Ольга Морозова
«Осень». Конспект НОД с использованием нетрадиционной техники «печать листьями» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
по художественному творчеству в старшей группе
с использованием нетрадиционных техник
(печать листьями).
Развлечение: «Осень на опушке краски разводила»
Дата: 23.09.2016г.
Подготовила: Морозова О. В.
Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на явления природы и передавать своё отношение через художественное творчество.
Задачи:
Темочки:
- Деревья осенью, листопад
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Рисование листьями
- Старшая группа
- Штампинг. Отпечатываем и рисуем штампиками
- Темочки
1. Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха и т. д.).
2. Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
3. С помощью подвижных, хороводных, дидактических игр развивать двигательную активность, повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
4. Развивать чувство композиции, цветовосприятия, воображение, умение творчески решать поставленную задачу, используя природный материал - листья.
5. Формировать умение любоваться красотой полученной композиции.
Материал для занятия:
Для украшения группы :
Репродукция картины Исаак Левитана «Золотая осень», картинки «Осень».
* Плакаты: «Грибы», «Овощи», «Фрукты», осенние листочки.
Для игровой деятельности:
Корзинка для сбора листьев.
Трафареты листьев из цветного картона разного размера, цвета и формы.
* Зонтик.
* Мешок с овощами и фруктами характерной формы и различной плотности: лук, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и д. р.
* Поднос.
* Корзинка с шишками и корзинка с желудями.
* Наряд для осени.
Для продуктивной деятельности.
Листья разных пород деревьев (4 – 5 видов).
Ватман с нарисованным овалом.
Гуашевые краски – осенние оттенки листьев (по количеству детей).
Кисточки.
Стаканчики с водой.
Салфетки.
Предварительная работа:
Наблюдение за осенней природой во время прогулок, плановых экскурсий в парк; беседа о приметах, явлениях осени, о дарах осени; разучивание стихотворений об осени; рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы; чтение рассказов и сказок об осени.
Обогащение словаря: живописная, багряный, моросящие, листопад, сокодвижение, венок.
Воспитатель выводит детей из группы в раздевалку. Просит одного из родителей, пока воспитатель готовит группу для развлечения, прочитать сказку, например о листике :
«В одном старом парке стояло одинокое дерево. Наступила осень. Все листья собрали свои сумки и полетели путешествовать. Сумки у листьев были не тяжелые – лишь немного воды, чтобы умыться, да полотенце. А на одной веточке остался совсем маленький листочек. Он был слишком мал, чтобы решиться лететь одному. Вот он скучал, скучал, думал и придумал. Видит, идет прохожий в шляпе. Листик набрался смелости и прыгнул в шляпу. Прохожий ничего не заметил. Принес он листик домой. В доме было тепло, и листик вдруг стал скучать и сохнуть. Он скучал по своим друзьям, по своему дереву. Он испугался, что засохнет, свернется в трубочку и его выбросят. Тогда листик закричал : «Ветер, ветер!». Ветер был его большим другом. Услыхал ветер крики и залетел в дом. Подхватил он листочек и понес его в парк. В парке они расстались. Ветер сказал на прощанье листику : «Без родного дома никто прожить не сможет, заскучает, засохнет. Никогда больше не расставайся с родным домом – парком».
Ход занятия.
Воспитатель, возвращается к детям, и собирает детей возле себя: «Сейчас подойдите ко мне и послушайте, что я вам хочу рассказать. Сегодня утром, когда я шла в детский сад, я обратила внимание на двух воробушков, которые сидели на дереве и грустно чирикали. Когда я прислушалась, то поняла, что они чирикают о том, что осень улетает в теплые края и скоро наступит белая, холодная зима. И мне стало грустно, потому что я очень люблю осень, и совсем не хочу прощаться с ней. А вы дети?
Давайте пройдём с вами в группу».
Все за воспитателем заходят в группу, воспитатель удивляется:
Группа так украшена только раз в году!
Листьями, грибами - посмотрите сами!
Перестали птички петь
Солнце плохо греет
И на улице теперь стало холоднее.
Дождик часто поливает. А когда это бывает?
Родители и дети хором: Осенью.
Дети следуют за воспитателем и вдруг за диваном увидели нарядно одетую девочку.
Воспитатель: А это ещё что за чудо?
Девочка выходит и здоровается с детьми, дети отвечают.
Воспитатель: Дети, а я ведь уже догадалась, кто это, а как вы думаете, кто это к нам в гости пожаловал, красиво группу так украсил?
Дети: Осень!
Воспитатель: Молодцы ребята, я приглашаю вас в кружок, предлагаю вам взять любой листочек и определить с какого он дерева (ответы детей, а давайте пригласим и осень вместе с нами поиграть.
Хороводная игра «Осень».
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу.
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими из
С веточек листву сдувает. стороны в сторону.
Листья на ветру кружатся Разбегаются в разные стороны, кружатся
и приседают.
И под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем. Опять собираются в кружок.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда листики опадают? (просит детей подкинуть листики вверх и проследить как они падают вниз)
Дети. Это листопад.
Воспитатель: Верно. А почему дерево сбрасывает листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам дерева будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Педагог уточняет и добавляет ответы детей:
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – листья на деревьях меняют свой зеленый цвет на желтый или красный и опадают. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся жёлтыми листья лип и берёз.
На это есть ряд причин:
первая – с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, не всегда полезные для дерева, дерево могло бы себя ими отравить и заболеть, поэтому, сбрасывая листья, дерево освобождается от вредных веществ;
вторая причина – осенью прекращается сокодвижение, вода в почве зимой замерзает и до веточек и листьев не доходит;
третья причина листопада – защитить ветки дерева от тяжести выпавшего зимой снега.
В природе ничего не происходит случайно: опавшие листья нужны растениям зимой и осенью – они образуют покров на земле, чтобы корни не промерзали, в них зимуют насекомые.
Дидактическая игра: «Найди пару»
Воспитатель предлагает взять опавшие листочки, встать в круг, положить листики в центр (их должно быть по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.
Воспитатель говорит: «Найдите себе пару - листочек такого же цвета».
( Другие задания: составь пару-листья с одного дерева, или листья, отличающиеся
размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева).
По окончании игры воспитатель берёт корзинку, приговаривая: «Кленовый листок (дубовый, рябиновый, тополиный, каштановый и т. д., лети в мой кузовок». Дети, у которых в руках листочки клена, подбегают и кладут их в корзину, и так далее, пока все листочки не окажутся в корзинке.
Воспитатель: Осенью листья на деревьях становятся не только желтыми, но и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска. А теперь отгадайте загадку:
Загадка
В руки ты его возьмёшь – и тебе не страшен дождь!
Дождь пойдёт – его ты сложишь!
И гулять под солнцем сможешь.
Если ясен горизонт, что оставим дома?
(Зонт)
Вот такая красивая отгадка есть у нас (воспитатель достаёт и демонстрирует зонт).
Этот зонтик не только красивый, а еще и волшебный Кто встанет под ним и покрутит его, сразу вспоминает какую то примету осени или стихотворение.
Воспитатель встает под зонт и говорит: «Осенью часто идут затяжные моросящие дожди».
Дети по желанию встают под зонтик и вспоминают признаки осени.
Воспитатель: Ребята, волшебный зонтик только что шепнул мне, что хочет поиграть с вами в игру, «Солнышко и дождик» (под музыкальное сопровождение).
П/ игра: «Солнышко и дождик».
Светит солнышко с утра. Воспитатель показывает солнышко.
Значит, нам гулять пора
Хорошо под солнышком Дети ходят по группе
Бегать и играть
Хорошо под солнышком
Во дворе гулять
Кап – кап - кап!- по дорожке Дети останавливаются, прикрывают головы
ладошками.
Скачут капельки - горошки
Прячьтесь, дети под зонтом Дети прячутся под зонтом.
Дождь осенний переждём.
Воспитатель: Ребята, осенний дождь, это тоже замечательное явление природы, как и листопад, и смена окраски у осенних листьев. Люди любят осень, несмотря ни на что! А ведь не только мы любим её за красоту, а как вы думаете, за что еще? (ответы детей)
- Верно, осень щедра дарами : и сады, и лес, и огороды дарят людям много вкусного и полезного. Ребята, а ведь осень и нам что–то принесла (воспитатель подводит детей к столу, где на подносе перемешены шишки и жёлуди, рядом стоит две пустые корзинки).
Ребята, осень и здесь пошалить успела, весь урожай перемешала, давайте попробуем всё исправить, разберём урожай по корзинкам!
(Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды, определяет, какая команда что собирает, в какую корзинку. По команде, под музыку, дети разбирают урожай)
Воспитатель подходит и с удивлением произносит: «Смотрите ребятки, здесь какой-то мешок лежит, а что в нём мы сейчас и узнаем! (подглядывает одним глазком)
Дидактическая игра «Угадай, что в мешочке»
Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай, что в мешочке». В
мешке лежат дары осени. Кому я предложу достать из мешочка предмет, ни будет его сразу доставать, а ощупав, сначала назовет его характерные признаки (всё выкладывается на поднос). Если ребёнок не может угадать на ощупь, можно предложить, попробовать определить овощ по запаху.
Воспитатель: Спасибо, Осень, за подарки,
Что ты ребятам принесла.
Тебя мы в гости долго ждали.
Прекрасна осени пора!
Ребята, осень нам много принесла подарков, а давайте и мы ей что-нибудь подарим (воспитатель задумывается, дети предлагают свои варианты).
Первым подарком, для осени, будет наша песня «Собираем урожай» (дети под музыку исполняют пеню с движениями).
А вторым подарком, я предлагаю сделать осени необычное украшение – венок из осенних листьев, она будет смотреть на него и вспоминать наш праздник!.
- Посмотрите, дети, на столе лежит много листочков. Мы уже знаем, что осенними листочками можно любоваться, играть, слушать их язык. А еще рисовать. Итак, начнем рисовать осенними листочками. Превратим их в кисточки и нарисуем осенний венок.
До начала работы подготовим наши пальчики к работе (пальчиковая игра «Овощи»).
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
«Осень на опушке краски разводила.
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены в пурпуре осеннем.
Только дуб зеленый.
Утешает осень : «Не жалейте лето, Посмотрите, роща золотом одета».
(включается музыка, дети рисуют, воспитатель помогает затрудняющимся детям). В процессе рисования, воспитатель рассказывает о некоторых характерных особенностях осени, например: «Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом на нижних ветках. Первыми становятся жёлтыми листья лип и берёз (спросить, может быть, у кого- то из ребят есть листочки с берёзы, липы)».
Практическая часть.
1. Взять любой понравившийся листик, покрыть его краской (желтой, красной и т. д.) при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Делать это лучше на отдельном листе бумаги.
2. Окрашенной стороной положить листик на ободок венка черенок направлен вниз, сверху прикроем листок салфеткой, прижмем немного и погладим ладошкой несколько раз, стараясь не сдвигать с места, иначе отпечаток будет нечетким, смазанным.
3. Затем взять листочек за черенок и осторожно снять его с поверхности бумажного листа.
4. Взять следующий листочек, покрасить его в другой цвет и отпечатать рядом с листиком, но с противоположной стороны. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.
Воспитатель: У нас с вами получился чудесный осенний венок для осени. Давайте подарим этот замечательный венок осени, за её дары и попрощаемся с ней.
Вот и праздник прошел,
Вы довольны, друзья?
Значит все хорошо,
Мы встречались не зря!