Наталья Мамон
Конспект НОД по ФЭМП «Весенняя путаница. Счет в пределах 10. Число и количество» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весенняя путаница»
Задачи:
Закреплять счет в пределах 10; продолжать учить соотносить число с количеством предметов; закрепить знания о геометрических фигурах; закреплять знания детей о днях недели, временах года.
Развивать логическое мышление, внимание, память, речь;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по математике, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Воспитывать умение общаться друг с другом, работать самостоятельно; прививать интерес и хорошее отношение к природе;
Материалы и оборудование: демонстрационный материал - иллюстрация весеннего дерева, картинки снегирей 2шт., конверт с письмом, сугроб, солнышко (лучики отдельно по количеству заданий- 5-6 шт., грустный заяц, подснежники разной длины 7 шт., карточки с цифрами от 1 до 10, скворцы 10 шт, зернышки 10 шт.
Раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, геометрические фигуры; подснежники разной длины по 7 шт. ; набор цифр от 1до 10.
Предварительная работа: беседы и рассматривание альбомов по теме: «Весна».
Ход занятия:
1. Орг. момент.
На доске прикреплено весеннее дерево с птицами - снегирями (в клюве одной птицы письмо, сугробик снега (под ним подснежники, грустный заяц и солнышко без лучиков. Воспитатель собирает детей у доски и начинает разговор.
Воспитатель: - Ребята, какое время года у нас на дворе?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - А вот и первое весеннее дерево! Кого вы видите на дереве?
Дети: - Птички! Снегири!
Воспитатель: - Как сидят снегири?
Дети: - один высоко, другой низко!
Воспитатель: - Ребята, а разве снегири не улетают от нас весной? (ответы- рассуждения детей)
- Одна из птичек принесла нам какое-то известие, давайте посмотрим. В письме говорится, что птички не могут улететь домой, вокруг происходит какая-то путаница, и природа нуждается в нашей помощи. Нужно, чтобы солнышко ярче светило, а для этого нужно выполнить задания. Каждое выполненное задание будет давать один солнечный лучик. Ребята, поможем природе?
Дети: - Да!
2. Основная часть!
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадки:
1. В году у дедушки четыре имени (весна, зима, лето, осень).
2. Что за птицы пролетают? По семерке в каждой стае. Вереницею летят, Не воротятся назад. (Дни недели)
Самый лучший день недели,
Когда будни надоели.
Спим подольше, пьём варенье,
В выходной день… (Воскресенье)
Воспитатель: - Какой день недели сегодня, ребята? А какой будет завтра? Какой был вчера? (ответы ребят)
3. Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят. (месяцы)
Воспитатель: - Ребята, сколько месяцев у каждого времени года? Как называется весенний месяц, который сейчас в календаре и какой он по счету? (ответы детей)
- Молодцы отгадали все загадки! А солнышко начинает греть своим лучиком! (Воспитатель прикрепляет лучик к солнышку). Теперь снегири смогут улететь, чтобы к следующей зиме вернутся к нам.
Игра «На что похоже?»
Воспитатель: - На что похоже солнце? Какую форму имеет солнце? Что, кроме солнца, имеет круглую форму?
Дети: - мяч, блин, колобок и др. ответы.
Воспитатель хвалит ребят за ответы и прикрепляет к солнышку еще один лучик. Ребята, а чтобы так хорошо и дальше удавалось нам выполнять задания, чтобы не было путаницы в природе, предлагаю сделать разминку!
Физминутка:
Солнце засветило, (Руки через середину поднять)
Сугробы растопило. (Руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна. (Руки в сторону)
Скворцы к нам прилетают, (Взмахи руками)
И еж с медведем знают: (Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, (Подтянуться, посмотреть по сторонам)
Весною любоваться!
Воспитатель: - Хорошо разминку мы с вами выполнили, а наше солнышко светит все ярче (воспитатель прикрепляет еще один лучик к солнышку). Посмотрите, ребята, а кто это к нам прилетел? (воспитатель прикрепляет 10 скворцов на доске)
Дети: - Скворцы!
Работа с демонстрационным материалом
Воспитатель: - Правильно, к нам прилетели сегодня перелетные птицы - скворцы! Скажите, ребята, сколько прилетело к нам птиц?
Дети: -10 скворцов!
Один из ребят выходит к доске и прикрепляет соответствующую количеству птиц цифру.
Воспитатель: - Ребята, птицы долго летели к нам, конечно проголодались. Чем можно покормить птиц? (семечки, зернышки и др. ответы детей)
Под каждой птицей воспитатель прикрепил 9 зернышек, кроме одной.
Воспитатель: - Ребята, сколько птиц? (10)
- А зернышек? (9)
- А какое число больше, 9 или 10? (ответы детей)
- Как сделать так, чтобы птиц и зернышек было одинаковое количество?
Дети: - Добавить одно зернышко! (Один ребенок у доски уравнивает количество птиц и зерен, добавив одно зернышко)
Воспитатель: - Ребята, как еще можно было уравнять количество птиц и зернышек?
Дети: - Убрать одну птичку и тогда станет птиц и зернышек по 9!
Воспитатель: - Молодцы ребята, накормили птичек. Скажите, а где же будут жить наши птички? Как называется домик для скворцов? (ответы детей)
-Сколько скворцов прилетело? (много)
Работа с раздаточным материалом «Построим домики для птиц»
Воспитатель: -Давайте, ребята построим скорее все скворечники, чтобы птички могли в них залететь и жить! Для этого вам понадобится счетный материал. Отсчитайте, пожалуйста 6 счетных палочек и постройте из них скворечник. Чтобы птички могли залететь в скворечник нужно сделать отверстие. Какая фигура вам понадобится? (ответы ребят).
Ребята выкладывают по заданию воспитателя скворечники для птиц.
После выполнения задания, воспитатель хвалит ребят и прикрепляет к солнышку еще один лучик.
Развивающее упражнение «Поможем Зайке»
Воспитатель: - Ой, это кто здесь плачет?
Дети: - Это зайчик!
Воспитатель: - А почему заинька плачет? (Весна наступила, а шубку не смог сменить. Холод не даёт)
Воспитатель: -Ребята, мы поможем зайке? Говори заинька, что мы должны сделать?
Чтобы шубку поменять
Надо цифры посчитать!
Дети за столами раскладывают числовой ряд от 1 до 10.
Воспитатель: - Назовите соседей цифры: 2, 4, 5, 6,9.….(Ответы ребят)
После выполнения задания, воспитатель хвалит ребят и прикрепляет к солнышку еще один лучик.
Упражнение «Разложи правильно!»
Воспитатель:- Ребята, посмотрите как солнышко наше стало ярко светить и растаял сугробик, а под ним что?
Дети: - Первоцветы! Подснежники! Цветы!
Воспитатель: - Правильно, ребята, это ж подснежники! Посмотрите они одинаковые или разные по размеру? (ответы ребят)
- Ребята давайте выполним еще одно задание, разложим все подснежники в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким.
Один ребенок выкладывает на доске, остальные ребята выполняют задание на местах.
После выполнения задания, воспитатель хвалит ребят и прикрепляет к солнышку еще один лучик.
3. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, какие вы сегодня молодцы! Столько заданий выполнили и наше солнышко стало светить как? (Ярче, теплее). Теперь, когда солнышко светит ярко и тепло не будет путаницы в природе, зайка переоденет шубку, заместо снегирей прилетят перелетные птицы, начнут цвести первоцветы и многое другое и все благодаря вашим стараниям!