Марина Попова
Конспект занятия «Путешествие в замок Красной Феи. Знакомство со звуком [А] и буквой А»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук А.
Цели:
Коррекционно-образователъные:
— познакомить детей со звуком А и его характеристикой (с опорой на артикуляцию,понятием «гласный звук»;
— дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова);
— познакомить с буквой А (без установки на за-поминание буквы).
Коррекционно-развивающие:
— развивать у детей фонематические процессы;
— закреплять понятия «слово», «звук», «гласный звук»;
— развивать умение выделять ударный гласный звук в начале слов;
Коррекционно-воспитательная:
— воспитывать умение слушать друг друга.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в замок Красной Феи, Знакомство со звуком [А] и буквой А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
Оборудование: картинки со звуком А в начале слова: Айболит, аист, автомобиль, арбуз; картинка для звукоподражания (звук А, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, Звуковой замок, Чудо-дерево, игрушка-Язычок, плоские фигуры Ани и Никиты.
Ход занятия
Вводная часть
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто сможет назвать слово (любое).
2. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А-а-а.) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.
Но где же у нас живут звуки? Давайте спросим у Веселого Язычка.
Основная часть
Веселый Язычок приглашает нас в путешествие, отправимся с ним? Но сначала надо подготовиться.
3. Массаж лица. (Куликовская, комплекс №4, упр. 1,3)
Знакомство с основными массажными движениями. .
Сначала проводится поглаживание, а затем логопед знакомит детей с постукивающими движениями:
Осень в гости к нам пришла, от середины лба к верхней части ушей,
Краски яркие взяла. от носа к средней части ушей,
Стала желтою трава, от середины подбородка к нижней части ушей.
Разноцветною листва.
Осень в гости к нам пришла, от середины лба к верхней части ушей,
Дождь с собою принесла. от носа к средней части ушей,
Мелкий дождик моросит, от середины подбородка к нижней части ушей.
У деревьев грустный вид.
Заканчивается массаж поглаживающими движениями.
4. Развитие моторики, координация движений с речью. «Дождь»
Кто там топает по крыше? Беспорядочные удары по коленям пальцами обеих рук.
— Топ-топ-топ. Удары по полу ногами.
Чьи шаги всю ночь я слышу? Далее — такие же движения по тексту
— Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли —
— Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
— Топ-топ-топ.
Ж. Даитьянц.
5. Развитие артикуляционной моторики.
— «Улыбка» — «Трубочка».
— «Лопаточка». под счет до пяти.
— «Иголочка».
— «Лопаточка» — «Иголочка».
Ну вот мы и подошли к разноцветному замку (выставляется звуковой замок и Красная Фея). Посмотрите, кто это? Какой у неё наряд? Она хочет познакомить нас со своими звуками. Что такое звук? Её звуки живут в окошечках. Фея хочет познакомить вас с новым звуком, но сначала послушайте загадку:
Он на свете всех добрей, Он большой как мяч футбольный,
Лечит он больных зверей, Если спелый – все довольны,
И однажды бегемота Как приятен он на вкус –
Вытащил он из болота, Называется (Арбуз)
Он известен, знаменит, Это старый наш знакомый:
Это доктор (Айболит) Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Чтоб тебя я повез – мне не нужен овес, Длинношеий, безголосый.
Накорми меня бензином, на копытца дай резины, Он летает на охоту
И тогда, поднявши пыль, побежит (Автомобиль) За лягушками к болоту. (Аист)
- На какой звук начинаются его отгадки: Автомобиль, Арбуз, Аист, Айболит?
Сначала звук произносит логопед, затем дети хором, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей.
6. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика», теплая воздушная струя выходит свободно, не встречая пре-грады. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.
- Когда мы так говорим: «А»? (плач, восторг….- изобразить мимикой)
7. Связь звуков и буквы.
- Познакомьтесь, звук «А» обозначается этой буквой (Показывает букву детям.)
Возьми три палочки для А. Наклонились две сперва. Ну а третья, посмотри, Третья спряталась внутри.
Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.
Физкультминутка «Аист»
Ходит аист по болоту показ движений по тексту
И лягушек ищет он,
Влево, вправо повороты,
Раз наклон и два – наклон.
8. Развитие фонематического слуха.
• Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, Й, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.
9. Закрепление звука в словах.
- У Феи в гостях сегодня Аня и Никита. Аня не умеет говорить 1-й звук в слове, а Никита – последний. Поможем им?
Научите Аню: _рбуз _збука _птека _втобус _дрес _ист
Помогите Никите: шоколадк_ луковк_ лошадк_ веревк_ подушк_
Заключительная часть
10. Итог занятия.
Какой звук вы сегодня узнали? Какой фишкой его будем обозначать? Почему он гласный?
Красная Фея прощается с вами и дарит свои картинки на память (выбрать картинку-раскраску с «А» на Чудо-дереве.