Наталья Щёлокова
Конспект НОД по финансовой грамотности «На помощь к бабушке Федоре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по финансовой грамотности «На помощь к бабушке Федоре»
Воспитатель: Щёлокова Н. А. МБДОУ ДСОВ 17
Образовательная область «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
Цель. Создание условий для формирования основ финансовой грамотности у дошкольников
Задачи.
Образовательные. Закрепить понятия: «купюра», «монета», «наличные» и «безналичные деньги», «бюджет», «доходы», «расходы», «товар» и «услуги». Закрепить знания детей о внешнем виде российских денег и понятие о том, где могут храниться деньги. Учить детей делать покупку с учетом предложенных денежных средств.
Развивающие. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности. Развивать речь и мелкую моторику.
Воспитательные. Воспитывать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь.
Материалы. Запись песни «Паровоз – Букашка», сказочная газета, карточки с изображением банкнот разных стран, карточки со знаками «плюс» и «минус», карточки «что товар, что нет», бумажные монеты разного достоинства, ракушка, шоколад, ценник, очки, деньги в платочке, ширма – домик.
Предварительная работа. Занятия: «Семейный бюджет», «Товары и услуги». Беседы: «Какими бывают деньги», «»Где хранятся деньги», Дидактическая игра «Денежные банкноты разных стран». Конструирование из бумаги способом оригами кошелька.
Ход НОД
Воспитатель. Здравствуйте дети. Здравствуйте уважаемые гости.
Приветствие:
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
К нам пришли сегодня гости,
Так давайте улыбнемся!
И скажем дружно «Доброе утро!»
Воспитатель читает заметку сказочной газеты.
За морями, за горами
Стоит на лесной опушке дом,
Бабушка Федора живет в нем.
Весь день она прорыдала,
Потому что все свои деньги потеряла.
Сама найти не может,
Кто же ей поможет?
Вот какая история произошла с бабушкой Федорой. И некому ей помочь! Что же делать? Как же быть?
Дети. Мы поможем бабушке.
Воспитатель.
Путь не легким будет. Все готовы к преодолению трудностей?
Дети. Все готовы!
Воспитатель. Через пару минут отправление поезда, на котором мы можем добраться до домика бабушки Федоры. Поезд тронется только в том случае, если мы выполним задание. Задание следующее: ответьте на вопрос, «Что такое деньги?»
Дети. Это средство обмена на какой-нибудь товар или услугу.
«Какие бывают деньги?»
Дети. Деньги бывают бумажные, и называются они купюры и металлические – это монеты. Это наличные деньги, банкноты. Отличаются формой (купюры – прямоугольные, монеты – круглые, весом (купюры – легкие, бумажные, а монеты – тяжелые, металические). Но еще есть и безналичные деньги, это пластиковая карта, мы денег не видим, но они лежат на карте, и мы можем картой расплачиваться за товар.
Воспитатель. Каждое государство имеет свои деньги. Как называются деньги в России?
Дети. Рубли.
Воспитатель. Найдите среди карточек только те, на которых изображены рубли.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Но почему же среди разных денежных банкнот оказалась ракушка?
Дети. Это одно из первых средств обмена. Еще были другие средства обмена - перья, рыба, шкуры животных, соль, чай и т. д.
Воспитатель. С заданием мы справились и наш поезд скоро отправляется, но мы отдохнем и наберемся сил перед путешествием.
Физкультминутка.
Ток бежит по проводам (бег на месте)
Свет несет в квартиру нам (фонарики)
Чтоб работали приборы (круговые вращения руками)
Холодильник, мониторы (хлопки в ладоши)
Кофемолка, пылесос (хлопки в ладоши)
Ток энергию принес. (построение паровозика)
Воспитатель: Мы отправляемся.
Дети – вагончики друг за другом передвигаются под песню «Паровоз – Букашка».
Воспитатель. Первая станция – «Загадочная»! Если мы отгадаем загадки, сможем продолжить путешествие.
Воспитатель загадывает загадки.
1. На товаре быть должна
Обязательно (цена)
2. Коль трудился целый год,
Будет кругленьким (доход)
3. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем (деньги)
4. Люди ходят на базар:
Там дешевле весь (товар)
5. И врачу, и акробату
Выдают за труд (зарплату)
6. Из какого аппарата выдается нам зарплата (банкомат)
7. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы)
8. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьет (кассир)
Воспитатель. Отгадали вы, ребятки на этой станции загадки. И наш поезд отправляется.
Дети – вагончики друг за другом передвигаются под песню «Паровоз – Букашка».
Воспитатель. Станция – «Бюджетная». Мы сможем продолжить путешествие, если выполним задание на этой станции. Что такое бюджет?
Дети. Бюджет – это планирование доходов и расходов.
Воспитатель. Существует один верный путь, чтобы деньги появлялись в семье. Скажите, какой?
Дети. Их надо заработать.
Воспитатель. Какие деньги вносятся в семейный бюджет?
Дети. Заработная плата, пенсия, стипендия, пособия.
Воспитатель. Как должен распределятся семейный бюджет чтобы семья была благополучна?
Дети. Расход не должен превышать доход.
Воспитатель. Представим, что мы с вами одна большая дружная семья. Я буду говорить, какое событие произошло в нашей семье, а вы будете поднимать карточку со знаком «плюс», если это приход денег, или со знаком «минус», если это расход денег.
1. Мама и папа получили зарплату
2. Папа заплатил за квартиру, электричество и телефон
3. Мама выиграла деньги в лотерею
4. Сыну купили велосипед
5. Бабушка получила пенсию
6. Мама купила новое платье
7. Сестра получила в подарок на день рождения деньги
8. Бабушка продала укроп и лук со своего огорода
9. Папа купил новую машину
10. За хорошую работу папа получил вознаграждение – премию
11. Вся семья съездила в отпуск
12. Бабушка купила на рынке продукты
Воспитатель. Вы отлично справились с заданием. Наш поезд отправляется.
Дети – вагончики друг за другом передвигаются под песню «Паровоз – Букашка».
Воспитатель. Станция «Товары и услуги». Ребята, ответти на вопрос, «что такое товар и что такое услуга?»
Дети. Товар – вещь созданная для купли и продажи. Услуги – действия приносящие пользу, помощь и др.
Воспитатель. А все ли можно купить? Все ли является товаром?
Дети. Нет. Нельзя купить здоровье, любовь, преданность, талант, дружбу, улыбку, горы, море, семью и др.
Мы сможем продолжить путешествие, если выполним задание на этой станции. Вы должны хлопать, если я назову товар, а если речь пойдет об услуге, топать.
1. Игрушки
2. Парикмахерская
3. Одежда
4. Кукла
5. Почта
6. Сапожная мастерская
7. Книга
8. Карандаши
9. Библиотека
Мы выполнили задание, и наш поезд отправляется!
Дети – вагончики друг за другом передвигаются под песню «Паровоз – Букашка».
Воспитатель. Станция «Магазин». Мы с вами едим в гости к бабушке Федоре и с пустыми руками в гости ходить не принято. У меня монеты разного достоинства, давайте купим для бабушки торт цена которого 10 рублей. А как их можно получить? Какие монеты взять? (2 монеты по 5 руб., 10 монет по 1 руб., 5 монет по 2 руб., 1 монета по 5 руб. и 2 монеты по 2 руб. и 1 монета по 1 руб., 4 монеты по 2 руб. и 2 монеты по 1 руб.)
Воспитатель. Мы справились, отправляемся дальше.
Воспитатель. Станция «Бабушкино». Мы прибыли, конечная остановка. Я вижу дом бабушки Федоры. Давайте постучим в дверь.
Выходит бабушка Федора.
Федора. Здравствуйте, ребята. Вы ко мне в гости или по делу?
Дети. Мы приехали, чтобы помочь вам найти деньги.
Федора. Я буду рада, если вы мне поможете. Где-то здесь, во дворе я все свои сбережения потеряла. Они лежали у меня в кармане, наверное, обронила. Искала, сама, не нашла. Да и очки где – то лежат, не могу найти. Поищите, ребятки.
Дети ищут и находят очки и деньги, перевязанные резинкой в платочке.
Федора (надевает очки). Спасибо вам, ребята! Может, вы мне посоветуете, где хранить деньги, чтобы не терять? Скажите.
Дети. Деньги можно хранить в кошельке, в шкатулке, на карте, в сейфе, в банке.
Федора. Спасибо вам за информацию.
Воспитатель. А мы с ребятами не с пустыми руками, во-первых – гостинец (торт, а во-вторых, ребята смастерили для вас кошелек, чтобы больше не теряли деньги и хранили их правильно.
Федора. Спасибо вам, ребята! Вы так помогли мне. Подарили такой полезный подарок. От бабушки Федоры никто без угощения не уходит. Угощу я вас сладкими монетками.
Федора угощает детей.
Федора. Спасибо вам еще раз. Вам пора возвращаться в детский сад, скоро отправление поезда. Я же пойду, позвоню своим подругам, чтобы не переживали за меня. Расскажу, как вы мне помогли.
Воспитатель. Мы помогли бабушке Федоре. Я горжусь вами, вы большие молодцы! Нам пора отправляться в детский сад. Наш поезд отправляется! Без остановок!
Дети – вагончики друг за другом передвигаются под песню «Паровоз – Букашка».
Воспитатель. Вот мы и в детском саду! Какое доброе дело мы сегодня совершили?
Дети. Помогли бабушке Федоре найти деньги, очки и подарили полезный подарок, сделанный своими руками.
Воспитатель. Давайте поблагодарим наших гостей и подарим им тоже полезный подарок. (изготовленные детьми кошельки способом оригами).
Дети дарят каждому гостю свой кошелек.