Ольга Симонова
Конспект НОД по финансовой грамотности «Путешествие в сказку» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
образовательные задачи:
- дать понятие о деньгах и их значении, учить правильно расходовать деньги, договариваться, формировать умение учитывать важность и необходимость покупки;
воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по финансовой грамотности „Путешествие в сказку“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Экономические сказки и стихи
- Темочки
- воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета,
-воспитывать эмоционально – положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;
развивающие задачи:
- развивать логическое мышление, навыки работы в паре, умение подмечать в сказках простейшие экономические явления.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, вы любите слушать сказки? А сами не хотели бы попасть в сказочный лес и помочь нашим героям. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова “ 1, 2, 3 обернись, в сказке окажись”. Открываем глаза. Что это?
Дети: Копилка.
Воспитатель: А что же лежит в копилке? А чтобы дать правильный ответ, отгадайте мою загадку:
Бывают они медные, блестящие, бумажные.
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Дети: Деньги, монеты.
Воспитатель: Ребята, скажите, а какая бывает монета? (если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им)
Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель. Какие монеты вы знаете? (дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям).
Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.
Как можно назвать эти деньги?
Дети: Банкноты. А какие они?
- Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание банкнотой.)
Воспитатель. Какие банкноты вы знаете? (дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором)
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Игра «Дополни»
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
- Где мы носим деньги, монеты и банкноты? (в кошельке). Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них. (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).
Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а для чего людям нужны деньги?
Дети: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.
Воспитатель: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.
Дети: «Лисичка со скалочкой», «Муха-цокотуха», «Трое из Простоквашино», «Приключения Буратино».
Воспитатель: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.
Воспитатель: Для чего же нужна эта копилка?
Дети: Чтобы копить деньги.
Воспитатель:
Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить?
Игра «Для чего нам нужны деньги?»
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Я бросаю мяч ребёнку и называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны:
для покупки продуктов питания; для оплаты бытовых услуг; для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги); для оплаты услуг (уточнить, каких именно); для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков и т. д.
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что такое деньги и зачем они нужны?
Воспитатель: А откуда у ваших родителей деньги? А у вас?
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться распоряжаться деньгами. Ребята, мы с вами в сказочном лесу, и вас ждут герои одной из сказок. Они будут что-то продавать, а вы будете у них что-то покупать.
Игра «Магазин»
Дети делятся на пары. У каждой пары 20 рублей (5 рублей, и 10руб).
Воспитатель: У вас по 20 рублей. Вы можете потратить их, купив у каждого героя по одному предмету. Каждый предмет стоит определенное количество денег, которые вы должны будете отдать ему. Постарайтесь распорядиться деньгами так, чтобы вы могли купить что-то у каждого героя. В конце нашего путешествия посмотрим, кто что купил и сколько денег потратил.
Воспитатель: Прежде чем нам что-то купить, необходимо выяснить, что такое деньги. Что такое деньги? Есть два значения этого слова?
Воспитатель: Как понимаете значение этого слова?
Воспитатель: Когда вы приходите в магазин, то на прилавках, рядом с товарами вы видите ценник, на котором указана его цена, т. е. сколько он стоит.
Воспитатель: Обычно указывают цену за 1 кг или за 1 предмет. Зачем надо знать цену товара?
Воспитатель: Итак, когда мы узнали, что такое деньги и цена, можно отправляться в путь. Готовы?
Воспитатель: Раз мы с вами путешествуем по сказке, давайте начнем наше путешествие как сказку. С каких слов обычно начинается сказка? Как продолжим сказку?
Воспитатель: Жили-были ребята из … (выпускной группы). Надоело им сидеть в группе детского сада. Они вышли на улицу, с улицы отправились в лес.
Воспитатель: На героя какой сказки вы похожи? (Колобок). Что произошло с Колобком в сказке? (Ответы детей).
Воспитатель: Идут ребята по лесу, песенки поют. Вдруг видят, на дороге стоят пеньки, а возле них кто-то бегает. Кто же это?
Воспитатель: А кто вам первым попался, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
Дети: Заяц.
Воспитатель: Вот и говорит ребятам заяц: «Продаю сладкую морковку и конфету. Что желаете купить?»
Воспитатель: Посмотрите на ценник, сколько стоит морковь и сколько стоит конфета? Что вы купите?
Ребята покупают выбранный продукт, платят за него деньги. Каждой паре дается карточка с надписью продукта и его стоимостью.
Воспитатель: Сказали ребята зайцу «спасибо» и отправились дальше. Идут по лесной тропинке, и вдруг видят, стоит под елкой избушка. Решили ребята узнать, кто в этой избушке живет.
Воспитатель: Хотите узнать, кто там живет? Тогда следующая загадка.
Всё время по лесу рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щёлк,
Кто, скажите это?
Дети: Волк.
Воспитатель: Испугались ребята, а волк им и говорит: «Не бойтесь! Не трону вас, если вы у меня что-нибудь купите. Вот хлебушек свежий, с хрустящей корочкой. А вот мыльные пузыри «Буратино». Большие пузыри надуваются». Посмотрели ребята, подумали и решили купить…
Воспитатель: Что же вы купите у волка?
Оплата товара, выдача карточки с надписью продукта и его стоимостью, дается сдача по необходимости: считается вместе с детьми.
Воспитатель: Отправились ребята дальше. Идут по тропинке и видят большой дом с резными окошками. Кто же в этом доме живет?
Кто ломает бурелом,
Подкрепляется медком?
Очень просто мне ответь –
Кто зимою спит?
Дети: Медведь.
Воспитатель: Очень обрадовался медведь гостям, за стол усадил, чаем с вареньем угостил. А затем предложил купить ребятам у него крупу. «Хороша нынче греча, и дешевле, чем в магазине!», - говорит медведь. «А вот сувенир – медвежонок. Он будет вам напоминать обо мне». В раздумьях ребята. Подумали, подумали и решили купить…
Воспитатель: Что купите у медведя?
Оплата товара, выдача карточки с надписью продукта и его стоимостью, дается сдача по необходимости: считается вместе с детьми.
Воспитатель: Попрощались ребята с медведем. Поблагодарили за угощение и отправились дальше. Долго ли, коротко ли шли они, вдруг увидели, кто-то замелькал за елочками. Подошли ближе и увидели…
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
Как зовут её?
Дети: Лиса.
Воспитатель: А лисонька ребят увидела, вокруг них забегала, сладким голосом заговорила: «Ах, какие гости! Как я вам рада! Проходите, проходите, гости дорогие! Посмотрите, что у меня есть. Вот соль. Очень солёная. Не знаю, нужна ли она вам! А вот Чипсы. Вкусные-превкусные, пальчики оближешь. Что же гости дорогие пожелаете?» Задумались ребята, что же важнее купить. И решили купить…
Воспитатель: Что купите у лисы?
Оплата товара, выдача карточки с надписью продукта и его стоимостью, дается сдача по необходимости: считается вместе с детьми.
Воспитатель: Попрощались ребята с лисой, и пошли дальше. Вскоре показался детский сад. Ребята уставшие, но с покупками вернулись в детский сад, в свою группу.
Обсуждение важности и необходимости сделанных покупок.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто с какими покупками вернулся. Какой набор продуктов у вас получился?
Воспитатель: Какова общая стоимость ваших покупок?
Воспитатель: Какова важность и ценность ваших покупок?
Воспитатель: Можно ли, используя эти продукты, быть сытым? Или вы останетесь голодными?
Воспитатель: Какой набор продуктов был бы самым полезным? (хлеб, крупа, соль, морковь).
Воспитатель: Важные и полезные покупки вы сделали? Почему?
Воспитатель: Что, в первую очередь, надо учитывать при покупке чего-либо?
Подведение итога
Воспитатель: Понравилось путешествие?
Воспитатель: Что вы усвоили из этого путешествия?
Дети:
1. Экономно распоряжаться деньгами.
2. Невозможно иметь все, что хочешь
.3. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».
4. Бережно относиться к деньгам.
5. Завести копилку и вносить в нее сдачу от своих покупок, так можно накопить сбережения.
6. Стараться тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги своим трудом!
Домашнее задание
Сделать копилку своими руками из коробочек, баночек. Красиво оформить. Принести в детский сад для конкурса «Лучшая копилка».