Новосельцева Татьяна Владимировна
Конспект НОД «Составление рассказа по картине В. М. Каратая «Золотая рожь» в старшей группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Откуда хлеб пришел?»
Составление рассказа по картине
В. М. Каратая «Золотая рожь»
Образовательные цели. Формирование представлений о труде хлеборобов, о важности их труда. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Хлеб». Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматического строя речи.
Публикация «Конспект НОД „Составление рассказа по картине В, М, Каратая „Золотая рожь“ в старшей группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие цели. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитная доска, картина В. М. Каратая «Золотая рожь», маленький сноп ржаных колосьев, поднос с хлебобулочными изделиями, мяч.
Предварительная работа. Поход с родителями в хлебный магазин. Формирование представлений о труде хлеборобов, рассматривание картин. Разучивание упражнения «Золотая рожь», загадок по теме.
Ход
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит поднос с хлебобулочными изделиями.
Воспитатель.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Я. Аким
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот эти замечательные изделия. Что вы видите на столе? (Ответы детей)
Воспитатель. Очень хорошо.
Загадывание загадок по теме.
Воспитатель накрывает поднос салфеткой и убирает его.
Воспитатель.
Стоит стеной,
Шумит волной,
Волна золотая,
Не видно края.
(Это поле ржи.)
Воспитатель.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(Это колос.)
Воспитатель.
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
(Эта загадка тоже про колос).
Воспитатель.
Весь из золота отлит,
На соломинке стоит.
(И эта загадка тоже про колосок.)
Воспитатель. Молодцы! Отгадали все загадки. И не случайно они были про поле ржи и про колоски. Сегодня мы с вами будем рассматривать картину «Золотая рожь» и составим рассказ по этой картине.
Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката.»
Воспитатель.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дорогам пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь.
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
Поле-полюшко устало,
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут —
Пироги в домах пекут.
Воспитатель. О чем в нем рассказывается?
(В нем рассказывается об уборке урожая пшеницы, ржи, кукурузы.)
Воспитатель. Давайте посмотрим, как убирают с поля рожь.
Рассматривание картины и беседа по ней.
Воспитатель помещает на мольберт картину и организует беседу.
Воспитатель. Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему художник назвал ее «Золотая рожь»?
(На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.)
Воспитатель. Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?
(Большое, широкое, привольное, раздольное.)
Воспитатель. Верно. Художник изобразил раздольное поле золотой ржи. А теперь обратите внимание на небо над полем. Что вы можете о нем сказать?
(Небо высокое, чистое, голубое, с красивыми белыми облаками.)
Воспитатель. Что художник изобразил на заднем плане картины?
(На краю поля мы видим зеленый лес.)
Воспитатель. Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?
(Мы видим большой красный комбайн и голубой самосвал.)
Воспитатель. Расскажите, что делает комбайн.
(Комбайн убирает рожь и сыплет зерно в кузов самосвала.)
Воспитатель. Кого мы видим за штурвалом комбайна?
(В кабине мы видим комбайнера.)
Воспитатель. Правильно. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Какую технику вы видите на поле вдалеке?
(Мы видим еще один комбайн.)
Воспитатель. Чтобы убрать урожай быстро, в поле вышло много комбайнов. А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
(Нам понравилась картина. На ней изображена красивая природа.)
Воспитатель. А сейчас пришло время отдохнуть.
Подвижная игра «Золотая рожь».
Ветерок спросил, пролетая: Бегут по кругу на носочках, руки на
поясе.
— Отчего ты, рожь, золотая? Меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: Останавливаются, руки вверх,наклоны в стороны.
— Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.
Е. Серова
Воспитатель. Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми?
(Они умелые, ловкие.)
Воспитатель. Верно. Точно так же о добром сердце говорят: «Золотое сердце». А про красивый голос говорят: «Золотой голос».
Сообщение педагогом плана рассказа по картине.
Воспитатель. А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец, вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.
Рассказ по картине «Золотая рожь».
(Рассказы детей.)
-Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке еще зеленый лес.
-Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.
-Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.
Затем педагог вызывает одного из детей для повторения рассказа целиком.
Игра «Кого, чем гостим?»
Воспитатель. А теперь давайте поиграем еще в одну игру с мячом. Она называется «Кого, чем угостим?» Я бросаю вам мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий.
Мы угостим Красную Шапочку.
(. пирожками, булочками и печеньем.)
Воспитатель. Мы угостим Чебурашку.
(. сушками, баранками и бубликами.)
Воспитатель. Мы угостим Буратино.
(. тортами, вафлями и пряниками.)
Воспитатель. Мы угостим Крокодила.
(. сухариками, пирожными и сдобной соломкой.)
Воспитатель. Молодцы. Чем мы занимались сегодня?
(Мы рассматривали картину «Золотая рожь» и составляли рассказ по ней.)
Воспитатель. Как называются люди, которые выращивают хлеб?
(Это хлеборобы.)
Воспитатель. Что вы можете сказать о работе хлеборобов?
(Она очень трудная, но нужная.)
Воспитатель. Вы очень хорошо работали сегодня, составили интересный рассказ. Молодцы!