Папки-передвижки

НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк» (1 фото)

Ольга Соловьёва
НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект нод по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева

«Петя и волк» для детей старшего дошкольного возраста

НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Цель: воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами.

Задачи:

Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке „Знакомство с симфонической сказкой С, С, Прокофьева „Петя и волк“» размещена в разделах

Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, с темами героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк».

• Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

• Воспитание культуры слушания симфонической музыки.

Методы:

• словесный метод ( беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);

• метод контрастного сопоставления;

• метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»);

• метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.

Виды деятельности:

1. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.

2. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).

3. Работа обучающихся с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», мультимедийная презентация по сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»).

Ход

Дети входят в зал под музыку из симфонической сказки «Петя и волк»

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас в нашем музыкальном зале. Глядя на ваши добрые, веселые лица, мне захотелось сделать для вас что – то интересное, удивительное, волшебное. Я решила пригласить в гости сказку. Но не простую, а симфоническую, музыкальную.

Демонстрация презентации идет параллельно объяснению педагога, мотивируя и активизируя умственную деятельность дошкольников

С болота, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла,

Певучая, добрая сказка,

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя приведет,

Расскажут о Пете и Волке,

скрипки, кларнет и фагот.

Упрятаны в нотных страницах,

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

у сказки свои голоса :

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя эта сказка, бери,

Волшебные - двери страницы,

В нее поскорей отвори.

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?

Дети: Наверное, ее играет симфонический оркестр.

Педагог: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С. С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Педагог обращает внимание детей на плакат «Симфонический оркестр»

Педагог: Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много. Но сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т. е. тембром.

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай мелодию»

Музыкально – дидактическая игра «Угадай мелодию»

Описание игры: Дети по музыкальным фрагментам должны отгадать персонаж, которому принадлежит данная музыкальная тема, и дать характеристику данному отрывку, применив метод ассоциаций.

Педагог: Давайте остановимся на каждой теме поподробнее. Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник

Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает.

(Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).

Педагог: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы детей).

Педагог: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют.

(Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).

Педагог: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Покажите эти инструменты на плакате «Симфонический оркестр».

Педагог: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Послушайте тему Дедушки у С. С. Прокофьева, определите характер. (Слушание).

Дети: «Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно, как он ходит и ругает его.

Педагог: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Скажите мне, ребята, какой инструмент исполнил тему дедушки? (Ответы детей). Правильно. Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте, ребята, определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий?

Дети: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

(Педагог предлагает ребёнку указать на плакате на этот музыкальный инструмент.)

Звучит музыкальная тема птички. (Слушание).

Педагог: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?

Дети: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.

Педагог: Какое настроение у Птички?

Дети: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.

Педагог: К какой группе инструментов относится флейта?

Дети: Флейта – духовой инструмент.

Педагог предлагает ребёнку указать на плакате на этот музыкальный инструмент.

Педагог: Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.

(Под музыку изображают кошку).

Педагог: Почему вы решили, что это кошка?

Дети: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.

Педагог: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).

Дети: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Кларнет – деревянный духовой инструмент.

Педагог: Кого из героев сказки изображает следующая мелодия? (Слушание, анализ).

Дети: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идёт неуклюже, переваливается с лапки на лапку, крякает.

Педагог: Какой инструмент, исполняет тему Уточки? Какой тембр у гобоя?

К какой группе инструментов относится гобой?

Дети: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.

Звучит тема волка.

Педагог: Ребята, кого теперь нарисовала нам музыка? (Дети отвечают).

Что музыка рассказала нам о волке. Какой он?

Дети: Он опасный, страшный, злой, «воет», гонится за Уткой прыжками, набрасывается, рычит.

Педагог: А каким инструментам Сергей Сергеевич Прокофьев поручил изобразить волка?

Дети: Валторны.

Педагог: Совершенно верно. Это решение композитора немного удивило любителей музыки. Ведь валторна обладает прекрасным таинственным звучание, но как оказалось, если три валторны рявкнут какой – нибудь аккорд, то получается звучание, вполне напоминающее рычание волка.

(Педагог обращает внимание детей на карточки, которые рассыпались по полу.)

Ребята, композитор так правдоподобно нарисовал музыкальными звуками образ волка, что я даже немного испугалась и рассыпала картинки, которые хотела вам показать. Там изображены герои сказки и музыкальные инструменты, которые их исполнили. Прошу вас помочь мне и подобрать пару к каждому персонажу.

Музыкально – дидактическая игра «Подбери пару».

(Под финальное шествие из сказки «Петя и волк» дети подбирают музыкальный инструмент, который исполняет главную партию каждого персонажа.)

Педагог: Ребята, сегодня мы много говорим о героях сказки «Петя и волк». Мы слушали музыкальные портреты этих персонажей, смотрели карточки, на которых эти герои были изображены красками, а еще этих героев можно нарисовать пластически. Передать в двигательных этюдах характерные особенности каждого их персонажей. А поможет нам опять волшебство музыки.

Пластическая импровизация

Под каждую из музыкальных тем дети выполняют двигательные импровизации, стараясь передать в танце пластику, мимику и характерные черты, присущие тому или иному персонажу.

Педагог: Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?

Дети: Да.

Педагог: А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?

Дети: Нет!

Педагог: Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным. А мы, в свою очередь подарим нашим гостям прекрасную песню о музыке.

Дети исполняют песню «Дружат музыка и дети».

(Ю. Чичков, М. Пляцковский)

Все фотоматериалы воспитанников использованы с согласия родителей (законных представителей)

Публикации по теме:

«Звонкий молоточек». Программа краткосрочной образовательной практики по музыке для детей старшего дошкольного возраста«Звонкий молоточек». Программа краткосрочной образовательной практики по музыке для детей старшего дошкольного возраста Технологическая карта КОП ТН ___ название "Звонкий молоточек" Аннотация.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русским народным творчеством и традициями народа» Образовательная область.

Конспект НОД по коммуникации в средней группе. Знакомство с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк» «Лисичка-сестричка и серый волк» Цели: Познакомить с русской народной сказкой «Лисичка- сестричка и серый волк»., помочь оценить поступки.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка» Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи. Восприятие художественной литературы».

Лэпбук по музыке «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. ПрокофьеваЛэпбук по музыке «Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева Автор: Ставенко Лариса Сергеевна, музыкальный руководитель высшей категории МБДОУ "Детский сад № 119" города Кургана. Музыкально-дидактическое.

Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр "Развитие познавательного интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста на основе музыкально-дидактических игр в рамках арт-педагогических.

Музыкальное занятие «Сказка в музыке» для старшего дошкольного возраста ТМБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Рябинка» Музыкальное занятие по теме: «Сказка в музыке» для старшего дошкольного возраста.

Сценарий педагогического мероприятия с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с чувашской народной сказкой» Программное содержание: Знакомство детей с чувашской народной сказкой «Мышка Вострохвостик»; Совершенствование диалогической речи: умения.

Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста «Серая Шапочка и Красный Волк» Экологическая сказка «Серая Шапочка и Красный Волк» Жила-была девочка. И звали ее. Серая Шапочка. Шапочку, а вернее, шляпку связала ей бабушка.

Занятие в подготовительной школе группе с использованием лэпбука «Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк»Занятие в подготовительной школе группе с использованием лэпбука «Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» Цель: Воспитывать у детей интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами; развивать творческие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Опубликовано: 3 декабря 2018 в 15:58
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста по музыке «Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева «Петя и волк»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Соловьёва (УИ 1741889) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД