татьяна романенко
Конспект НОД на тему «Знакомство с культурой и бытом казаков» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА» Г. КРАСНОСЛОБОДСКА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект
непосредственно-образовательной
деятельности на тему :
«Знакомство с культурой и бытом казаков»
для детей подготовительной группы
Воспитатель: Романенко Татьяна Владимировна
г. Краснослободск
Тема: «Знакомство с культурой и бытом казаков».
Темочки:
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей : 6-7 лет.
Форма НОД: беседа, игра.
Форма организации: групповая.
Цель: познакомить детей с культурой и бытом казаков.
Программное содержание
Образовательные задачи: формировать у детей представление о казаках, его жилище, его особенностях, убранстве. Познакомить детей с предметами быта казаков : прялка, чугунок, коромысло, самовар. Закрепить и обобщить знания детей о древних ремёслах.
Развивающие задачи: развивать интерес к истории и культуре Волго-Донского края, к жизни, быту, традициям и культуре казаков.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к традиционной культуре своего края, к казачьему фольклору, интерес к народным промыслам.
Словарная работа.
Новые слова: кочевники, гончар, станица, ухват, рушник.
Активизация словаря: колыбель, курень, самовар, колодец, коромысло, чугунок.
Материалы и оборудование:
экспонаты мини-музея (самовар, коромысло, утюг, чугунок, ухват, прялка, скалка, лампа) предметы одежды казаков, ТСО, презентация фотографий казаков, казачьей семьи, одежды, природы Волго-Донского края, аудиозапись казачьих песен
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций жилища казаков.
2. Рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня».
3. Заучивание пословиц.
4. Рассматривание одежды казака (казачки).
5. Рассматривание предметов быта казаков.
6. Разучивание с детьми стихотворения про Родину.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло! Поздоровайтесь с ними!
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? (Россия.)
А что мы называем Родиной? (Наша страна.)
В России много городов и сёл. А как называется город, в котором мы живём? (Краснослободск.) Город Краснослободск и является нашей Родиной. Послушайте стихотворение:
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете –
Есть Родина своя.
И там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
Дети проходят и садятся.
(Слайды о Родине, природе, полях, речных и лесных богатствах.)
Воспитатель: Славится земля наша красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она ещё и тем, что с незапамятных времён живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? (Дети рассказывают, что видели казаков на праздниках и концертах, слышали их песни, узнают по форме.)
Воспитатель: Жизненный уклад казака сильно отличается от русского. Это связано с историей казачества. Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат способствовали быстрому заселению донского края.
(Слайды стада с пастухами)
Тогда на нашей земле жили народы, которые пасли огромные стада лошадей, быков, овец и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, захватывая их города. Поэтому казакам приходилось всю жизнь проводить в военных походах: отвоевывать территории у кочевников. (Кочевники – это народы, переезжающие с места на место, т. е. кочуют.) А позже-защищать свою землю от врагов.
В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (В первую очередь он был воином. Добывал пищу для семьи и работал в поле. (фото казака).
За верную службу казакам воинам выделяли землю. Земля казакам очень понравилась. Она была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы, в лесах было много зверей, в реках водилось много рыбы. И стали строить казаки станицы. В центре станицы располагалась площадь, церковь, школа. Они строили жилища, напоминающие огромные корзины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша и назывались они курени. Курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет подворья и слайды станицы казаков). Жилища казаков были своеобразны. Казачий курень – это не просто здание, это – совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жёны, женатые сыновья и дочери.
Чтобы курени были еще красивей, казаки вокруг сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.
Воспитатель: А теперь, давайте пройдём в наш мини-музей и посмотрим внутреннее убранство нашего куреня. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, самовар, чугунки, прялка, портреты известных казаков, и сами хозяева - Маруся и Григорий.) Казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Семья в казачьей среде всегда считалась высшей ценностью, святыней, основой казачьего общества. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.
Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родину.
Как называется город, в котором мы живём?
А кто основал наш город?
И как он назывался раньше?
(Ответы детей.)
Воспитатель: И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на нашей земле казаки.
Мы попадаем в курень наших дальних-дальних предков, где живёт старинная донская казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).
А вот сундук из нашего куреня!
Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).
Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).
Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки казаков.
Дети говорят пословицы:
Казак родился – Отчизне пригодился.
Терпи, казак, – атаманом будешь.
Казачье братство – милее богатства.
Казак в беде не плачет.
Казаку честь – Родину беречь.
Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!
Воспитатель: Дети, что это? (кувшин). Определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, человека, сделавшего этот кувшин.
Рассказ ребё нка: «Этот кувшин сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».
Воспитатель: Бабушки очень дорожат этим кувшином, они хранят его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин называли глэчик.
Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?
Дети:(нагайка, атаман, башлык, бирюк, грубка, абы, кочет, кильдим, цыц, враз, балабон, аркан, др.)
Воспитатель: А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)
Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)
- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа и детей. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).
- В чугунке, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.
Молодцы! А теперь послушайте, в народе говорят: по одёжке встречают, а по уму провожают. Как вы думаете, ребята, что это значит? (Ответы детей.)
Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму : по одежде много можно узнать о казаке.
Воспитатель достает из сундука костюм казака и казачки
Ребенок: Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми.
С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры.
(Звучит казачья песня «Пчёлочка златая»)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в казачью игру «Плетень»?
(Проводится игра «Плетень». Игроки становятся в линию, взявшись за руки, водят хоровод «змейкой». Ведущий, начиная с «хвоста», поднимает «воротца», через которые проходит направляющий хоровод по спирали, закручивая «плетень». Расплетается «плетень» в обратном направлении. Играющие проговаривают слова:
Заплятись, плетень,
Завернись, труба,
Я сама млада,
С гор гусей гнала.
Тяга, гусюшки,
Тяга, серые, серопегия.
Я сама млада,
Сама с сереньким
Разговор вела.
Тяга, гусюшки,
Тяга, серые, серопегия.
Воспитатель: Среди казачек казаков было много мастериц. Днем они были заняты, работали по хозяйству, а вечером было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достать из сундука, дать детям для рассмотрения).
Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.
Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.
- Посмотрите какой! (достаю утюг).
Из чего он сделан?
Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.
А теперь давайте отгадаем интересные и познавательные загадки, а заодно и проверим, как вы всё запомнили!
Как называлось казачье поселение? (Станица.)
Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)
Воду приносили из чего? (из колодца.)
В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугунок)
С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)
- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.
Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков. А что вам больше всего понравилось на занятии, что нового вы узнали?
(Ответы детей)
Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.
А когда вы отправитесь в гости к своим бабушкам и дедушкам. У них дома вы можете найти какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: многие из нас потомки тех самых сильных и талантливых казаков, создавших своим упорным славную землю.
А в будущем мы с вами и дальше продолжим своё знакомство с культурой и бытом казаков, тем самым внесём свой вклад в процесс возрождения казачества.
Спасибо, до следующей встречи!