ирина храмова
Конспект НОД «Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для ознакомления со звуком [ш] и буквой Ш.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с согласным звуком [ш] и буквой Ш;
- учить детей определять место звука в трех позициях;
-продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;
- научить складывать слоги из букв;
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- развивать внимание, память, мышление, речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Методы и приемы: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и материалы: плакат о звуках и буквах, сундучок, игрушки: мышка, кошка, мишка, чебурашка, неваляшка; предметные картинки: малыш, камыш, ландыш, шуба, шапка, шорты; рабочие тетради, цветные карандаши.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что у меня в руках?
- Сундук!
- Хотите узнать, что в нем? (да)
- Для этого вам необходимо отгадать загадки:
1. Под полом таится,
Кошки боится. (мышка)
2. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет. (кошка)
3. Он коричневый, лохматый
Угадайте-ка ребята,
Кто, построив теплый дом,
Спит всю зиму в доме том? (мишка)
4. У него большие уши
И у Гены друг он лучший,
И смешной, как неваляшка, это, дети (чебурашка)
5. Влево – вправо, влево-вправо
Весело качается.
Влево – вправо, влево – вправо
На пол не роняется (неваляшка).
6. Раньше всех встает, «Ку-ка-ре-ку!» поет. (петушок)
- Молодцы, все загадки отгадали! Ребята, как мы можем их одним словом назвать (Игрушки)
- Что у них общего?
- Звук [ш].
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем знакомиться с буквой Ш и со звуком [ш], но перед этим мы сделаем артикуляционную гимнастику.
Сказка о весёлом Язычке.
Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)
Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы стоят друг на друге, как заборчик, зубы обнажены - повторить 3-5 раз)
А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку - повторить 3 раза)
Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко. (широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)
Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу, потом на травку (язык опустить вниз, понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).
Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них (язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)
Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)
Потом захотелось ему пить (язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).
А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).
Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).
А в лесу он увидел грибы и стал их собирать (язычок «приклеить» к нёбу и открыть широко рот-5 раз).
А ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).
Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами: С-С-С-С,
И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях: Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).
А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д… (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)
Как хорошо в лесу!
Работа со звуком.
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся со звуком[ш].
- Как шипит змея? (ш-ш-ш)
- как шипит гусь? (ш-ш-ш)
Воспитатель: Произнесем звук [ш]
- Давайте с вами вспомним, чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).
-Какие звуки живут в красном домике? (гласные)
-Какие звуки живут в синем домике? (согласные)
Воспитатель: Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия).
Воспитатель: А что делает голос, когда мы произносим [ш] : спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш… В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.
– Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
– Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук. У этого звука есть особенность, он никогда не бывает мягким, всегда твердый.
Работа со слайдами
- Назовите все картины. Какой звук встречается во всех словах?
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат листочки. На них изображены предметы, в названии которых есть звук Ш. Нужно найти место твёрдого согласного звука Ш в словах : в начале, в середине или в конце, и раскрасить соответствующий квадрат в схеме.
Работа на листочках, один ребенок выполняет у доски.
Игра «Назови ласково».
(«Шапка – шапочка, петух - петушок, лягушка - лягушонок, малыш -, мышка-, ракушка-, лошадка-.»)
Физкультминутка.
Дует ветер нам в лицо (помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо. (качаются)
Ветерок все тише, тише. (присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревце все выше, выше. (потянуться вверх).
Работа в тетрадях
Воспитатель: Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? Эта буква похожа на забор : три палочки
и внизу — еще одна. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш».
- Каким цветом мы всегда раскрашиваем согласные буквы (синим). Возьмите синие карандаши обведите букву Ш в тетради.
Воспитатель: Молодцы, а теперь раскрасьте те картинки, в названиях которых есть буква Ш.
Воспитатель: С какой буквой мы сегодня познакомились? Что больше всего понравилось на занятии?
Список литературы:
1. Серия: Из опыта педагога Д. Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект Санкт-Петербург. – Издательство «АКЦИДЕНТ», 1997
2. Прохорова, Г. А. Готовимся к обучению грамоте. Звуки и буквы / Г. А. Прохорова. - Л. : Просвещение, 2010. - 520 c.
3. Березовая карусель. Русские народные детские игры и хороводы / под ред. Г. Науменко. – М. : Детская литература, 1980. – 64 с.