой моторики рук. Учимся называть и узнавать арабские печатные цифры.
Обводим линии на рисунке в соответствии с ранее данными рекомендациями: помощь в определении начала и конца линии, показ ребёнку, как должна двигаться его рука. После того как обведены все линии на рисунке, следует приступить к выполнению штриховку, комментируя свои действия.
Г).Задания №4. Формирование представления о составе числа 5.
Следует вначале уточнить способы разбиения множества на классы по материалу и общему названию.
II.Тренировочные упражнения.
Задание №5. Форма работы: фронтальная.
Работаем в соответствии с заданием в пособии. Это задание обязательно для выполнения в парах с объяснением и проверкой.
III.Итог НОД. Форма работы: фронтальная.
П. : - Что нового сегодня вы на занятии узнали? Что на занятии делали? Что больше всего понравилось?
Материалы, которые не были на занятии использованы, могут быть предложены детям в свободное от занятий время для индивидуальной работы