Екатерина Балаева
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «Уважение к родителям и старшим» в разновозрастной группе детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать формированию у детей представлений о семье и нравственных нормах.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять представления детей о составе семьи, о родственных связях.
- Учить детей быть внимательными к близким людям, заботиться о них, формировать чувство гордости за свою семью, воспитывать уважение к старшему поколению.
- Приобщать к общепринятым нормам и правилам поведения.
Развивающие
- развивать связную речь;
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию „Уважение к родителям и старшим“ в разновозрастной группе детей 4–7 лет» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- Формировать у детей нравственные качества.
- Обогащать словарный запас.
Воспитательные :
- Формировать у детей понятие о семье, родных и близких, как о людях, которые живут вместе.
- Воспитывать уважение и любовь к своей семье.
-Воспитывать у детей нравственные чувства: милосердия, сострадания, сопереживания, послушания родителям.
Оборудование: ноутбук, презентация, проектор, наборы фруктов и овощей, 2 корзинки, посылка, картинка с изображением автобуса, билеты (на каждого ребенка, клубочек, карточки тучки и солнышка (на каждого ребенка).
Образовательные области (приоритетные) : познавательное развитие,
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.
Словарная работа: семья, традиции.
Предварительная работа: лепка овощей и фруктов, показ мультфильмов о семье, заучивание пословиц, беседы на темы: «Я и моя семья», «о бабушке и дедушке», рассматривание картинок с изображением членов семьи и их занятий, чтение и разгадывание загадок о семье; чтение сказки «Три медведя».
Ход занятия:
1. Вводная часть
организационно- мотивационный.
звучит колокольчик
Воспитатель : Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод.
«Слева друг и справа друг.
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь»
Вот мы и передали друг другу искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце, а по нашим рукам из ладошки в ладошку перешла доброта и хорошее настроение.
Воспитатель : Ребята, сегодня к нам в детский сад принесли посылку и здесь написано, что эта посылка для вас. Хотите посмотреть, что там лежит?
Дети: Да.
Воспитатель : Давайте посмотрим. (Воспитатель достает из посылки разрезанную картинку на 4 части и билетики).
Воспитатель : Здесь написано, что нужно собрать картинку, и мы узнаем, на каком транспорте отправимся в наше путешествие. А вот и билетики
(дети разбирают билеты).
Воспитатель : Занимайте свои места согласно номеру на билете! (Дети садятся на свои стульчики перед экраном).
Сейчас мы с вами отправимся в необычное путешествие, И как в любом путешествии нас ждет много увлекательного, а также интересного и, я полагаю, каждый из вас сделает для себя какое-то полезное открытие. Но чтобы узнать, куда мы отправляемся нужно отгадать загадку.
Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой —
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы — одна … (семья). (слайд № 1).
2. Основная часть
Воспитатель : Ребята, вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети: Да, о семье!
Воспитатель : Скажите мне дети, а что такое семья?
Дети: Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.
Воспитатель : Какой должна быть семья?
Дети: Большой, крепкой, дружной, трудолюбивой.
Воспитатель : У каждого из вас есть своя семья (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка). Есть семьи большие, а есть маленькие. И сегодня, мне очень хочется больше узнать о ваших семьях, традициях ваших семей.
Воспитатель : Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции. Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?
Дети: встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т. д.
Воспитатель : Ребята, какое первое слово произносит ребенок? (мама)
просмотр притчи о Маме (слайд №2).
Воспитатель. О чём идёт речь в этой притче?
Дети: про маму.
Воспитатель. Да, мама — самый дорогой человек на свете для каждого человека. Она дает нам жизнь, заботится и любит нас всю жизнь, какими бы мы не были. Она отдает все свое тепло и доброту, чтобы мы были счастливы. Мама всегда желает добра своему ребёнку.
физкультминутка:
«Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево-вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Воспитатель : Сейчас давайте поговорим о папе (слайд №3)
Какую роль играет папа в вашей семье? (Ответы детей)
Кто нам расскажет о своем папе? (Рассказы детей)
Воспитатель :
Вы правы, папа должен уметь все
Папа сильный и большой
Самый добрый и простой
Он заботой и трудом всю семью содержит, дом
Он заботиться о детях, бережет свою семью
И конечно очень любит милую жену свою.
воспитатель : Человек рождаясь практически ничего, не знает и не понимает. Зато он точно знает, что где-то рядом должны быть его родители – самые родные и близкие люди. Любовь к родителям заложена самой природой. Как можно не любить их, если ты обязан ей своим появлением на свет? Родители всегда занимают особое место в нашей жизни.
воспитатель : Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают и называют друг друга ласково.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный клубочек». (слайд №4).
Встанем в круг. Кому дам клубочек, тот ласково называет своих родных Дочь – доченька, дочурка
Сын – сынок, сыночек
Папа – папочка
Мама – мамочка, мамулечка
Дед – дедушка, дедуля.
Бабушка – бабуля, бабулечка
Сестра – сестренка, сестричка
Брат – братик, братишка
Воспитатель : Молодцы, ребята!
- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
- И никогда нельзя их ….
Дети:(огорчать)
Воспитатель : Приготовьтесь, детвора, нас ждёт ещё одна игра.
Игра «Солнышко и тучка» (слайд №5)
Воспитатель : Нужно показать солнышко, если это радостно и хорошо, а тучку, если грустно и плохо.
-Помогаете ли вы маме накрывать на стол?
-Делитесь игрушками с друзьями?
-Помогаете папе ремонтировать машину?
-Случайно разбил любимую бабушкину чашку?
-Подрался с сестрёнкой?
-Помог дедушке перейти дорогу?
-Любите ли вы бабушкины пироги?
Воспитатель : Молодцы, ребята!
Воспитатель : Большим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками, которые имеют жизненный опыт. Они прожили дольше, и знают и умеют намного больше, чем мы.
Послушайте, какие пословицы и поговорки есть об уважении к родителям :
• Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
• Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.
• Хороший сын отцу радость, а плохой – печаль.
Воспитатель : Как важно всем нам уважать своих родителей, заботиться о них, слушаться своих родителей, а также заботиться о родителях своих родителей – бабушках и дедушках.
Воспитатель : Ребята, а вы любите своих бабушек и дедушек?
Дети: да
Воспитатель : Тогда отправляемся к бабушке и дедушке на дачу на нашем автобусе. (слайд № 6)
Воспитатель : Посмотрите, ребята, мы приехали к бабушке и дедушке, и попали в бабушкин сад (слайд №7).
Воспитатель : Какие деревья растут в саду?
Дети: (яблоки и груши).
Воспитатель : Это фрукты или овощи?.
Дети: (фрукты).
Воспитатель : Теперь давайте посмотрим, что растет у дедушки в огороде?
Дети: свекла, морковь, капуста, картошка.
Воспитатель : Поможем бабушке и дедушке собрать урожай?
Дети: да!
Воспитатель : Тогда поиграем с вами в игру «Собери овощи и фрукты». .(слайд №8)
(воспитатель рассыпает на ковре овощи и фрукты, перемешивает их.)
Фрукты соберём в розовую корзину, а овощи - в жёлтую.
Вы, ребята, настоящие помощники! Наша любимая бабушка приготовила для вас вкусный пирог с яблочным вареньем и ароматным чаем. (слайд №9)
Игра «Добрые слова»
Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот какой у меня есть волшебный мешочек. А в мешочке лежат сердечки. Давайте наполним сердечки добрыми, ласковыми, нежными словами для своей семьи.
Дети: Добрая, хорошая, красивая, заботливая.
(Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы, после раздает из мешочка сердечки)
Кода вы придете домой, подарите свое «доброе сердечко» кому то из родителей.
3. Заключение
Рефлексия. (слайд №10)
Воспитатель : - Для чего нужна человеку семья?
Дети: - Чтобы заботиться друг о друге;
-Чтобы помогать друг другу;
-Чтобы уважать старших и не обижать младших;
-Когда есть семья, человеку не страшно жить.
Воспитатель : Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Цените своих родителей! Берегите их! Будьте культурными, вежливыми людьми. Уважайте и помогайте старшим.