Татьяна Прохорова
Опыт работы «Дистанционные формы сотрудничества семьи и школы-интерната в воспитательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои, порой справедливые претензии. Так педагоги жалуются на отсутствие интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога, взаимоотношениями в детском коллективе. Так же современные родители очень заняты и ограничены во времени для получения значительного объема информации. Занятость родителей является основной проблемой взаимодействия педагогов образовательного учреждения и родителей. В условиях современного жизненного ритма родители не всегда имеют возможность быть в курсе всех событий школьной жизни ребенка.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа педагогов коррекционной школы (интернат)
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
В то же время практика работы в школе - интернат показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, педагог должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
На данный момент особую актуальность приобретает поиск особых форм взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
Несомненно, что старые формы работы с родителями в образовательных организациях постепенно изживают себя. Особую значимость приобретает поиск таких форм взаимодействия педагогов и родителей, которые позволят педагогам значительно усовершенствовать отношения с семьями, позволят привлечь родителей в образовательный процесс, обеспечат открытость образовательного учреждения для родителей, повысят педагогическую культуру родителей и будут способствовать популяризации деятельности педагога и образовательного учреждения в целом.
Каковы же условия взаимодействия семьи и школы?
Первейшее условие – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга, так чтобы иметь возможность понимать друг друга и при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия. Вполне от-давая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Оговорим: не об отметках по учебным предметам, не о послушании и поведении, не о соответствии нормам социальной жизни или нормам родительской жизни. Счастье человека есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладеть богатыми достижениями культуры.
Задачи взаимодействия:
• формирование активной педагогической позиции родителей;
• вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
• активное участие родителей в воспитании детей.
В условиях ЧС жить и работать всем приходится по-новому. Всех участников образовательного процесса - родителей и детей, педагогов коснулись эти изменения и каждый из нас вынужден приспосабливаться и находить возможности поддерживать привычный ритм жизни.
В связи со сложившейся чрезвычайной ситуацией воспитателям приходилось искать новые удобные и безопасные формы работы с обучающимися и их семьями. И совместно с классным руководителем и специалистами школы вести работу с группой.
Дистанционная формы образовательной работы со слепыми и слабовидящими детьми уже не новая, но не традиционная и как вышло на практике, очень затруднительна, учитывая наш контингент – это родители и дети, слабовидящие и слепые. Но в целях развития и обучения школьников и реализации задач, программы обучения и воспитания, мы ведем дистанционную работу как с детьми, так же и с их родителями. Активно данная форма работы стала использоваться в то время, когда в нашем регионе ввели режим самоизоляции, а в последующем КТО и ЧС. В связи с тем, что на этом этапе не было возможности использовать традиционные методы работы с родителями, нами активно использовались социальные сети и различные мессенджеры, с помощью которых мы имели возможность поддерживать регулярное общения с детьми и их родителями, не выходя из дома.
Для дистанционного взаимодействия с семьями обучающихся и электронного обучения воспитателю необходимо иметь современные технические гаджеты и средства: ноутбук, видеокамера, телефон, наличие интернета. Важно также, чтобы у родителей, в домашних условиях, был компьютер/ноутбук и выход в интернет. Представлю некоторые дистанционные форм работы с родителями, которые наши воспитатели используют в своей практике:
Социальные Сети. Основным помощником в такой работе, конечно же, стали социальные сети. В решении этой проблемы современному воспитателю могут помочь именно социальные сети, которых в настоящее время насчитывается огромное количество. В них мы обмениваемся фото-, видео-, аудиоматериалами, задаем интересующие вопросы, комментируем информацию. Воспитатель может ознакомить законных представителей с планами работы, рекомендовать ссылки для самостоятельного изучения той или иной темы, информировать о предстоящих мероприятиях: уроках, праздниках, конкурсах, акциях, семинарах и т. д. Активно используются такие социальные сети: Телеграмм, WhatsApp, «В контакте» ("Сферум"). Их использование началось задолго до того, как наш регион был переведен в режим дистанционного обучения. Были созданы родительские чаты. В них отражается школьная жизнь группы (фотографии детей, вестей с уроков, мероприятий, экскурсий, чтобы родители могли наблюдать и радоваться успехам своих детей, получать необходимую и актуальную информацию.
Воспитатели принимают участие в родительских собраниях. Подготовка к ним происходит также как и при обычном формате совместно с классным руководителем. Заранее происходит оповещение, ход мероприятия, готовятся сообщения, презентации, актуальные вопросы обсуждаются в реальном времени. Тематика выступления воспитателей разнообразна : участие детей в общешкольных мероприятиях и онлайн-акциях, предупреждение правонарушений и соблюдение ПДД, помощь ребенку при выполнении домашнего задания, безопасность детей в условиях КТО и ЧС и т. д. Пре-имущество дистанционных родительских собраний заключается в экономии времени, удобном фор-мате (можно выходить на видеоконференцию из дома, машины, с работы, что позволяет достичь большей оперативности во взаимодействии, сделать родителей более активными участниками в жизни ребенка и повысить удовлетворенность от собраний.
Для проведения воспитательных занятий, акций, мероприятий используются мессенджеры «WhatsApp», «Telegram», в последнее время в основном «Сферум». В них были созданы совместные чаты с родителями. Посредством мессенджеров родители получают рекомендации от воспитателя, общаются дистанционно, не выходя из дома, что позволяет не терять связь между семьей и школой. Мессенджеры помогают создавать обратную связь, то есть любой родитель задает вопросы в письменной форме и получает онлайн рекомендацию, уточняет информацию по любому интересующему аспекту в комфортное для себя время.
Консультативная работа в 5-10 классах носит различную направленность: посещение ребенком самоподготовки в онлайн-режиме и самостоятельное выполнение домашнего задания, пропуски уро-ков, успеваемость, участи в школьных мероприятиях и акциях, подготовка и участие в творческих конкурсах, предупреждение правонарушений, «Микроклимат в семье», «Пути решения проблем семейного воспитания», «Коррекция взаимоотношений в семье», особенности здоровья ребенка, увлечения и интересы детей, «Реакция на замечание» и т. д.
В 10-12 классах: подростковая сепарация, юношеский максимализм и как с ним бороться, профори-ентация, подготовка к экзаменам, особенности характера подростка, профилактика табакокурения, мотивация к обучению и т. д.
Новые и безопасные формы и методы работы с родителями применяемые воспитателями школы :
• групповые, подгрупповые, индивидуальные онлайн-консультации воспитателя в соответствии с планом или по запросу;
• онлайн-информирование (рекомендации, памятки, буклеты);
• онлайн- занятия/мероприятия,
• онлайн-акции,
• онлайн-выставки/акции и конкурсы различной направленности,
• онлайн-диагностика,
• онлайн-анкетирование,
• вовлечение родителей в деятельность с детьми в онлайн-режиме («Виртуальный гость класса», «Онлайн-поздравления детей и коллектива школы» и др.) Таким же образом проводились акции: «Окна Победы», «Новогодние окошки», «Свеча памяти».
Применение воспитателем в своей деятельности форм дистанционного взаимодействия требует от всех участников образовательного, воспитательного процессов дополнительного времени и специальных знаний и навыков. Кроме того, подобное взаимодействие возможно только при обоюдной активности и заинтересованности сторон. Все же взаимодействие воспитателя с родителями посредством дистанционных технологий способно принести огромную пользу для всей семьи, особенно если в семье есть еще дети. Дистанционное общение педагогов и родителей посредством контактных групп в сети интернет приводит к обновлению форм и методов взаимодействия педагога и родителей, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования информационно-компьютерных технологий, публичности и открытости педагога и образовательного учреждения. Систематическое, осознанное, продуктивное информационное воздействие, направленное на родительскую общественность, с использованием компьютерных технологий позволяет существенно улучшить взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Образовательная платформа «Сферум» дает возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, в оценке качества образования, в обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в стране.
В заключение хочется сказать, что все формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания слепых и слабовидящих детей в семье и школе. Новая реальность стала сложной для работы с нашими детьми, происходящее сейчас - это стрессовый, необычный опыт, никто из нас такого не ожидал: ни родители, ни воспитатели, ни учителя.
Но все же, школа и семья- это команда, которая работает как единый слаженный механизм, переживает бури и которая должна через эту стрессовую ситуацию пройти достойно.