Тучак Наталья
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи в старшей группе «Чашечка с цветком»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для автоматизации и дифференциации звуков ц-ч.
Задачи:
Обучающие:
• закрепить лексику по теме «Народные промыслы»;
• уточнить и сравнить артикуляции и звучания звуков «ц» и «ч», имеющих акустико-артикуляционное сходство;
• формировать умение образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных;
•
Развивающие:
• развивать звуковую культуру речи;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
• развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;
• развивать воображение;
• развивать фонематический слух;
• развивать речевое дыхание и артикуляционный аппарат;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать усидчивость;
• воспитывать умение внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.
Оборудование:
Иллюстрации с изображением изделий народных мастеров, изделия народных мастеров с изображением цветов, мяч, чаша с цветками (или картинка, дидактическое задание «Обведи по контуру» - чашка с цветком, простые карандаши, цветочки – презенты для детей.
Методы: наглядные (демонстрация, словесные (вопросы, практические (дидактические игры).
Ход занятия.
Дети входят в группу/музыкальный зал, здороваются с гостями.
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики! Давайте подравняем спинки, ножки поставим красиво.
Психогимнастика
Мы умеем улыбаться (улыбнуться,
мы умеем удивляться (сделать лицо удивлённым,
Еще мы умеем сердиться (нахмуриться,
и умеем восхищаться (выразить восхищение).
С хорошим настроением приступаем к нашему занятию.
Ребята, давайте оглядимся! Как красиво в нашей группе/зале!
Что мы здесь видим?
( изделия народных мастеров: городец, гжель, жостово, уральская роспись, павлопосадские платки итд)
Это все изделия наших народных мастеров. Они все разные, но что их объединяет? (на всех изображены цветы)
Правильно, все украшено цветами, давайте вдохнем их аромат.
«Дыхательная гимнастика «Цветок».
(Дети представляют перед собой цветок и медленно вдыхают носом его запах, затем медленно выдыхают
ИЛИ
«Дыхательная гимнастика «Цветок распускается».
Встать ноги вместе, руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох (цветок распускается). Вернуться в и. п.).
Воспитатель: Ребята, я хочу вам показать одну прекрасную вещь! Посмотрите, какая красота! (показывает чашку, например, гжель)
Что это, ребята? (чашка)
Ребята, а ваши язычки умеют показывать чашечку? (да)
Артикуляционная гимнастика «Чашечка»
Ребята, что изображено на чашечке? (цветы)
К какому народному промыслу она относится? (гжель)
Ребята, давайте проговорим все вместе - «чашечка с цветами».
Какие звуки мы слышим, ребята? (ч и ц)
Правильно!
Давайте посмотрим в зеркало и произнесем звуки ц и ч.
Ц – согласный, глухой, твёрдый, губы в улыбку, кончик языка за нижними зубами, состоит из звуков т и с.
Ч – согласный, глухой, твёрдый, губы в хоботок, кончик языка за верхними зубами, состоит из звуков ть и ш.
Пальчиковая игра «Звуковые кнопочки» (по очереди, сначала правой рукой, потом левой рукой и одновременно)
Давайте понажимаем звуковые кнопочки на волшебном компьютере. Для этого по очереди соединим с большим пальцем все остальные пальцы. Одновременно с этим будем произносить слоги:
Ца-цо-цу-цы
Ча-чо-чу-чи
Д\и «Скажи наоборот» (С мячом)
А теперь я буду кидать мяч и называть слог, а вы мне возвращаете мячик, меняя звук ц на ч, вот так:
Ча – ца
Чо – цо итд.
Д\и «Прятки со звуками»
Молодцы, ребята! Вы знаете, наши звуки очень любят играть в прятки! Давайте поиграем с ними? Если вы нашли звук ц - нужно хлопнуть, а если нашли звук ч – топнуть). Попробуем?
Цель, червяк, чемодан, цепь, кирпич, целина, царапина, почтальон, Чебурашка, часть, заяц, часы, чаща, царица, Чипполино, чистота, цыган, яйцо, цыплёнок, человек, цапля, челюсть, купец, череп.
Ребята, звуки ц – ч любят менять друг друга в одних и тех же словах. Звук Ч более ласковый, послушайте сами «Лицо – личико»
Д/и «Назови ласково» (образовать уменьшительно-ласкательную форму существительных) :
Води…а – води…ка
Зая… - зай…ик
Птене… - птен…ик
Огуре… - огур…ик
Пти…а – пти…ка
Сини…а – сини…ка
Кури…а – куро…ка
Блюд…е – блюде…ко
Д\у «Обведи по контуру»
Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю обвести по контуру вот такие замечательные чашечки с цветами, но для начала разомнем наши ручки
Гимнастика «Ладонь – кулак»
«Ладонь – кулак».
Руки, как глазки,
Закрылись – открылись,
Словно из сказки
Они появились!
(Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.)
Один кулак – одна ладошка,
И поменяй их быстро, крошка!
Теперь – ладошка и кулак,
И всё быстрее делай так!
(Одновременно – правая рука сжимается в кулак, а левая распрямляется. Потом наоборот).
Дети выполняют задание.
Рефлексия.
Ребята, свои замечательные картинки вы можете забрать домой либо раскрасить после занятия. Скажите, вам понравилось наше занятие?
С какими звуками мы сегодня работали?
Что вы запомнили про звук «Ч»?
А про звук «Ц»?
Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо работали, и каждому из вас я хочу подарить цветочек (подарить картинки или наклейки с изображением цветов).