Галина Лукина
Конспект НОД «Откуда хлеб пришел?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Откуда хлеб пришел?»
Задачи:
1. Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на Земле.
2. Рассказать как на наших столах появился хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.
3. Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
Публикация «Конспект НОД „Откуда хлеб пришел?“» размещена в разделах
4. Привитие детям бережного отношения к хлебу.
5. Формирование нравственной культуры миропонимания.
6. Воспитывать патриотизм, чувство сострадания, уважения.
7. Активизация и обогащение активного и пассивного словаря.
8. Повторение пословиц о хлебе, стихов.
Ход занятия
Сегодняшнею встречу я хочу начать с загадки (отгадка страна под салфеткой)
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелым (хлеб)
Дети: Хлеб
Педагог: Да, верно мы сегодня поговорим о хлебе. Какой бывает хлеб?
Дети: румяный, белый, душистый, черный, зерновой, теплый, ароматный.
Педагог: Он самый главный на столе. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим несколько раз в день, а он не приедается. О хлебе есть много пословиц : «Хлеб – начало всех начал», а вы знаете пословицы?
Дети: «Хлеб – всему голова», «Много снега – много хлеба», «Не велик кусок пирога, а стоит много труда»
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим.
То гостей таких встречаем
Круглым, пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь отведать просим:
-Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.
Слово «хлеб» придумали древние греки, а затем германцы переняли это слово в свой язык, на старонемецком это слово звучало как «хлайб». Это слово напоминает нам слово «хлеб»?
-С хлебом мы встречаемся каждый день. Как называются приемы пищи?
Дети: завтрак, обед, ужин, полдник.
Педагог: Верно, без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный обед.
А так же хлебом-солью встречали новорождённого, жениха и невесту на пороге их дома, дорогих и уважаемых гостей.
Наш хлеб имеет очень длинную историю. Еще 15 тысяч лет назад первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки, однако те злаки отличались от сегодняшних. Древние люди заметили, что брошенные в землю зерна прорастают и возвращаются большим количеством. Первобытные люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Камни, которыми растирали зерно, были первыми жерновами. Крупа являлась первой мукой. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу. Позже люди научились сервировать стол: на стол клали куски черствого хлеба, который служил тарелками. Они впитывали влагу. После еды эти так называемые тарелки съедали или отдавали бедным. Хлебом очень гордились.
Очень много людей потрудились чтоб хлеб пришел к нам. Из чего делают хлеб?
Дети: из зерен.
Педагог: а где растет зерно?
Дети: в поле.
Педагог: правильно, много людей выращивает хлеб. Сначала в поле сеют зерно. Ребята, а когда начинают сев на полях? В какое время года?
Дети: весной.
Педагог: Весной выезжают в поле трактора. Ими управляют?
Дети: трактористы.
Педагог: Да, трактора пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. –Дети, а можно в такую землю бросать зерно?
Варианты детей.
Педагог: Нет, нельзя. Нужно сначала разрыхлить или взборонить. Бороновать – это старинное слово. Борона – это орудие труда похожее на грабли, только очень большие с острыми зубьями. Трактор тянет за собой борону, она рыхлит землю. А как называется профессия человека, который следит за работой трактора и его ремонтом. Варианты детей.
Педагог: профессия механизатор.
Землю взборонили теперь можно бросать семена. Раньше сеяли вручную. Сейчас зерно сеют машины. Их называют сеялки. За ростом и развитием ростков наблюдает агроном (человек знающий как правильно выращивать хлеб, как уберечь колоски от болезней и вредителей. Если требуется уничтожить вредителей, требуется помощь летчика. Самолет разбрызгивает над полем спец. лекар. состав для растений. Итак, хлеб созрел. Пора косить. Убирают специальные машины, которые называются комбайны. Комбайн выполняет много работы: острым ножом он срезает колоски, внутри есть молотилка, освобождающая зерна от колосьев. Зерно через спец. рукав сыплется в грузовик, а солома упаковывается в брикеты и остается на поле. Зерно везут на элеваторы или мельницу. Там из зерна делают муку. Дети подходят к дидактическому столику и рассматривают муку и манку.
Манку оказываются тоже делают из пшеницы. Спец. машины снимают с зерен оболочки – щелкают их как семечки! Огромные жернова перемалывают очищенные пшеничные ядра. Потом муку просеивают, отделяя крупные комочки от мелких. Мука более крупного помола и есть манка. Куда развозят муку?
Дети: в магазин, на хлебозавод, пекарню.
Педагог: правильно, а какие изделия получаются из муки?
Дети: хлеб, булочки, батоны, багеты, слойки.
Педагог: а вы хотите побыть пекарями? Давайте приготовим оладьи
Ой ладошки-ладушки
Мы печем оладушки
Замешиваем тесто
А тесту в миске тесно
Тесто выпало на стол
Тесто шлепнулось на пол
Тесто убежало
Начинай сначала.
Присаживайтесь, ребята. А сейчас мы послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка»
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол.
Туда-сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
«Ты кто такой» - спросили дети, забыв на время про футбол.
-«Я –пекарь!» - человек ответил и с булкой медленно ушел.
Даже не верится нам с тобою, что кто-то сорит чудом земли. Сердце за злеб обливается болью, когда он лежит в придорожной пыли.
Понравилось стихотворение?
Варианты детей.
Педагог: а чему нас учит это стихотворение?
Дети: хлеб нужно беречь, нельзя играть хлебом.
А теперь послушайте загадки.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит ходуном
На столбе золотом.
Парикмахер необычный
Гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат на нем вразброс
Копны золотых волос.
Был я сыпучим,
Потом - тягучим,
В огонь попал –
Мягким стал
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее, всем на загляденье…
Ну и объеденье!
Что на сковродку наливают
Да вчетверо сгибают?
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят.
Знаете ли вы?
Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий. У славян существовал обычай: люди, переломившие хлеб становятся друзьями на всю жизнь. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Во время ВОВ жителям Ленинграда выпала страшная доля – 900 дней вражеской блокады. То что ели жители во время ВОВ трудно назвать хлебом, ведь в нем было всего 5г муки, остальное древесина – стружки, крапива, лебеда, отруби. Жители города получали 125г хлеба на весь день, но именно он, этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. Люди пережившие войну берегут каждую крошку и никогда не выбросят даже маленький кусочек пищи в мусорное ведро.
В Россий существует единственный государственный музей хлеба, который находится в Санкт-Петербурге.
(стук в дверь)
Петушок: здравствуйте, ребята!
Педагог: здравствуй, петушок! Почему ты такой грустный?
Петушок: я потерял свой колосок.
Педагог: Что же делать!
Ребята, давайте поможем петушку: нарисуем целое поле колосков.
(дети рисуют за столами колоски)
Педагог: Вот видишь петушок, мы с ребятами нарисовали целое поле колосков. Дети очень старались.
Петушок: спасибо, ребята! Вы мне очень помогли.
Рефлексия
Продолжите фразу: я сегодня узнал, что…