наталья макарова
Конспект НОД по формированию целостной картины мира «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
Цель: Закреплять знания детей об осенних приметах. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе (установление простейших связей между явлениями живой и неживой природы)
Публикация «Конспект НОД по формированию целостной картины мира „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Задачи: Систематизировать накопленные представления детей об осени. Закреплять с детьми названия овощей, знания детей о живой и неживой природе: о деревьях, о жизни птиц осенью; знания цифр в пределах 5; понятия широкий – узкий, высокий – низкий, умение ориентироваться в пространстве. Развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям. Воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к родной природе. Формировать умения любоваться и радоваться красоте осенней природы.
Оборудование: Картина «Осенний лес», мелодия «Звуки осени», листы бумаги с изображением бревнышек с цифрами, кормушка, крупа, искусственные ели, картинки с изображением птиц и животных, краски, кисти, зеркала, салфетки, рисунки деревьев, заготовки листьев, мольберт, корзина с яблоками.
Ход:
Дети вместе с воспитателем входят в группу и встают в круг.
- Ребята, давайте посмотрим на наших гостей и поздороваемся с ними.
Чтение стихотворения об осени.
«Время года отгадай,
Собирают урожай,
Разноцветный лес красивый
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья желтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет»
- О чем говориться в этом стихотворении? О каком времени года рассказывается в этом стихотворении? (Осень) А что происходит осенью? (Солнце меньше греет. Небо закрыто тучами. Идут дожди. Люди ходят под зонтами. Деревья стоят голые. Листья пожелтели и опали. Взрослые и дети одеваются теплее. Дикие звери готовятся к зиме. Перелетные птицы улетели на юг. В саду и огородах созрел урожай).
- Ребята, у каждого времени года есть свои приметы. Давайте мы с вами вспомним приметы Осени.
(Дети отгадывают загадки и отвечают на вопросы воспитателя)
Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это… (ветер)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (дождь)
Дети:
Осенью цветут цветы? Нет
Осенью растут грибы? Да
Тучки солнце закрывают? Да
Колючий ветер прилетает? Да
Ну а птицы гнезда вьют? Нет
А букашки прилетают? Нет
Звери норки закрывают? Да
Урожай все собирают? Да
Птичьи стаи улетают? Да
Часто – часто льют дожди? Да
Достаем ли сапоги? Да
Солнце светит очень жарко? Нет
Можно детям загорать? Нет
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать? Да
- Вы хорошо знаете приметы Осени, значит, можно идти дальше.
Давайте с вами послушаем музыку и перенесемся в «Осенний лес».
Экскурсия в лес:
.-Ребята, вот мы и перенеслись в осенний лес. Скажите, а какой лес осенью? (Красивый, золотой). В лесу очень красиво, я предлагаю вам отправиться вместе со мной на экскурсию в лес. Вы согласны? Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? (не бегать, не ломать деревья и не обижать птиц и зверей).
-Ой, ребята, посмотрите, что это? (река). А какая она, широкая или узкая? (широкая). Чтобы пройти через реку, я предлагаю вам сделать мост вот из этих «бревнышек». Но, что это на них? (цифры). Чтобы сделать мост, нужно бревнышки сложить по порядку. С какой цифрой положим первое «бревнышко»? (один) и т. д. Идем аккуратно по «мостику», чтобы ноги не замочить. Считаем. (Один, два, и. т. д.)
– Ребята. Как здесь красиво! Давайте вдохнем свежий воздух.
-А сейчас посмотрите, что вы здесь видите? А какие елочки по высоте? (высокая, низкая). Кто сидит на дереве? Да, это птицы. А кто сидит на самом высоком дереве? Как называется эта птичка? (Ласточка, скворец) Она зимующая или перелетная? Каких перелетных птиц вы знаете?
- А как вы думаете, почему они улетают? (Им становится холодно; нет корма; насекомые прячутся или погибают). Значит, если птицы питаются насекомыми, зимой им есть нечего.
- Давайте поможем птицам – насыплем для них корм в кормушку.
- Давайте вспомним, какие животные живут в лесу и как они готовятся к зиме?
Ответы детей: (Заяц меняет серую шубку на белую, а медведь готовится к зимней спячке. Белка запасается орешками и грибами. Ежик готовится к зимнему сну. Перелетные птицы улетают в теплые края.)
- Ребята, сейчас я буду вам загадывать загадки, а ответы вы будете не называть, а изображать.
Загадки:
Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый… (Волк)
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её? … (Лиса)
Пора уже мне линять,
Пора мне шубку поменять.
Зимой быть серым не могу –
Меня заметят на снегу… (Зайчик)
А я спешу, спешу, спешу,
Я на сучках грибы сушу.
Орешков делаю запас,
Вот так стараюсь!
В добрый час. (Белка)
В берлогу скоро лягу спать,
За осенью зима опять.
Пусть мне во сне приснится мед,
Проснусь, когда весна придет…. (Медведь)
Я тоже буду спать, как мишка.
Я поохотился за лето:
Грибы искал, мышей ловил,
Мне надо отдохнуть за это…. (Еж).
- Молодцы, ребята!
«Дерево настроения» (рисование листочка и оформление дерева).
Воспитатель показывает рисунки дерева настроения. (один рисунок без листьев, а другой с листьями).
- Какое это дерево, грустное или веселое? (Веселое) А это дерево? (Грустное). А почему? (Потому что нет листьев).
- А у этого дерева, какое настроение? Хотите поднять ему настроение? Что нужно для этого сделать? (Нарисовать листочки).
Детям предлагается нарисовать для этого дерева листочек настроения, которое он потом приклеит на дерево, и дерево станет веселым. Каждый ребенок рисует свой листок.
- Ребята, а какими цветами вы будете рисовать листья? (желтыми и красными) (Воспитатель напоминает технику рисования. В конце занятия листочек приклеивается на дерево)
- Ребята, посмотрите какое у нас красивое дерево получилось. Красивое, веселое.
А наша экскурсия подходит к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Идем по мостику аккуратно. Считаем в обратном порядке.
- Ой! Да здесь какая-то корзина, а в ней записка от птиц, которые благодарят вас за корм, и в благодарность угощают вас осенним урожаем.
- Ребята, а вам понравилась экскурсия. А что больше всего понравилось? Что было интересного (ответы детей).