Анжелика Дударева
Конспект НОД «Друг познается в беде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию
на тему: «Друг познается в беде»
Цели: обобщать и систематизировать представления детей о звуках.
Задачи:
- закреплять у детей умение различать звуки, умение делать звуковой анализ слова,
- упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов к существительным,
- упражнять детей в составлении слов из предложенных букв,
- закреплять умение составлять предложения с предложенным словом и делать схему предложения;
Темочки:
- продолжать закреплять умение разгадывать ребусы,
- совершенствовать технику осознанного чтения слов и предложений,
- обогащать словарный запас детей,
- воспитывать чувство товарищества.
Материалы и оборудование: телевизор, магнитная доска, картинки из сказки «Волшебник Изумрудного города», карточки с буквами, фишки для звукового анализа слова, 2 ребуса со словами замок и замок, две картинки с изображением замка и замка, карточки для составления схемы предложения, черные маркеры, карточки с буквами для составления слов, медальки, мяч.
Ход:
1. Организационный момент
Воспитатель приглашает детей встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и подарить хорошее настроение.
2. Игровая мотивация
Звучит отрывок песни из сказки «Волшебник Изумрудного города»
В: - Ребята, вы узнали из какой сказки эта песня? (ответы детей)
- Правильно. А давайте присядем на стульчики и вспомним главных героев этой сказки
Д: - Девочка Элли, Тотошка, Страшила, Железный дровосек, Лев
В: - Ребята, я узнала, что Элли с Тотошкой так и не смогли вернуться в свой родной город. Оказывается у злой волшебницы Бастинды есть помощница. Она помогала Бастинде делать плохие дела и творить зло. Когда Элли и Тотошка возвращались домой, она схватила их и заточила в своем замке, на дверях которого висит большой и крепкий замок. Что же делать? Кто поможет Элли и Тотошке? (Мы и Эллины друзья)
Ключ от этого замка непростой – это волшебные слова. Если мы и Эллины друзья пройдем все испытания, будем выполнять правильно все задания, то сможем открывать буквы в зашифрованных словах и прочитаем фразу.
В: - Ребята, давайте вспомним, какие мечты Страшилы, Дровосека и Льва исполнились?
Д: - Страшила стал умным, Дровосек получил сердце и стал добрым, а Лев стал сильным.
В: -Ребята, как вы думаете, ум, смелость и доброта смогут помочь нам победить зло? (ответы детей) Тогда поспешим на помощь!
3. Основная часть
А) Беседа «Звуки»
В: - Ребята, Страшиле досталось очень сложное задание. Ему нужно сделать звуковую схему и рассказать про звуки. Но он совсем забыл какие звуки бывают, чем они различаются. Давайте мы ему напомним. На какие 2 группы можно разделить все звуки?
Д: - На гласные и согласные.
В: - Чем различаются гласные и согласные звуки?
Д: - Гласные звуки можно тянуть, петь, при их произнесении воздух свободно проходит через рот. А при произнесении согласных звуков воздух во рту встречает препятствия. Ему мешают губы, зубы и язык.
В: - Какими еще бывают согласные звуки?
Д: - Звонкие и глухие, твердые и мягкие.
Б) Упражнение «Звуковой анализ»
В: - Молодцы. Слово для звукового анализа нужно отгадать. Послушайте загадку
«Буквы, значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется.»
Ответ: Алфавит
- Разделим слово на слоги (ал-фа-вит) На какой слог падает ударение?
(Дети у доски делают звуковой анализ)
- Ребята, а кто знает, сколько букв в русском алфавите? (33)
Один ребенок открывает 3 буквы в зашифрованной фразе
В) Игра «Придумай слова»
В: - Злая волшебница дала Льву карточки, на которых написаны буквы. Ему нужно составить из этих букв как можно больше слов. Составляйте слова и записывайте их на карточках.
1 карточка: С,О,Н,Л сон, нос, слон
2 карточка: Р,Т,О,Т,С рот, торт, сорт, рост, тост
3 карточка: К,О,Р,Т рот, крот, корт
4 карточка: М,П,И,Р мир, рим, пир
5 карточка: А,П,Ш,Е,Р репа, шар, пар
В: - Ребята, и с этим заданием вы отлично справились. Открываем еще 3 буквы ключа.
Г) Игра «Подбери слова»
В: - А сейчас я приглашая вас в круг. Мы немного поиграем. Нам нужно вспомнить слова – признаки и слова-действия. С этой игрой мы с вами знакомы. Я буду бросать вам мяч и называть слова. Вы будете возвращать мяч и подбирать к моим словам слова – признаки. (Игра проводится 1 круг)
- А теперь будем передавать мяч по цепочке. Первый называет слово, передает мяч соседу справа, сосед берет мяч и называет слово-действие, передает мяч соседу справа. Далее все повторяется. (Играют 1 круг)
В: - Ребята, вы подобрали много разных слов, и теперь мы можем открыть еще 3 буквы.
Д) Ребусы
В: - Дровосеку досталось задание еще сложнее. Ему нужно успеть разгадать два слова, которые зашифрованы в ребусе. Чтобы быстрее справиться с этим заданием, нам лучше разбиться на 2 группы (Дети разбиваются по желанию)
Каждая команда получает по ребусу и время засекается.
(Слова: замок и замок) ударение на первый и второй слог.
- Какие слова у вас получились? (открывают еще 3 буквы)
Это одинаковые слова? Что такое замок? А что такое замок?
- Чтобы легче было понять, о чем идет речь, составьте с этими словами предложения.
- Ребята, а давайте покажем Железному Дровосеку, как мы умеем определять, какая схема подходит к предложению. У каждой группы есть карточки, на которых написано предложение и даны схемы. Нужно прочитать предложение и найти его схему.
1 команда
Лев стал очень смелым.
Элли очутилась в волшебной стране.
Друзья устали и решили отдохнуть.
2 команда
Элли играет со своей собакой.
Серебряные башмаки помогли Элли.
Тотошка с лаем гонялся за воронами.
После выполнения задания открывают еще 3 буквы.
- Все задания выполнены, но не все буквы открыты. Попробуем догадаться, какие буквы спрятаны. Прочитайте фразу: «Друг познается в беде» Это и есть ключ от замка. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей). Правильно, это пословица, смысл которой в том, что настоящий друг – это тот, кто приходит на помощь в несчастье или помогает решить проблему.
- Нужно дружно хором произнести эту пословицу, и тогда замок откроется, а злая волшебница исчезнет.
(Дети с воспитателем произносят фразу. На экране появляется картинка с открытыми воротами и Элли с Тотошкой.)
4. Итог
- Ребята, все это время за вами наблюдал мудрый волшебник Гудвин. Он увидел, что вы умные, смелые, добрые и очень дружные дети. За ваши старания волшебник Изумрудного города награждает вас вот такими медальками.