Сухарева Ксения
Игры и приемы арт-терапии как эффективная образовательная технология музыкального воспитания в ДОУ. Опыт работы
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. (В. А. Сухомлинский)
В настоящее время государством разрабатываются кардинальные меры по охране и укреплению здоровья детей. Их реализация должна осуществляться при активном участии образовательных учреждений, в том числе и ДОУ. Возникла проблема выбора и использования здоровьесберегающей технологии, обеспечивающей эффективную работу по сохранению и укреплению социально-эмоционального здоровья детей. Как помочь детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решить все эти задачи, является искусство.
С давних пор музыка используется как лечебный фактор. В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенность детей. Урегулировать неправильные и лишние движения. Г. П. Шипулин еще в 1928 году отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детей, отличающихся повышенной нервной возбудимостью. Психологи Н. С. Самойленко, В. А. Гринер, Е. В. Конорова указывают, что организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность.
Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки адекватного группового поведения, безусловного принятия роли лидера или ведомого, т. е. социализируют ребенка. Последние исследования педагогов, психологов показали, что один из наиболее эффективных способов оздоровления детей является Арттерапия, где искусство используется в профилактических и коррекционных целях.
Актуальность
Современное общество не стоит на месте, изменения происходят практически во всех сферах деятельности человека. Достаточно активные изменения происходят и в образовательной системе. Задачи музыкального развития дошкольников, согласно ФГОС ДО ФОП ДО, решаются на основе принципа интеграции через все образовательные области. Это предполагает создание музыкальным руководителем в ДОО новой модели своей профессиональной деятельности, которая отвечала бы приоритетам ФГОС ДО и ФОП ДО.
Современная образовательная система дошкольного образования уходит от учебно-дисциплинарного подхода, а делает упор на личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания.
Арттерапия обладает преимуществами перед другими формами работы с детьми: поскольку, во-первых, они не имеют ограничений в использовании (любой ребенок не зависимо от возраста, художественных способностей может участвовать в такого рода деятельности). А во – вторых, вызывает положительные эмоции, помогает детям преодолеть апатию, сблизиться с окружающими, стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизует творческий потенциал. Арт-технологии не ставят своей целью создание «высокохудожественных произведений», она делает акцент на свободном самовыражении ребенка посредством любых материалов, решения «внутренних» (связанных с самочувствием и настроением) и «внешних» (связанных с взаимоотношениями с окружающими) проблем. Сущность арт-терапии в педагогике состоит в воспитании, развитии детей средствами искусства.
Цель
Цель – обратить внимание на индивидуальное развитие личности ребенка, но сделать это не только по средствам комфортной среды, но и с использованием новых образовательных технологий.
Задачи:
создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка;
развитие индивидуальности и творческих способностей
сформировать у детей знания о музыкальных жанрах, понять и осознать их особенности;
расширять способность эмоционально переживать музыкальное произведение;
развивать умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях;
повышать умение фантазировать и импровизировать
укреплять и развивать телесно-кинетические, музыкально-ритмических, визуально-пространственные, коммуникативные способности ребенка;
формировать выразительности движений, образности в исполнении;
Для реализации цели и задач в своей работе я использую игры и приемы технологии Арттерапии – это интеграция всех видов искусств. Суть этой технологии в том, что через музыку, сказку, рисование – дает выход внутреннему дискомфорту ребенка, сильным эмоциям, дает понять свои чувства, переживания и усвоить, и понять новый музыкальный материал. В основу своей работы по данному направлению я взяла технологию активного восприятия музыки О. П. Радыновой, которая построена на основе восприятия высокого искусства в разных видах деятельности. Также на музыкальных занятиях с дошкольниками мной используются арт-терапевтические техники, представленные С. К. Кожохиной в книге «Растем и развиваемся с помощью искусства».
В работе широко используются следующие музыкальные произведения:
фортепианные альбомы для детей П. И. Чайковского, А. Т. Гречанинова, Р. Шумана, С. М. Майкапара и др. ;
фрагменты симфонических произведений, написанных для детей, симфоническая сказка «Петя и волк» С. С. Прокофьева, «Карнавал и животных» К. Сен-Санса, сюита «Пер Гюнт» Э. Грига, и др. ;
классические произведения разных времён – старинная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, произведения зарубежных классиков В. А. Моцарта, Л. В. Бетховена и др. ;
произведения отечественных композиторов- классиков С. В. Рахманинова, Д. Д, Шостаковича, М. И. Глинки и др;
народная музыка (колыбельные песни, хороводные, плясовые и др.).
Все произведения музыкальной классики и народной музыки подобранны с учётом возрастных особенностей детей: доступны по продолжительности звучания, соответствуют жизненному и эмоциональному опыту.
Направления Арт – терапии, которые используются мною: Хореотерапия (танцетерапия, изотерапия, сказкотерапия.
Арт терапия
Хореотерапия (Танцетерапия) Изотерапия
Сказкотерапия
В процессе музыкально-пластической (ритмической) деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных Используется нами с целью научить детей, рисуя музыкальный портрет, цветоэмоционально реагировать на музыку. Ребенок сможет накапливать опыт восприятия произведений великих и разнообразных композиторов разных стилей и эпох.
Данный вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение. Сначала дети могут и не обращать внимания на особенности мелодии, специфику игры разных инструментов, но вскоре для них станет понятнее многое из мира музыки. Они смогут отличать одни произведения от других, будут слышать музыку, а не просто прослушивать. Дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке; развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок; дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
В каждом направлении я выделила наиболее интересные и эффективные техники, которые используются мною на музыкальных занятиях.
Данные техники и их исполнение, и реализация в ДОУ, представлены в презентации мастер – класса.
Техники танцетерапии:
Техника: «Танец радости»
Позволяет нам сформировать у детей знания о музыкальных жанрах, осознать их особенности.
Техника: «Зеркало»
Развивает умение показывать и повторять позы и движения, артистичность и выразительность движений.
Техника: «Я Эмоция»
Расширяет способность эмоционально переживать музыкальное произведение и выражать свои эмоции, чувства с помощью музыки)
Техника: «Ожившие картинки (фигуры)
Побуждает детей к импровизации движений, к придумыванию образов и фантазированию
Техника: «Круговых движений»
Изображаем характерные походки (балерины, солдата, модницы, снеговика и т. д)
Техника: «Изображение процесса или восприятие музыкального произведения с помощью предметов».
Формирует выразительность движений, образности в исполнении
Техники Изотерапии
Развивает умение не просто слушать, а слышать, понимать и запоминать музыкальное произведение. Расширяет способность эмоционально переживать музыкальное творение.
Техника: «Живые картинки»
Изображение процесса или восприятие музыкального произведения с помощью предметов (работа по группам, задания на карточках) – рассмотрите картинку и попробуйте передать с помощью шарфиков, ленточек и др. - образы (а музыка вам в этом поможет).
Техника: Послушай и покажи
Дети выкладывают картинку в соответствии с тем, о чем идет речь или теми образами, о которых им рассказывает музыка. (солдатики – (музыка П. И. Чайковский – детский альбом – Марш деревянных солдатиков, Вальс. Полет шмеля – Николай Римский -Корсаков и др.)
Техника: Рисования после прослушивания произведения
Техники Сказкотерапия
Развивает воображение, представление детей о связи музыки и речи, умение передавать музыкальные образы, дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме.
Сказки – шумелки
Придумать сказку и сопроводить каждое действие героев музыкальным звуком (звуками).
Сказочная импровизация
Фантазирование по музыкальной композиции (придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения)
Ожидаемые результаты:
Дети:
разовьют коммуникативные навыки и социальную компетентность в общении со сверстниками и взрослыми;
у детей появятся предпосылки к импровизации в создании художественных образов с помощью пластических средств, движений, жестов, мимики, ритма, темпа;
разовьют творческие проявления, детскую фантазию, воображение и креативность;
разовьют умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях;
Педагоги:
актуализированы знания педагогов о использовании Арттерапии в условиях ДОУ;
педагоги мотивированы для реализации Арттерапии в ДОУ;
Список литературы:
М. В. Киселева «Арт-терапия в работе с детьми». СПб. : Речь, 2008
Е. В. Свистунова «Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия.» М. : Редкая птица, 2019
А. И. Копытин «Психодиагностика в АРТ-терапии». СПб. : Речь, 2020
Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Учитель, 2011.
Асафьев Б. В. «О музыкально – творческих навыках у детей».: Просвещение, 1990г.
Короткова Л. Д. «Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб. : Речь -2001.
Лебедева Л. Д. «Арт-терапия в педагогике» Педагогика, 2000.
Сусанина И. «Введение в арт-терапию». Когито, 2007.
Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
Радынова О. П. Слушаем музыку. – М., 199
Изард К. Э. Психология эмоций. - СПб., 1999.
Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. – М., 2005.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб., 2005.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. – М., 2001.
Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. – М., 1997.
Радынова О. П. Слушаем музыку. – М., 1994.
Сократова Н. А. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. – М., 2005.
Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. Танцевально-игровая гимнастика для детей «СА-ФИ-ДАНСЕ». – СПб., 2001.
В заключении хочется сказать: главная цель каждого педагога - сохранять психологическое здоровье детей; понять особый, порой хрупкий мир ребёнка и, развивая, укреплять его с помощью богатейшего потенциала искусства.
Упражнения по арт- терапии служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, развития межличностных навыков и отношений, повышения самооценки и укрепления уверенности в себе.
«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.»