Елена Шалабудова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Какое оно, море?
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Какое оно, море?»
Программное содержание: обобщить представление детей о разных состояниях моря в природе через поэзию, сказку, картины, формировать умение описывать изображения на картине, активизировать речь, развивать умение передавать свои чувства, ощущения в высказываниях, развивать мышление, память, креативные способности детей; воспитывать интерес к художественному слову.
Словарная работа: маринисты.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе Какое оно, море?» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
Предварительная работа: чтение литературных произведений о море «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» «Конёк - горбунок», энциклопедии. Рассматривание иллюстраций, фотографий о море, индивидуальное разучивание стихотворения о море, отрывка из сказки о рыбаке и рыбке.
Материалы: репродукция картин И. К. Айвазовского. Аудиозапись «Шум моря», ткань синего, голубого, зеленого цвета шириной 20см и длиной 100см, рубаха, игра «Найди сказочного героя живущего в море», «Наряд морской царицы» ,раковина морская.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель показывает детям морскую раковину. Ребята, что у меня в руке? Ответы детей. А где можно увидеть такую раковину, в реке или в море? Ответы детей. Давайте сегодня поговорим о море, узнаем какое оно море?
Поднимите руки, кто из вас был на море? Может вы, расскажете нам, тем, кто не был на море, какое оно море.
Воспитатель предлагает детям присесть на стульчики и послушать рассказы детей. Какие замечательные истории о море. Из ваших рассказов мы поняли, что море большое, красивое, соленое, теплое. Как вы думаете, рассказов ребят достаточно, чтобы узнать все о море? Ответы детей. Конечно, нет, ведь морей на земле много и все они разные и чтобы узнать о них больше, люди пишут о морях разные книги. Есть книги, в которых ученые пишут о животных, рыбах, растениях живущих в морях. Как называются такие книги? Энциклопедии. Назовите самое большое животное, живущее в море (кит, самое маленькое существо (планктон, название каких морей вы знаете?
А вот о красоте моря его неповторимости, сказочном подводном мире, пишут рассказы и сказки писатели, а поэты стихи.
Ребята, давайте послушаем стихотворение о море, (чтение сопровождается показом слайдов с изображением моря).
Воспитатель приглашает ребенка прочесть стихотворение В. Орлова «Морские наряды».
В ночь любую,
В день любой
Море занято с
Собой:
По утрам оно одето
В платье
Розового цвета.
Днем одето –
В голубое,
С белой ленточкой
Прибоя.
А сиреневое платье
Надевает
На закате.
По ночам
На черной глади –
Мягком бархатном наряде
Драгоценности горят.
– Море,
Если не секрет,
Дай, пожалуйста,
Ответ:
Для чего тебе
Наряды?
– Чтобы люди
Были рады.
Воспитатель. А во что одевалось море в стихотворении? А каким цветом у моря наряды? Сиреневым, розовым, голубое с белой ленточкой, черное с драгоценностями. А от чего зависит, какой наряд оденет море? Действительно у моря разные наряды и это зависит от времени суток и погоды на моря.
В стихотворении есть такие строчки:
Море, для чего тебе наряды?
-Чтобы люди
Были рады.
Как вы думаете, почему людям радостно смотреть на разные морские наряды? Ответы детей. Потому что это красиво и от этого становится радостно и приятно.
Море до сих пор не изведано людьми полностью и поэтому о нем много придумано сказок. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Найди сказочного героя живущего в море» Дети выбирают картинки героев и вывешивают на доску.
Воспитатель: как называется герой, из какой сказки, кто написал сказку?
А из какой сказки этот герой вам нужно угадать, а подсказкой вам послужит отрывок из сказки. Дети разыгрывают отрывок из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Как называется сказка? Кто написал?
Дети, действие в этой сказке связаны с морем. Я зачитаю вам строчки о море, а вы ответьте, всегда ли море в сказке одинаковое.
Пошел старик к морю
Разыгралось синее море.
Вот идет он к синему морю
Видит на море черная буря
Так и вздулись сердитые волны
Так и ходят, так и воем и воют.
Одинаковое ли море в сказке или разное? Разное. Что значит, море разыгралось? (описать состояние моря, а какими словами А. С. Пушкин описывает бурю? Так и вздулись сердитые волны. Так и ходят, так и воем и воют.
Ребята, а ведь не только писатели и поэты пишут про море, кто еще изображает море? Художники. Художников рисующих море называют маренистами.
Воспитатель предлагает детям встать подойти к мультимедийному проектору и рассмотреть картины.
Ребята, вам нужно выбрать, какая из картин подходит к отрывку из сказки, где автор описывает бурю на море. Почему вы выбрали именно эту картину?
Что вы видите на картине? Какие цвета использовал художник для передачи бушующего моря. Ответы детей. Работа выполнена в черных тонах: фиолетовом, синем, темно зеленом. Они еще больше подчеркивают силу и мощь бушующего моря.
А подходят ли слова из сказке к этой картине - море разыгралось? Ответы детей. Море не спокойно, небольшие волны накатываются на берег. Какие цвета использовал художник в картине, чтобы показать небольшое волнение на море?
Воспитатель предлагает детям стать художниками маренистами и нарисовать море, используя цветные ткани.
Обращает внимание на лежащие ткани голубых, синих, зеленых тонов, взять их в руки представить, что это морские волны. И выложить из них на полу рисунок моря.
По показу воспитателя дети выкладывают на полу из тканей морские волны.
Дети, взгляните, какое море у нас получилось, вам нравится наше море. Ответы детей. Давайте присядем на берег и послушаем море. Воспитатель включает аудиозапись шума моря.
Ребята, посмотрите, из нашего моря к вам явилась морская царевна. Воспитатель вывешивает картинку с изображением царевны и на мольберт.
Игра «Морской наряд»
Воспитатель предлагает выбрать наряд для морской царицы, который будет соответствовать строчкам из стихотворения.
Днем одето –
В голубое,
С белой ленточкой прибоя,
По утрам одето в платье розового цвета.
Найти наряд, который царица одело бы ночью, на закате и описать (дети выбирают картинки и прикладывают его к рисунку морской царицы).
Итог. Мы сегодня с вами слушали стихи про море, отрывки из сказок, смотрели картины. Ответьте на вопрос. Так какое же оно море? Красивое, большое, сильное, опасное, сказочное, разноцветное, прекрасное, бушующее, разное.
По окончании занятия воспитатель детям предлагает послушать шум моря в ракушке.