Марина Зубова
Конспект НОД «Осенние листья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Осенние листья»
Цель: развитие тактильных ощущений в познавательной деятельности при изучении осенних изменений в жизни деревьев.
Задачи :
- Закрепить знания о деревьях и их листьях, о том какие изменения происходят осенью, с чем связаны изменения окраски и опадание листвы.
- Познакомить с нетрадиционным приемом рисования «штампиками» на подушечках пальцев.
-Способствовать развитию мелкой моторики и тактильных ощущений в исследовательской деятельности.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Публикация «Конспект НОД „Осенние листья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Предварительная работа: беседы с детьми об осени, наблюдения за деревьями, за изменениями в природе. Загадывание загадок о деревьях. Д/и «С какого дерева листок». Сбор листьев, составление гербария, осенних букетов.
Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».
Материалы и оборудование: Листья собранные с деревьев (береза, дуб, клен) Плоды деревьев (желуди, каштаны, шишки, семена клена) Трафареты листьев. Лупы. Мешочки для прятания. Краски акварель. «Штампики». Вода. Клеенки. Запись музыки Чайковский «Времена года. Октябрь»
Ход занятия
Дети входят в группу, здороваются.
Воспитатель: Какое сейчас время года? (осень) Я бы к этому слову добавила «Золотая». Как вы думаете, почему осень называют золотой?
Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и послушать, что сейчас будет происходить. Звучит музыка.
Дыхательная гимнастика.
Налетел ветерок, зашумели листочки и полетели на землю.
Дует лёгкий ветерок – «Ш-ш-ш».
Листочки на деревьях зашелестели: «Ш-ш-ш».
И качает так листок – «Ш-ш-ш».
Дует сильный ветерок -«Ш-ш-ш».
И качает так листок – «Ш-ш-ш».
Воспитатель разбрасывает листья на полу. Появляется ОСЕНЬ (кукла) Читает стихотворение.
Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали, краснеются там, на дне долин,
Кисти ярко- красные вянущих рябин.
Падают, падают листья в нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья по ветру вьются, летят.
(Ивенсен)
- К нам пришла осень. Но, Почему-то ей грустно.
ОСЕНЬ: Грустно мне потому, что такой красоты как сейчас уже не будет. Опадут все листья станет холодно и мне придется уйти до следующего года.
Воспитатель: Кто-нибудь знает, почему все-таки упали листья (ответы детей)
ОСЕНЬ: Деревья - живые существа, и для их роста необходимы свет, вода, тепло. Солнечный свет и тепло помогают деревьям расти. Чем меньше солнечного света попадает на дерево, тем хуже оно растёт, листья становятся бледными и слабыми. А без тепла они вообще не развиваются. Воды и света становится меньше осенью. Весь запас воды скапливается в корнях и стволе. Без света зеленая краска листьев исчезает, остаются только другие цвета (желтый, красный, которые не были видны летом) А еще зимой ветки могут сломаться под тяжестью снежного покрова на листьях. Поэтому дереву очень важно избавиться от них. Дерево избавляется от листьев еще и потому, что в них накапливаются за лето много вредных веществ. С помощью листьев дерево дышит. Листочки помогают очистить воздух, пополняют землю кислородом, при этом забирают себе все вредные вещества.
- Ребята, посмотрите, сколько листьев упало с деревьев! С разных деревьев упали листья. Давайте сейчас каждый возьмет по 2 листика, которые упали с разных деревьев.
- Я нашла листок с загадкой. Давайте я буду их читать, а вы будите отгадку мне показывать. Воспитатель читает загадки о дереве, ребенок, у которого лист с этого дерева поднимает его вверх.
Желто-красная одежка,
Каждый листик, как ладошка.
Осенью всех ярче он.
Догадались? Это. (клен)
Что за дерево-краса,
Ниже пояса коса?
Да волшебный стройный стан,
Да белёный сарафан,
Да серёжки, словно слёзки,
У красавицы… (берёзки)
В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках — горчинка.
Что за деревце? (Рябинка)
Он в лесу, как витязь, встанет,
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это. (дуб)
Чтобы спасти нас от кашля и хрипа,
Цвет свой целебный дарит нам (липа)
Клейкие раскрылись почки —
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щеголь.
Догадались? — Это. (тополь)
Воспитатель предлагает детям пройти в лабораторию, чтобы исследовать листья лучше.
№1 Какая поверхность листа. Ребята, погладьте листок с одной стороны, с другой. Опишите ваши ощущения: гладкий/шершавый, холодный/теплый и пр.
№2 Контур листа. Аккуратно, пальчиками проведите по краю листочка. Расскажите, какой он. (У клена - резной, у дуба – волнистый, у березы – зубчатый)
№3. Почему пожелтели и опали листья. Ребята, давайте еще раз погладим листок рукой. С одной стороны он гладкий, с другой чувствуем прожилки (можно рассмотреть прожилки через лупу) Это такие трубочки, по которым вода и питательные вещества поступают сначала из земли, потом продвигаются по стволу, и уже потом попадают в листья до самых кончиков. Осенью дерево бережет влагу и оставляет ее в корнях и стволе, а листьям уже не даёт. Между листом и веточкой, на котором оно растет, как бы закрывается дверка. Вот здесь, на черенке (воспитатель показывает) И вода уже не поступает к листу, он начинает сохнуть и падает.
№4Узнай дерево по плодам. У каждого дерева – свои плоды/семена. Я спрятала их в мешочке. Не вытаскивая из мешочка, наощупь, угадайте с какого дерева плод.
Воспитатель: Очень жалко расставаться с такой красотой. И поэтому я предлагаю раскрасить бумажные листья яркими красками и украсить ими нашу группу.
Физминутка.
Мы дорожки подметаем (имитация движений)
Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)
Чтоб гуляя, малыши
Веселились от души! (подскоки на месте)
Ох, устали («обтереть пот со лба»)
Отдохнем (присесть)
И домой скорей пойдем (шаги на месте)
Дети садятся за рабочие места.
Воспитатель.
Окрашивать мы будем необычным способом. На пальчики наденем штампики. На указательный - синий, на средний – желтый, на безымянный – красный. Чтобы получить зеленый цвет, смешаем какие цвета? (синий и желтый, чтобы получить оранжевый – красный и желтый. Макаем пальчики в краску и аккуратно примакиваем. Помним, синих листьев в природе нет!
Пальчиковая гимнастика.
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять, (шагаем пальчиками по столу)
Стали листья собирать, (собираем листики в ручку)
Красный листик, (хлопаем в ладоши)
Жёлтый листик,
Будем их сейчас считать
Сколько листиков собрали
Раз, два, три, четыре, пять! (загибаем пальчики)
Можно с ними поиграть (поднимаем руки вверх, делаем «фонарики»)
Дети раскрашивают трафареты листьев.
Воспитатель. Что нового, интересного вы сегодня узнали (ответы детей) Полюбуемся какие красивые листья у нас получились! Украсим ими группу и золотая осень у нас ещё продлиться.