Анжелика
Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе «История появления денег. Современные деньги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Обучающие: рассказать об истории формирования денег; научить понимать назначение денег; дать детям представление о денежной единице; показать путь преображения денежной единицы от товара до современных денег.
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной группе „История появления денег, Современные деньги“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2022
Развивающие: совершенствовать навыки счета на примере монет, упражнять детей в размене денежной монеты достоинством 10 рублей более мелкими монетами.
Воспитательные: воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий как экономность, бережливость, воспитывать стремление прийти на помощь, умение договариваться.
Словарная работа: купюры, заработная плата, достоинство монет, натуральный обмен, электронные деньги, пластиковая карта.
Материал и оборудование: презентация «История денег», мультфильм из серии Фиксики – Фикси-советы «Как делают деньги», денежные монеты и купюры разного достоинства, пластиковые карты, иллюстрации с профессиями.
Ход образовательной деятельности:
Организационная игра
Встанем мы в кружочек дружно -
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет» -
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй левая рука!
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг! (Дети садятся на стульчики на ковре).
Ребята, сегодня в гости к нам пришли «Фиксики». (Слайд №2). Давайте послушаем, что они нам хотят сказать (включается диктофон). (Слайд 3)
Загадка
В кошелёк мы их кладём.
С ними в магазин идём. (Деньги)
- Правильно, ребята, сегодня речь пойдет о деньгах.
Но для начала, нам надо выяснить, что мы вообще знаем про деньги.
- Что же такое деньги? (выслушать ответы детей).
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
- Что означает слова товары, услуги? (выслушать ответы детей).
Товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности (желания). Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности или желания других людей.
- А вы как думаете, деньги были всегда? (выслушать ответы детей). (Слайд 4).
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре становления человеческой цивилизации, когда мужчина ходил охотиться на мамонта, женщина ждала его в пещере у очага, денег не было. Но постепенно человек учился обрабатывать землю, выращивать разные съедобные вершки и корешки, делать посуду и предметы домашнего обихода, шить одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину товары не покупались. А обменивались. И называлось это бартер или натуральный обмен.
- Как вы думаете, всегда ли было легко обменять один товар на другой? (выслушать ответы детей).
Обменивать товары было очень сложно потому, что ценность вещей и продуктов была разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.
Чтобы упростить обмен, люди и придумали деньги.
В результате, бартера появились не только деньги, но и в дальнейшем профессии. Люди начали осваивать какую-либо полезную деятельность для всех людей. Некоторые профессии дошли до наших времен: гончар, извозчики – это водители такси, парикмахеры и др.
Сейчас очень много разных профессий. Внимание на экран (слайд 3). Здесь представлены люди разных профессий. Давайте повторим эти профессии.
Мы знаем с вами, что человеку за труд платят заработную плату. Например, учитель получает заработную плату за то, что он учить детей, врачу за то, что он лечит людей и т. д.
А теперь внимание задание №1 от «Фиксиков» : сейчас ваша задача подойти к столу выбрать карточку с профессией из представленных, затем рассказать нам, за что человек данной профессии получает заработную плату. (Выходят четверо-пятеро детей и выбирают карточки и отвечают на вопрос за что получает деньги, человек данной профессии).
- А теперь мы немного отдохнем, а заодно посмотрим, куда люди в первую очередь должны потратить заработанные деньги.
Физкульминутка:
«Будем денежки считать»
-Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
-Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
-Один и два – оплатим дом (из сжатого кулачка отгибаем мизинец и безымянный,
-Дом, в котором мы живём.
-Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец,
-На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
-Ну, а пятую (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышко кошелька! (спрятать большой палей в кулак, согнув все пальцы).
-Вот мы с вами немного разобрались, откуда берутся и на что тратятся деньги. (Дети присаживаются на стульчики).
Затем появились металлические деньги, вырубленные из металлических листов. (4 слайд)
На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. (5 слайд)
От слова копье произошло слово копейка. Роль денег выполняли серебряные слитки-гривны. Чтобы уплатить часть гривны, её надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно.
Сегодня взамен старым монетам пришли современные рубли и копейки. Посмотрите, пожалуйста, на экран. (6 слайд).
На экране изображены рубли разных достоинств: 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль.
На столе лежат рубли разных достоинств: 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Посмотрите самая старшая из них монета, достоинством 10 рублей. Расскажите, как можно разменять монету достоинством 10 рублей мелкими монетами?
Внимание, ребята! Задание №2 от наших друзей Фиксиков!
Наша задача разменять 10 рублей более мелкими рублями несколькими способами (четверо-пятеро детей выходят и пробуют разменять 10 рублей на более мелкие рубли).
Физминутка
Под песню Земфиры «Деньги» (включается песня)
Всем нужны деньги,
А что такое деньги?
(руки в стороны – вверх,
повороты вправо – влево,
руки вперед – вверх,
наклоны вправо – влево).
Присаживаемся на стульчики.
Итак, продолжаем наше занятие. Монеты заменили бумажными деньгами, которые появились в Китае (7 слайд).
В России бумажные деньги появились позднее, при императрице Екатерине 2, назывались они «катеньки». (8 слайд) (показать детям «катеньки»).
На бумажных деньгах портрет императрицы. Позднее на купюрах менялись портреты правителей эпохи (9 слайд).
А сейчас давайте поговорим о современных деньгах. (10 слайд)
Какими деньгами пользуются современные люди?
- Назовите виды денег (выслушиваем ответы детей).
- Правильно, бумажные – купюры, монеты – рубли, копейки.
А чем чаще всего расплачиваются за покупку ваши родители? Появились электронные деньги (пластиковые карты). Удобны ли они, как вы считаете? (11 слайд).
Сегодня я хочу остановить ваше внимание на бумажных купюрах номинальной стоимостью 50, 100р и 200р.
На каждой купюре изображена достопримечательность городов нашей страны.
Темой оформления 50 рублей является город Санкт-Петербург: статуя Нева и Петропавловский Собор.
Темой оформления 100 рублей является одним из символов города Москвы – Большой театр России.
Темой оформления 200 рублей является город герой Севастополь: памятник Затопленным кораблям и древнейший город «Херсонес Таврида».
С остальными купюрами мы познакомимся на следующем занятии.
- А теперь внимание! Задание №3 от Фиксиков!
На столе изображены бумажные деньги 50р, 100р и 200р. Наша задача рассмотреть элементы купюр, собрать пазл и рассказать какой город изображен на купюре (четверо-пятеро детей подходят к столу и собирают пазл).
Ребята, расскажите, пожалуйста, что нового сегодня мы узнали? Что такое деньги? Какие деньги бывают? Что такое бартер? Что получают взамен на их труд люди разных профессий?
Понравилось ли вам занятие (Подведение итогов)
Мы выполнили все задания Фиксиков. Давайте послушаем их (включается диктофон и фиксики благодарят ребят за правильные выполненные задания и предлагают посмотреть мультфильм из серии Фикси-советы «Как делают деньги»)
Просмотр мультфильма.
Выход из деятельности
Полчаса мы занимались
И немножко баловались
А теперь детвора
Отдыхать и вам пора!
Список литературы.
1. Елена Ульева: Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей – Издательство «Феникс-Премьер», 2020г – с. 25
2. "Как вырастить бизнесмена. Экономика для детей в задачках, кроссвордах, ребусах. Путешествие по Дому" – Батова И. С. Издательство «Учитель», 2020г – с. 18-20
3. "Книжка для детей финансовая грамотность». Издательство «Феникс плюс», 2020г – с. 4-6
4. Финансовая грамотность для дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Кисилева. – Волгоград: Учитель- с. 21