Елизавета Дронова
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе на тему «Украшение посуды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе
Тема «Украшение посуды»
Программное содержание
Образовательные задачи:
-учить самостоятельно составлять композицию на объемных формах (тарелки, утица, кружки, посуды, используя элементы хохломской росписи, ее колорит, растительно-травный орнамент;
Публикация «Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе на тему „Украшение посуды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Рисование
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
-закреплять знания детей о Хохломской росписи: истории возникновении, технологии изготовления, об основных элементах хохломской росписи, цветовой гамме;
Развивающие задачи:
-развивать технические навыки - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, держа ее в вертикальном направлении, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях, тычком) ;
-развивать мелкую моторику пальцев рук;
-развивать умение наилучшим образом размещать узор на форме.
Воспитательные задачи:
- воспитывать художественный вкус, любовь к декоративному искусству;
- формировать и развивать эстетические качества.
Предварительная работа:
-экскурсия в изостудию на выставку предметов Хохломской росписи, беседа о Хохломском промысле, рассматривание образцов, иллюстраций, чтение художественной литературы.
Материал: сундучок, тарелочка расписная, яблоко, объемные тарелки, утица, кружки, сделанные из папье-маше детьми на предыдущих занятиях.
Ход занятия:
Организационный момент.
В: Ребята, вы любите сказки и чудеса? (Да)
Тогда скажем волшебные слова: «Раз, два, три сказка приходи!»
(шепотом)
Это что за чудеса. Посмотрите-ка сюда! Прямо из сказки сундучок расписной. Помогите мне открыть его. «Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок!».
-А в сундучке тарелочка расписная, но не простая, а волшебная и яблочко наливное. Дети, предметы какой сказки перед вами (
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке») .
В. Правильно, итак отправляемся в сказочное путешествие.
«Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку»
Ребенок.
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Бочаты, ложки, самовары,
Постацы, розетки, чаши.
Покупайте Хохлому нашу!
В. Ребята, мы с вами на ярмарке!
Давайте рассмотрим эти изделия. Какая это роспись? (Это Хохломская роспись) .
Вспомните, где родина этой росписи?
(Село Хохлома Нижегородской области)
Правильно, там много-много лет умельцы делают деревянные ковши, ложки, братины… на радость людям.
Расскажите, почему данную роспись называют «золотой Хохломой»?
(В старину деревянные изделия покрывали алюминиевым порошком, затем лаком и ставили в печь на обжиг. Под действием температуры, порошок приобретал золотистый оттенок. Отсюда и название «Золотая Хохлома». Золотая, - потому что все предметы блестят как золото) .
-Правильно ребята.
Все листочки как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой!
В. Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые хорошо сочетаются с золотым фоном. Как вы думаете, какие?
(Красный, черный, зеленый, желтый, коричневый)
Дети, посмотрите на посуду и скажите, какими узорами мастера украшают свои изделия?
(Веточки, кустики, ягоды, цветы, листья, завитки, растительный узор) .
В. Да, любимые узоры мастеров хохломской росписи - это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики в этих узорах особые. Мастера очень любят их рисовать и ласково называют "травкой". Иногда мастера рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называются "Кудриной" (от слов - кудри, кудрявая) .
В. Как художники рисуют травинки и завитки? (Концом кисти, держа кисточку вертикально) .
В. Правильно, путешествуем дальше
«Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку»
Дидактическое упражнение-игра «Составь узор»
На столах лежат элементы хохломской росписи. Предлагаю на полоске составить каждому свой узор, используя элементы хохломской росписи.
В. «Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку»
Дети, посмотрите на эту утицу. Сегодня я хочу, познакомить вас со старинной былиной. Слушайте!
«Давным-давно в торговом селе Хохлома, что на Волге, жил старик Федот. Любили люди стариков двор.
Все знали: есть у него красота ненаглядная миска-уточка с двенадцатью черпаками. Покрыта миска позолотой, расписана лесной травкой и спелыми ягодами. Глаз отвести невозможно. Хозяин угощал гостей и рассказывал:
«В стародавние времена полюбил парень девицу. Лицом он был не красив, и потому боялся лишний раз ей на глаза показаться, не то, что о любви говорить. Думал он, как быть, и надумал сделать ей подарок такой, чтобы без слов поняла про его любовь. Парень этот был искусный резчик, ковши, ложки, чаши резал. Вот и затеял он вырезать ковш красотой словно утица. Три дня не пил, не ел, все к уткам приглядывался, что на озере жили. А потом заперся в избе и вышел только тогда, когда, когда утица, словно живая, получилась. Ковш этот был о двух ручках. Одна из них головой утиной стала, а другая хвостом вытянулась. Подарок пришелся девице по душе. Ай да мастер, экую красоту сотворил – как не полюбить такого. Вскоре свадьбу сыграли, и родился у них первый сын - весь в батюшку. И у него к резьбе дар был. Отцовскую утицу он повторил, да еще узорами украсил. А внук, когда подрос, тоже к резному делу всей душой прикипел, Так и повелось: от отца к сыну передавалось мастерство, и. сохраняя отцово и дедово, добавлял каждый резчик свое умение и выдумку. Так и дожила эта утица до наших дней».
В. «Катись, катись яблочко наливное по серебряному блюдечку, покажи нам города и поля, леса и моря, гор высоту и небес красоту, всю родимую Русь-матушку».
-Мы с вами в художественной мастерской. Раньше в старину тоже существовали художественные мастерские, где людей обучали Хохломской росписи.
Сегодня, мы с вами тоже будем художниками и будем расписывать объемные предметы посуды узорами Хохломской росписи. Каждый из вас придумает свой узор, распишет посуду которую мы подарим мини – музею декоративно-прикладного искусства.
Пальчиковая игра
Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.
Руки о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят!
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни
смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.
потираем руки
Раз, два три, четыре, пять
хлопаем в ладоши
Не сидится им опять.
встряхиваем кистями
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
В. А сейчас подумайте, какое изделие вы будете расписывать, возьмите заготовку и проходите на свои места в нашу мастерскую (дети занимают места за столами) .
Скажем волшебные слова «Ну-ка краски, мастера, за работу вам пора!»
(Дети работают под музыку)
Заключительный этап
Прошу всех мастеров приносить готовые работы на общий стол. Сейчас мы их рассмотрим. Какие интересные и разнообразные получились росписи на предметах.
Как волшебница жар-птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая Хохлома.
И богата, и красива,
Гостю рада от души.
Кубки, чаши и ковши,
И чего здесь только нету?
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета,
И ромашки луговин.
Зорь червонные лучи,
И узорчатый орнамент
Древне-суздальской парчи!