Приложение МААМ

Конспект НОД на тему «Знакомство с культурой и бытом казаков» для детей подготовительной группы (4 фото)

татьяна романенко
Конспект НОД на тему «Знакомство с культурой и бытом казаков» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЗВЁЗДОЧКА» Г. КРАСНОСЛОБОДСКА СРЕДНЕАХТУБИНСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект

непосредственно-образовательной

деятельности на тему :

«Знакомство с культурой и бытом казаков»

для детей подготовительной группы

Воспитатель: Романенко Татьяна Владимировна

г. Краснослободск

Тема: «Знакомство с культурой и бытом казаков».

Темочки:

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возраст детей : 6-7 лет.

Форма НОД: беседа, игра.

Форма организации: групповая.

Цель: познакомить детей с культурой и бытом казаков.

Программное содержание

Образовательные задачи: формировать у детей представление о казаках, его жилище, его особенностях, убранстве. Познакомить детей с предметами быта казаков : прялка, чугунок, коромысло, самовар. Закрепить и обобщить знания детей о древних ремёслах.

Развивающие задачи: развивать интерес к истории и культуре Волго-Донского края, к жизни, быту, традициям и культуре казаков.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь и уважение к традиционной культуре своего края, к казачьему фольклору, интерес к народным промыслам.

Словарная работа.

Новые слова: кочевники, гончар, станица, ухват, рушник.

Активизация словаря: колыбель, курень, самовар, колодец, коромысло, чугунок.

Материалы и оборудование:

экспонаты мини-музея (самовар, коромысло, утюг, чугунок, ухват, прялка, скалка, лампа) предметы одежды казаков, ТСО, презентация фотографий казаков, казачьей семьи, одежды, природы Волго-Донского края, аудиозапись казачьих песен

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций жилища казаков.

2. Рассматривание иллюстраций «Устройство казачьего куреня».

3. Заучивание пословиц.

4. Рассматривание одежды казака (казачки).

5. Рассматривание предметов быта казаков.

6. Разучивание с детьми стихотворения про Родину.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло! Поздоровайтесь с ними!

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живём? (Россия.)

А что мы называем Родиной? (Наша страна.)

В России много городов и сёл. А как называется город, в котором мы живём? (Краснослободск.) Город Краснослободск и является нашей Родиной. Послушайте стихотворение:

У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете –

Есть Родина своя.

И там, где мы родились,

Где радостно живём,

Края свои родные

Мы Родиной зовём.

Дети проходят и садятся.

(Слайды о Родине, природе, полях, речных и лесных богатствах.)

Воспитатель: Славится земля наша красивой природой, плодородными полями, речными и лесными богатствами. Знаменита она ещё и тем, что с незапамятных времён живут здесь казаки. Ребята, а что вы знаете о казаках? (Дети рассказывают, что видели казаков на праздниках и концертах, слышали их песни, узнают по форме.)

Воспитатель: Жизненный уклад казака сильно отличается от русского. Это связано с историей казачества. Первые поселения казаков появились на берегу Дона еще в древности. Необозримые просторы богатых и плодородных донских степей, мягкий климат способствовали быстрому заселению донского края.

(Слайды стада с пастухами)

Тогда на нашей земле жили народы, которые пасли огромные стада лошадей, быков, овец и перебирались с места на место, захватывая земли других народов, захватывая их города. Поэтому казакам приходилось всю жизнь проводить в военных походах: отвоевывать территории у кочевников. (Кочевники – это народы, переезжающие с места на место, т. е. кочуют.) А позже-защищать свою землю от врагов.

В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (В первую очередь он был воином. Добывал пищу для семьи и работал в поле. (фото казака).

За верную службу казакам воинам выделяли землю. Земля казакам очень понравилась. Она была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями царили белоголовые орлы, в лесах было много зверей, в реках водилось много рыбы. И стали строить казаки станицы. В центре станицы располагалась площадь, церковь, школа. Они строили жилища, напоминающие огромные корзины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша и назывались они курени. Курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома. (Рассмотреть макет подворья и слайды станицы казаков). Жилища казаков были своеобразны. Казачий курень – это не просто здание, это – совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жёны, женатые сыновья и дочери.

Чтобы курени были еще красивей, казаки вокруг сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: А теперь, давайте пройдём в наш мини-музей и посмотрим внутреннее убранство нашего куреня. (Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, самовар, чугунки, прялка, портреты известных казаков, и сами хозяева - Маруся и Григорий.) Казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Семья в казачьей среде всегда считалась высшей ценностью, святыней, основой казачьего общества. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи.

Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родину.

Как называется город, в котором мы живём?

А кто основал наш город?

И как он назывался раньше?

(Ответы детей.)

Воспитатель: И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на нашей земле казаки.

Мы попадаем в курень наших дальних-дальних предков, где живёт старинная донская казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья).

А вот сундук из нашего куреня!

Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (ответы детей).

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, но он не открывается).

Воспитатель: А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки казаков.

Дети говорят пословицы:

Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – Родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин). Определите, из чего сделан кувшин? (дать потрогать). Правильно, он сделан из глины. А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, человека, сделавшего этот кувшин.

Рассказ ребё нка: «Этот кувшин сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду».

Воспитатель: Бабушки очень дорожат этим кувшином, они хранят его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин называли глэчик.

Дети, какие казачьи слова вы еще знаете?

Дети:(нагайка, атаман, башлык, бирюк, грубка, абы, кочет, кильдим, цыц, враз, балабон, аркан, др.)

Воспитатель: А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа и детей. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).

- В чугунке, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

Молодцы! А теперь послушайте, в народе говорят: по одёжке встречают, а по уму провожают. Как вы думаете, ребята, что это значит? (Ответы детей.)

Эта поговорка очень точно характеризует отношение казаков к своему костюму : по одежде много можно узнать о казаке.

Воспитатель достает из сундука костюм казака и казачки

Ребенок: Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Казачки надевали рубашку, платок, юбку, бусы и были очень красивыми.

С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры.

(Звучит казачья песня «Пчёлочка златая»)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите поиграть в казачью игру «Плетень»?

(Проводится игра «Плетень». Игроки становятся в линию, взявшись за руки, водят хоровод «змейкой». Ведущий, начиная с «хвоста», поднимает «воротца», через которые проходит направляющий хоровод по спирали, закручивая «плетень». Расплетается «плетень» в обратном направлении. Играющие проговаривают слова:

Заплятись, плетень,

Завернись, труба,

Я сама млада,

С гор гусей гнала.

Тяга, гусюшки,

Тяга, серые, серопегия.

Я сама млада,

Сама с сереньким

Разговор вела.

Тяга, гусюшки,

Тяга, серые, серопегия.

Воспитатель: Среди казачек казаков было много мастериц. Днем они были заняты, работали по хозяйству, а вечером было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достать из сундука, дать детям для рассмотрения).

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достаю скалку). Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой! (достаю утюг).

Из чего он сделан?

Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

А теперь давайте отгадаем интересные и познавательные загадки, а заодно и проверим, как вы всё запомнили!

Как называлось казачье поселение? (Станица.)

Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)

Воду приносили из чего? (из колодца.)

В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугунок)

С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)

- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить как память о предметах быта наших предков. А что вам больше всего понравилось на занятии, что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается.

А когда вы отправитесь в гости к своим бабушкам и дедушкам. У них дома вы можете найти какой-нибудь предмет старины, и не важно, что это – вышитое полотенце или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга. Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это ваше прошлое, пуская любая мелочь, будет драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища. И будем помнить: многие из нас потомки тех самых сильных и талантливых казаков, создавших своим упорным славную землю.

А в будущем мы с вами и дальше продолжим своё знакомство с культурой и бытом казаков, тем самым внесём свой вклад в процесс возрождения казачества.

Спасибо, до следующей встречи!

Конспект НОД на тему «Знакомство с культурой и бытом казаков» для детей подготовительной группы
Фото «Знакомство с культурой и бытом казаков»
Конспект НОД на тему  для детей подготовительной группы - фото
Фото №1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ЗВЁЗДОЧКА Г
Публикации по теме:

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Доклад для детей подготовительной к школе группы «Переселение казаков на Кубань» Тема: «Переселение казаков на Кубань». Презентация. Обычаи казаков в стихах собственного сочинения. Куратор: воспитатель МБДОУ МО №58 Фот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД на тему «Знакомство с культурой и бытом казаков» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 1 декабря 2024 в 21:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД на тему «Знакомство с культурой и бытом казаков» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем татьяна романенко (УИ 419981) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД