Наговицына Ольга
Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «В поисках сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Стимулирование познавательных процессов, таких как, восприятие, мышление, при осознании информации за счет яркости, привлекательности, динамичности заданий (объектов).
Задачи:
1) Познакомить детей со знаками больше, меньше, освоение знаково – цифровой системы соотношений между числами.
2) Продолжать формировать умение решать арифметические задачи.
3) Закрепить знания о геометрических фигурах (круг, квадрат,
овал, треугольник, умение нахождения геометрических фигур в окружающих предметах.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы „В поисках сокровищ“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Пираты и сокровища
- Старшая группа
- Темочки
4) Способствовать развитию нравственных качеств: умение преодолевать препятствия, проявлять выдержку. Развивать навыки совместной работы.
ХОД:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте мы поздороваемся с ними с помощью пальчиковой игры «Улыбнемся солнышку».
Улыбнемся солнышку «Здравствуй золотое» (руки вперед ладонями вверх).
Улыбнемся небу «Здравствуй, голубое» (поднять руки вверх).
Улыбнемся дождику «Лейся словно из ведра» (вытянуть руки вперед ладошками вверх, стучать пальчиком одной руки по ладошке другой руки).
Гостям улыбнемся «Пожелаем им добра». (улыбнуться)
Воспитатель.
-Ребята, недавно мы с вами читали сказку о спрятанных сокровищах, (приложение 1) как Милли и Билли искали клад, который для них спрятал, как оказалось, дедушка. Вот и мне захотелось поиграть с вами в кладоискателей. А кто это такие кладоискатели? (ответы детей) Правильно, это люди, которые ищут клад. Вот и вы будете искать клад, который я для вас припрятала, за правильно выполненные задания, я буду давать вам подсказки, и части карты. Соберите 3 части карты и узнайте, где же клад. А поможет вам в поиске клада математика и наш чудесный экран.
Вы готовы? (Да).
-Послушайте внимательно правила, которые помогут нам во время поиска.
Правила.
Выполняйте все задания вместе, не перебивайте своего товарища, помогайте друг другу, и тогда вы обязательно найдете клад.
Но для того, чтобы вы смогли выполнить все задания, вам необходимо познакомиться вот с такими знаками. (Воспитатель показывает знаки «больше» и «меньше»)
- А вы знаете что это за знаки? Раньше видели их где-нибудь? А на что они похожи? (ответы детей). Ребята, вот этими знаками пользуются ученики в школе, ваши мамы и папы знают, что они обозначают. И мы сегодня тоже с ними познакомимся.
Объяснение воспитателя о знаках:
Милли и Билли из сказки «Спрятанные сокровища» снова приехали в гости к дедушке и бабушке. В этот раз дедушка спрятал сундук с сокровищами в саду, но отважные Милли и Билли быстро отыскали сундук, а в нем оказались настоящие пиратские дублоны. Дети стали делить монеты. Милли взяла четыре монеты, а Билли взял себе пять монет. Покажите цифру, которая обозначает, сколько монет у Милли, положите ее перед собой. Покажите цифру, которая обозначает, сколько монет у Билли. Положите ее рядом с цифрой 4.
- А какое число меньше 4 или 5? (4)
Воспитатель: Для того, чтобы записать, что число 4 меньше чем 5 мы возьмем вот этот знак «меньше». Он дружит с цифрами и стоит между ними. Но это не простой знак – он волшебный, потому что его острый уголок всегда показывает на меньшее число.
Поставьте между своими цифрами нужный знак. Давайте повторим (воспитатель следит указкой на доске) : число 4 меньше числа 5. Давайте прочитаем надпись, которая получилась: 4<5.
Милли расстроилась, что монет у нее оказалось меньше, но Билли ведь совсем не жадный мальчик, он отдал одну свою монету Милли.
- Сколько теперь монет у Милли? (5)
- Сколько монет осталось у Билли? (4)
- Какое число больше 5 или 4? (5)
- Давайте поменяем цифры местами 5 и 4. А между ними поставим знак, он называется «больше». Его острый уголок, как и у знака «меньше», всегда показывает на меньшее число. Но читать мы начинаем справа налево. Давайте прочитаем надпись: 5>4.
- Со знаками «больше» и «меньше» мы познакомились, помогли посчитать монеты Милли и Билли, значит теперь сможем выполнить правильно все задания, пора отправляться на поиски собственного клада.
Приглашаю всех детей
В путь отправиться скорей.
Ждут вас испытания,
Сложные задания.
Если клад найти хотите,
В путь скорее поспешите.
И вот вам первое задание: «Вы, ребята, не зевайте, знаки «больше», «меньше» расставляйте, первую часть карты получайте!»
ЗАДАНИЕ1 с помощью системы «играй и развивайся». Цель: расставить знаки > <.
1. У Коли и Марины.
Четыре мандарина.
Из них у брата - три.
Один у его сестры.
У Коли или Марины
Больше мандаринов?
2. Пять карандашей у Миши,
И три карандаша у Гриши.
У кого же из малышей
Больше карандашей?
3. На тарелочке шесть слив,
Вид их очень красив.
Съел четыре сливы Павел.
Две для Танечки оставил.
Подскажите поскорей,
Кто меньше съел из малышей?
4. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок - сосед.
На пенек зайчата сели
Пять морковок сразу съели.
Хозяин две морковки съел,
Три соседу отдал на обед.
Кто считать, ребята, ловок,
Кто меньше съел морковок?
Дети выполняют задание, за это получают первую часть карты.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием вы справились! Первая часть карты совсем у вас под носом, загляните за знак >.
Воспитатель: Отгадайте загадку, и вы узнаете, где спрятана следующая подсказка.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек.
Шапка есть – нет головы».
(Гриб)
-Правильно. Значит, следующая подсказка спрятана под грибом. Давайте искать гриб.
Дети вместе с педагогом подходят к грибу. Поискать подсказку предлагается ребенку, который правильно отгадал загадку. Подсказку- ребенок отдает педагогу. Педагог читает подсказку.
«До дерева загадок
По стрелкам вы пройдите.
Загадки отгадайте,
Часть карты заслужите».
-Ребята перед Вами нарисованы стрелки. Давайте построимся друг за другом и пойдем по стрелкам искать следующую часть карты.
Дети подходят к дереву, на котором висят конверты с цифрами. Ребенок находит конверт с цифрой 1. В нем задание:
Три угла, три стороны
Могут разной быть длины.
Что это за геометрическая фигура?
(Треугольник)
Задание на экране: «На что похоже?»
2. Нет углов у меня
И похож на блюдце я
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо,
Кто же я такой, друзья?
(Круг) Какие еще предметы похожи на круг?
3. Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины
(Квадрат)
4. Если, взял бы я окружность
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте дети дружно –
Получился бы ….
(Овал)
В конверте № 5 вторая часть карты и следующая подсказка: найдите все изображения предметов, на которых есть цифры. (термометр, градусник, весы, ростометр).
Воспитатель: А для чего изображены цифры на этих предметах? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята давайте на минуту закроем глазки и представим что будет если в нашей жизни не будет цифр?
Дети: Мы не сможем найти свой дом, не будем знать сколько нам лет, не сможем ходить в магазин. (ответы детей)
Воспитатель: А еще цифры помогают нам решать задачи. Сейчас мы будем решать задачи, помогать нам будет наш экран.
1. Семь воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что-то клюют без оглядки.
Котик-хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?
2. Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось?
3. В хоре семь кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько стало голосов?
4. Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Дети получают третью часть карты.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы собрали все три части карты. Теперь их надо сложить. (Дети соединяют части карты) Чтобы определить местонахождение сокровищ на карте, надо соединить прямыми линиями пары противоположных точек: 1 и 3, 2 и 4. В точке пересечения двух прямых скрыто сокровище.
Один ребенок выполняет задание, дети определяют, где находится сундук с сокровищами.
Физпауза:
Лево руля! - шаг влево.
Право руля! - шаг вправо.
Нос! - шаг вперед.
Корма! - шаг назад.
Пушечное ядро! - все приседают.
Поднять паруса! - все останавливаются и поднимают руки вверх.
Драить палубу! - все делают вид, что моют пол.
Свистать всех наверх! – по ладошке хлоп.
Приложение 1.
Спрятанные сокровища.
Милли и Билли провели чудесную неделю в гостях у бабушки и дедушки. Это был последний день их пребывания в гостях, они должны были собрать свои вещи, перед возвращением домой, к маме и папе на следующее утро. Они рассказали дедушке, чем они собираются заниматься.
- Что? – удивился дедушка. - Разве вы не хотите найти спрятанные сокровища?
- Какие сокровища? Наподобие пиратских? - спросил Билли, со взволнованным лицом.
- Да, верно, - ответил дедушка. - Они спрятаны в сундуке с сокровищами, где-то в доме, или в саду. Хотите попробовать найти их, или вам интереснее собирать свои вещи?
- Нам очень хотелось бы найти клад! – закричали Милли и Билли.
- Тогда вы должны поторопиться, - сказал дедушка. – Сейчас полчетвёртого. Вы должны успеть разыскать клад до четырех часов, иначе вы проиграете. Охота за сокровищами начинается прямо сейчас!
Милли и Билли умчались искать спрятанные сокровища.
Они начали свои поиски с сада, там они осмотрели все в сарае, под яблоней и в кустах и клумбах. Нигде в саду не было никаких признаков клада
Потом они перенесли свои поиски в дом, и, первым делом, обыскали первый этаж, посмотрели за шторами и под столами и стульями. Но никакого клада не обнаружили. Они повторили то же самое на втором этаже, дополнительно заглянув под все кровати. Но так ничего и не нашли.
- Я знаю, - сказала Милли. – Надо поискать на чердаке.
Они достали фонарик и поднялся по лестнице на чердак. Милли и Билли хорошенько осмотрели там все, но снова ничего не нашли. Они спустились по лестнице с чердака и направились вниз.
- Мы осмотрели все на свете, - жаловался разочарованный Билли, когда они спустились по лестнице. - Не думаю, что мы когда-нибудь найдем этот клад.
Но именно в этот момент Милли своими пытливыми глазами увидела, как что-то металлически блестит внутри приоткрытого шкафа, пристроившегося под лестницей.
Милли и Билли заглянули в шкаф и достали сундучок. Он был заперт, но когда Билли порылся в шкафу, он нашел ключ. Билли попробовал его в замочной скважине сундучка, и тот открылся.
- Мы нашли его! Мы нашли его! – закричали Милли и Билли.
Дедушка оказался рядом с ними.
- Вы нашли клад как раз вовремя, - сказал он, глядя на часы. – Ого! Уже почти четыре часа!