Елена Гашенко
Конспект НОД по ФКЦМ в старшей группе «Необыкновенный мир магнитов»
▼ Скачать
Конспект НОД по ФКЦМ в старшей группе
Цель:
Развитие познавательной активности, мыслительных операций.
Задачи:
-Продолжать знакомить с понятиями «магнит»,познакомить с понятием с «магнитная сила».
- Формировать у детей интерес и представление о свойствах магнита, умение приобретать знания с помощью проведения практических опытов, делать выводы, обобщения. - Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ в старшей группе „Необыкновенный мир магнитов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магнит. Изучаем свойства магнита
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2021
Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами, просмотр мультфильма «Магниты», изготовление бумажных корабликов в технике оригами.
Оборудование для воспитателя: рукавичка с магнитом внутри, металлическая и пластмассовая ложки, теннисный мяч, деревянный кирпичик, металлическая крышка от банки, большой гвоздь, стакан с водой, булавки, поднос.
Оборудование для детей: железные, пластмассовые, деревянные, резиновые предметы; кусочек ткани, магниты, железные скрепки, тарелки для раздаточного материала, картон, стаканы с водой, кубики.
Ход НОД:
/Под музыку из мультфильма «Фиксики» дети подходят к воспитателю/.
На столе воспитателя: шкатулка с рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
Воспитатель: Ребята! Мне подарили на 8 марта рукавичку с секретом. А в чем секрет заключается, я не знаю! А еще с рукавицей подарили разные предметы.
Воспитатель: Что это? (показ предметов). Дети пробуют.
Дети: (ответы детей)
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (Выслушивает предположения детей).
Попробую надеть рукавицу, по очереди беру предметы.
Воспитатель: Что происходит с предметами?
Металлические предметы при разжимании не падают. Другие предметы падают. Рукавица перестаёт быть волшебной.
- Почему? (В рукавице есть что- то, что не дает падать металлическим предметам) Предложить детям рассмотреть.
/дети рассматривают рукавичку, находят магнит/.
Воспитатель: Что это? Какое свойство есть у магнита?
Дети: Магнит. Он притягивает к себе металл.
Вывод: Магнит притягивает металл.
- Ребята, из какого мультфильма мы с вами слышали сейчас музыку?
Фиксики!
А кто такие эти фиксики?
Исследователи.
Чем занимаются исследователи?
А вы хотите сегодня побывать исследователями?
Давайте вспомнить правила поведения в лаборатории: не шуметь, аккуратно пользоваться приборами, не толкаться.
Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь?
Дети: Холодный, твердый, тяжелый.
Воспитатель: На столе у вас лежат вперемешку разные предметы, скажите из каких материалов они сделаны? Все ли предметы примагничиваются? Разберите предметы таким образом: в белую тарелочку, положите все предметы, которые магнит притягивает. В тарелочку зеленого цвета, положите предметы, которые магнит не притягивает.
Воспитатель: Как мы это проверим? Что нужно для этого сделать?
Дети: С помощью магнита. Надо провести магнитом над предметами.
Дети: Я провел магнитом над предметами, и магнит притянул все железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: Магнит не притянул : пуговицу пластмассовую, кусочек ткани, деревянный карандаш, ластик, кусочек бумаги…
«Не замочим рук»
Воспитатель: А исследователей можно назвать фокусниками, в какой то степени? А вы хотите провести фокус? Для начала ответе на мой вопрос? Как вы думаете, действует ли магнит через другие материалы? Давайте попробуем. Наливайте в стаканчики воду, на дно кладите скрепку.
Воспитатель: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук из стакана с водой?
Дети: Версии детей.
Воспитатель: Надо приложить магнит к внешней стороне стакана снизу и вести магнит вверх.
(Дети выполняют)
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось?
Дети: Скрепка следует за движением магнита вверх.
Воспитатель: Что же могло двигать скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через стекло.
Физминутка.
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре – ноги шире,
Пять – руками помахать
Шесть – за стол тихонько сесть.
(на столах кораблики сделанные из бумаги)
Воспитатель: Ребята, давайте с вами немного повоображаем, представьте, сто синий картон, который у вас на столе, озеро, и по нему должен плыть прогулочный кораблик, как же мы его можем заставить двигаться, не касаясь его руками? (с помощью рук, подуть, с помощью магнита).
Воспитатель: Из какого материала сделаны кораблики? (из бумаги).
Воспитатель: Разве магнит притягивает бумагу? (нет, но на кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их притягивает).
(дети приводят в движение кораблики, прикладывают магнит под крышку стола, под бумажного кораблика и двигают магнитом его по столу)
Вывод: Магнит действует сквозь препятствие картон – это препятствие).
Игра: «Магнит и шарики»
- А сейчас я расскажу вам сказку. (Воспитатель достает настольных кукол).
«Жила – была злая и сердитая мачеха. Была у нее падчерица Машенька. Мачеха Машеньку не любила, ругала – бранила, тяжело работать заставляла. Однажды пришел к ним Иван – царевич и говорит: «Приходите ко мне во дворец на бал!»
Мачеха обрадовалась, стала вертеться перед зеркалом: «Ах, я пойду на бал, я пойду на бал!» Машенька тихонечко говорит: «Я тоже хочу на бал».
- Куда? – закричала злая мачеха. – Ты ещё все дела не переделала! Печку истопи, дров наруби, воды наноси, каши навари, пол подмети, тогда и пойдешь.
- Да я уже все сделала.
- Ах, так! Так вот тебе ещё дело.
Схватила мачеха чашку с горохом и банку с железными гаечками и смешала все вместе.
- Вот разберешь все по отдельности, тогда и пойдешь.
Сказала, села в карету и укатила на бал.
Заплакала Машенька: да тут целую неделю работать придется, чтобы все гаечки из гороха выбрать!»
Как же Машеньке помочь можно? Как выбрать железные гаечки из чашки с горохом? (Дети предлагают воспользоваться магнитом : он притянет все железные гаечки, а горох останется. Показывают как это надо сделать.
- Ай да молодцы! Помогли бедной падчерице с трудной работой справиться!
- Ребята, а как вы думаете, магнит приносит какую-нибудь пользу для человека в жизни?
- Магниты нужны учителям, строителю, стрелка компаса –это тоже магнит.
Воспитатель: Ребята, подскажите мне, а мы встречаемся с магнитом в группе, где видим его волшебные свойства (д/и. «Магнитная мозаика», «Магнитная азбука», «Рыболов», зажим на шкафчики, крепления картин к доске). Хотите поиграть в игры? Давайте подведём итоги, а затем пойдём играть в наши любимые игры.
Итог: Дети, с чем мы сегодня познакомились? Какие предметы притягивает магнит, а какие не притягивает?
/дети убирают за собой в лаборатории и идут играть/