Инна Сурина
Конспект НОД по обучению грамоте «Заяц Захар. Звук [з] и буква З» для детей с ОНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Закрепление знаний о звуке и букве З.
2. Расширение и активизация словаря по теме через игру «Строим избу», «Строим избу», упражнение «Составь схему предложения».
3. Совершенствование грамматического строя речи через упражнение «Узнай героя», «Измени словечко».
4. Закрепление навыка чтения открытых и закрытых слогов через игру «Читаем слоги».
Коррекционно – развивающие:
1. Развитие артикуляционной моторики.
2. Развитие направленной воздушной струи через упражнение «Узнай героя».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Заяц Захар, Звук [з] и буква З“ для детей с ОНР подготовительной группы» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
3. Развитие просодических компонентов речи через упражнение «Повтори - ка».
4. Совершенствование общей моторики через танец «Зайчики».
5. Совершенствование фонематического восприятия через упражнения: «Внимательные ушки», «Повтори - ка».
6. Совершенствование звукового анализа через упражнение «Найди картинку и место звука «З», «Узнай и назови».
7. Развитие зрительного восприятия и внимания через разгадывание ребуса, игры «Узнай букву», Упражнение «Найди и обведи».
Коррекционно – воспитательные:
1. Формирование мотивации к учебной деятельности.
2. Воспитание бережного отношения к животным.
Оборудование: карточки на развитие направленной воздушной струи, индивидуальные зеркала, схема для характеристики звука, заячьи следы, индивидуальные конверты с картинками, звуковые схемы слов, карточки для звукового анализа, картинка с ребусом, лазерная указка, мяч, детали для постройки избушки, индивидуальные схемы предложения, CD диск с весёлой музыкой для танца зайчиков, картинка с буквой З, Картинка со «спрятанной» буквой З, листочки с разными буквами, синие карандаши, кубик со слогами, бумажные морковки с конфетами.
Предварительная работа: знакомство со звуком «З», беседа о диких животных, заучивание стихотворений, разучивание танца «Зайчики».
Ход занятия:
1. Организационный момент
Дети заходят в спальню за логопедом с чистоговоркой:
«Зу - зо - за – на улице гроза»
- Ребята, посмотрите, сколько гостей пришло к нам на занятие. Это учителя из разных школ нашего города. Поздоровайтесь с ними.
- Давайте с гостями поиграем. Они вам будут писать указательным пальчиком на ладошке какую-нибудь букву, а вы постарайтесь узнать её.
- Хорошо. А теперь встаньте в красивую линеечку и всё внимание на меня. Давайте вспомним наше правило:
«Слушаем внимательно, говорим старательно».
2. Упражнение «Узнай героя»
- К нам сегодня пришёл ещё один гость. Чтобы узнать, кто он, вам нужно взять листочки и положить их на ладошку. Поднесите ладошку поближе ко рту, через носик сделайте глубокий вдох и на выдохе губами «трубочкой» сдуйте салфетки с картинки.
- Ангелина, что у тебя на картинке? У меня на картинке уши.
- Чьи уши? Заячьи уши. (Мордочка, хвост)
- Так кто же это? Заяц.
- Назовите зайца ласково. Зайчик, заинька, зайка, зайчишка.
- Зайчик замёрз и решил забежать к нам в детский сад.
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода кора.
- Давайте покажем зайчику как можно погреться. Обхватите себя за плечи и, похлопывая ладошками произнесите: «Зы - зы - зы».
- Покажем зайцу, как мы занимаемся? Да.
- Сядет на место тот, кто назовёт заячью семью. Зайчиха, заяц, зайчата.
3. Артикуляционная гимнастика
- Для начала сделаем артикуляционную гимнастику. Пододвиньте к себе зеркала. Улыбнитесь себе. Сделайте: «заборчик», «маляр», «качели», «горку».
4. Выделение звука и его характеристика
- Ребята, какой первый звук в слове ЗАЯЦ? В слове заяц первый звук «З».
- Произнесите звук «З» и проверьте себя в зеркале. Данил, дай характеристику звука «З»? Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язычок горкой и упирается за нижние зубы, воздушная струя идёт по языку, горлышко дрожит. Звук «З» согласный, звонкий, твёрдый.
- Молодец! Раз, два, три – зеркало на край стола убери.
- Ребята, посмотрите, чьи это следы? Это заячьи следы.
- Как вы догадались? У зайца следы задних лап впереди, а передних лап сзади.
- Зайчик оставил свои следы для того, чтобы вы выполнили задание.
5. Упражнение «Внимательные ушки»
Вставайте перед следами. Я буду произносить разные слоги. Если вы услышите слог со звуком «З» делайте шаг вперёд на след, а на все остальные слоги стойте на месте. (Ко, му, зо, ши, са, ах, уз, но, зы.)
6. Упражнение «Повтори - ка»
- Перед вами конверты. Чтобы их взять, превратитесь в заячью семью. Я произнесу слоговую цепочку, а вы её должны повторить.
- Ярослав, произнеси слоги как взрослый заяц : Аз – оз – уз.
- Данил, произнеси слоги как маленький зайчонок: Зу – зы – за.
- Лина, произнеси слоги как зайчиха: За – зу – зо.
- Справились с заданиями, берите конверты и садитесь на свои места. Проверьте спины, ножки. Откройте конверты и достаньте то, что в них лежит. (В каждом конверте по з картинки)
7. Упражнение «Найди картинку и место звука «З»
- Выберите картинку со звуком «З» и положите её пред собой.
- Данил, какую картинку ты выбрал? Я выбрал берёзу. В слове берёза есть звук «З». (Зонт, азбука)
- Достаньте схемы слов из контейнеров и определите место звука «З» в вашем слове.
- Ярослав, где стоит звук «З»? В слове зонт звук «З» стоит в начале слова.
- Лина, где стоит звук «З»? В слове азбука звук «З» стоит в середине слова.
- Данил, где стоит звук «З»? В слове берёза звук «З» стоит в середине слова.
- Справились с заданием. Схемы слов и картинки уберите.
8. Разгадывание ребуса
- Зайчику очень понравилось, как вы играете со звуками. Он приготовил вам ребус. Если вы его расшифруете – узнаете имя зайца. Захар.
9. Упражнение «Посчитай и называй»
- Захар любит, как и все зайцы стучать лапками по пням. Простучите ладошками имя зайца на столе. Сколько слогов в слове Захар? В слове Захар два слога.
- Какой первый слог? Первый слог ЗА.
- какой второй слог? Второй слог ХАР.
10. Упражнение «Узнай и назови»
- Зайчик хочет узнать, сколько звуков в его имени и какие они.
Давайте будем считать звуки, начиная с первого. (1-З, 2-А, 3-Х, 4-А, 5-Р) Сколько звуков получилось? В слове Захар пять звуков.
(Логопед вывешивает на магнитную доску звуковую схему слова Захар)
- Вот схема слова Захар. Теперь разберём каждый звук и раскрасим квадратики карандашами нужного цвета.
- Лина, дай характеристику первого звука. Первый звук «З». Он согласный, звонкий, твёрдый. Я первый квадратик раскрашу синим карандашом.
(Каждый ребёнок выходит к магнитной доске и даёт характеристику звука).
- Молодцы! Здорово получилось. Ребята, у Захара есть дружок. Лина знает стишок про него.
Скачет зайчик по стене
И подмигивает мне.
Вот он прыгнул на картинку,
Задержался на ботинке,
Затаился в уголке,
Поплясал на потолке.
Вот он спрятался в кроватке.
С нами он играет в прядки.
- О ком стихотворение? Стихотворение о солнечном зайчике.
11. Зрительная гимнастика
- Подходите ко мне. Смотрите внимательно на стену, сейчас солнечный зайчик появится. А вы за ним следите только глазками, не поворачивая головы. (Логопед лазером водит по стене, а дети следят глазами)
- А теперь поморгайте и сильно зажмурьте глазки. Солнечный зайчик спрятался. А мы продолжаем.
12. Игра «Измени словечко»
- Скажите, ребята, что умеет делать заяц? Заяц умеет бегать, прыгать, петлять, грызть, сидеть, стучать.
- Я вам по порядку буду бросать мяч и говорить, что зайчик делал. А вы мне будете бросать мяч и говорить, что зайчик сделал? Например: Зайчик прыгал – зайчик запрыгал. (Стучал - застучал, петлял - запетлял, путал - запутал.)
- Давайте вспомним сказки, в которых один из героев – заяц.
(Заюшкина избушка)
13. Игра «Строим избу»
- Зайчик тоже хочет, чтобы у него была избушка. Давайте построим избушку Захару. Вы по очереди будете брать части избы и характеризовать зайчика. Зайчик какой? Длинноухий, шустрый, робкий, трусливый, быстрый, ловкий, косой, выносливый.
- Вот и построили избушку. Садитесь на места.
14. Упражнение «Составь схему предложения»
- Ребята, посмотрите, где спрятался зайчик Захар? придумайте предложение. Зайчик спрятался за избушкой.
- Какое короткое слово есть в этом предложении? В этом предложении короткое слово «За».
- А сейчас, где зайчик? Зайчик выглядывает из-за избушки.
- Составьте схему этого предложения. Возьмите нужные детали и приступайте. А я на доске тоже выложу схему этого предложения.
- Какое первое слово в предложении? В этом предложении первое слово «Зайчик».
- Какое короткое слово есть в предложении? В этом предложении короткое слово «Из-за».
- Молодцы! Убирайте схемы.
15. Танец «Зайчики»
- Ребята, заяц Захар очень любит танцевать.
На поляне у пенька
Зайцы пляшут трепака.
Пляшут, веселятся,
Топать не боятся. (Танец)
- Настоящие зайчата!
- Подойдите ко мне. Давайте вспомним правило. Чем звуки отличаются от букв :
«Звуки произносим, слышим.
- Какую букву обозначает звук «З»? Звук «З» обозначает букву З.
На эту букву посмотри :
Она совсем как цифра 3.
16. Игра «Узнай букву»
- Захар – настоящий художник. Вот его картина. Какую букву он спрятал и на что она похожа? Буква З похожа на змею, на стружку, на дымок.
17. Упражнение «Найди и обведи»
- Садитесь на свои места. Перед вами листочки с разными буквами. Найдите и обведите только букву З синим карандашом. Держите карандаш правильно, локоть лежит на столе, спина ровная.
18. Игра с гостями «Читаем слоги»
- Давайте поиграем с гостями. Гости будут показывать какую- нибудь сторону кубика, а вы прочитаете слоги. (ЗА, УЗ, ЗО, ИЗ, ЗУ, ЗЫ.)
19. Игра «Придумай слово»
- Придумайте слова, которые начинаются на слог ИЗ. (Избушка, известь, изображение, изгиб)
- Придумайте слова, которые начинаются на слог ЗА. (Забор, заяц, заколка, заморозок)
20. Итог занятия
- Отлично! Давайте вспомним, чем сегодня занимались. Что понравилось?
- Зайчик Захар погостит у нас немного и побежит к своей семье в лес. А вы посмотрите, что лежит в ваших кармашках. Это подарочки от зайца. (Морковки из бумаги, внутри - конфеты)
- Я вами горжусь! Прыгайте в группу. Спасибо.