Анна Баранова
Конспект НОД по ФЦКМ по теме «Мир комнатных растений» с детьми старшей группы с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.
Материалы: картинки с изображением комнатных растений, комнатные растения, инструменты для ухода за комнатными растениями, презентация «Мир комнатных растений».
Ход НОД
Вводная часть
Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Публикация «Конспект НОД по ФЦКМ по теме „Мир комнатных растений“ с детьми старшей группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Я - твой друг и ты - мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: - Ребята, давайте посмотрим в окно и подумаем какое время года сейчас на улице? А кто скажет, какой месяц? Сегодня на занятии мы поговорим о живой природе. Давайте вспомним, что относится к живой природе? (Ответы детей).
Воспитатель: - А почему вы думаете, что растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают)
Воспитатель: - Все мы любим цветы, и вы знаете, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Как вы думаете, чем полезны растения? (Растений очищают воздух, лечат, украшают)
Воспитатель: - Правильно. Поэтому цветы и растения нужно беречь. Но цветы растут не только на улице, но и в комнате. Подскажите, пожалуйста, как называются растения, которые растут в комнате? (Комнатные растения)
Воспитатель: - Конечно, комнатные. И у нас в группе тоже есть комнатные растения. Скажите, где они находятся?
Дети: - В уголке природы.
Основная часть
Воспитатель: - Дети я думаю, что вы знаете, как называются комнатные растения в нашей группе. А чтобы проверить ваши знания я загадаю вам загадки о нескольких растениях. Вы должны будете отгадать, что это за растение и показать его.
С молоком, а не коза,
С корой, а не лоза.
(Фикус)
Воспитатель: - Фикус – это комнатное растение. Родиной фикуса считаются тропические страны Африки, Азии и Америки. У фикуса есть шершавый ствол. Зелёные листья фикуса жёсткие, глянцевые, гладкие. Фикус дышит листьями и пьёт воду корнями. Сок этого комнатного растения ядовит. Попадая на кожу, вызывает раздражение и волдыри.
Фикус любит яркий рассеянный свет. Это растение нуждается в обильном поливе весной и летом, а вот осенью и зимой полив сокращают, делая его умеренным. Фикус может расти в условиях сухого воздуха, но очень хорошо отзывается на опрыскивание. Листья фикуса необходимо протирать от пыли влажной губкой или тряпкой.
Плоский, длинный, а не брус,
Полосат, а не арбуз.
(Сансевьера)
Воспитатель: - Сансевиерию привезли к нам из далекой Африки путешественники. Давайте рассмотрим листья сансевиерии. Какие они по цвету, форме? (Ответы детей)
Воспитатель: - Листья этого растения напоминают хвост щуки, поэтому люди его называют «щучьим хвостом». А где же стебель у «щучьего хвоста»? (Ответы детей)
Воспитатель: - У «щучьего хвоста» нет стебля. А есть только утолщение, которое выглядывает из земли. «Щучий хвост» не любит ярких солнечных лучей. Поливать его надо редко. При поливе нельзя, что бы вода попала на середину листьев, растение может загнить и погибнуть.
Воспитатель: - Давайте сейчас рассмотрим, какие же еще есть комнатные растения.
На экране появляются картинки с комнатными растениями.
Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой)
Стебель наклони слегка-
Вот зарядка для цветка. (Наклоны)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Воспитатель: - Все комнатные растения делятся на четыре группы : цветущие (бегония, герань, фиалка, лиственно – декоративные (фикус, пальма, лавр, вьющиеся (традесканция, аспарагус) и растения с мясистыми стеблями и листьями (кактус, алоэ).
Воспитатель: - Для того чтобы растение росло и было красивым, здоровым, ему необходимы все части. Из каких частей состоят комнатные растения? (Корень, стебель, листья, цветы)
Воспитатель: - У всех ли комнатных растений есть цветы? (Нет, не у всех только у цветущих)
Воспитатель: - Верно. А для чего растению нужен корень? (Чтобы растение могло закрепляться в почве и удерживаться, а также с помощью корня всасываются вода и минеральные соли)
Воспитатель: - Правильно. Для чего растению нужны стебель и листья? (Стебель придает форму растению, на нем располагаются листья и цветки, по стеблю движется вода и питательные вещества к листьям и цветкам. Листья нужны комнатным растениям, чтобы дышать)
Воспитатель: - Вы все правильно сказали. А еще, гибкость стебля позволяет растению поворачиваться, чтобы выбрать для листьев наиболее оптимальный световой режим. Но для того, чтобы наши комнатные растения росли, им необходимы благоприятные условия. Как вы думаете, какие? (Почва, богатая питательными веществами, свет и тепло, вода)
Воспитатель: - Правильно. Без них комнатные растения расти не смогут. Если мы создадим благоприятные условия для роста растений и будем правильно за ними ухаживать, они будут расти и размножаться. Давайте поговорим, как нужно ухаживать за комнатными растениями? (Нужно рыхлить почву, поливать растение, протирать пыль с листьев)
Воспитатель: - Ребята, а зачем рыхлить почву? (Для того, чтобы легче впитывалась вода, корням было легче расти)
Воспитатель: - Как надо рыхлить землю? (Рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности).
Воспитатель: - Как надо мыть растения с крупными листьями? (Крупные листья протираем тряпочками)
Воспитатель: - Как мы моем растения с мелкими листьями? (Мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора)
Воспитатель: - Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (Пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки)
Воспитатель: - Какую пользу для человека приносят комнатные растения? (Они очищают воздух, увлажняют его; лечат; собирают пыль; украшают интерьер)
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Чего не стало». Вы сейчас внимательно посмотрите на экран с изображениями четырёх комнатных растений. Закроете глаза, а я уберу изображение одного растения. А вы должны будете сказать, что я убрал.
Д/игра «Чего не стало»
Рефлексия
- О чем мы сегодня разговаривали на занятии? Что нового вы сегодня узнали? А что вам понравилось больше всего?