Наталия Соколова
Конспект непосредственной образовательной деятельности «Море бывает в беде» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Тема: «Море бывает в беде» (подготовительная группа)[/b]
Программное содержание:
Обучающие задачи:
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности „Море бывает в беде“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Море, океан. Конспекты занятий
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Дать детям представление о море, его разных состояниях, его обитателях, его значимости для жизни людей.
2. Познакомить с тем, что человек своей деятельностью загрязняет море : от нефти, мусора портится вода, гибнут морские животные.
Развивающие задачи
1. Развивать грамматически правильную речь, мышление, умение самостоятельно делать простейшие выводы.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать у детей, бережное и заботливое отношение к природе, умение чувствовать и замечать красоту, правильно вести себя в окружающей живой среде.
Словарь: глобус, стихия, нефть.
Предшествующая работа: рассматривание картин И. К. Айвазовского «Среди волн», «Черное море», «Восход луны», «Берег моря» и др. Чтение произведений из книги Молодовой «Экологические сказки», «Лесная газета» - Бианки. Наблюдение за птичьими гнездами, за цветами и насекомыми на клумбах, за поведением птиц. Простейшие опыты с дождевыми червями, рыбами в аквариуме, цветами в зимнем саду.
Материалы к занятию:
Картина Айвазовского «Среди волн»; рисованная картина «Грязное море»; картина Айвазовского «Девятый вал», глобус, морские раковины, рисунки морских обитателей: медузы, морского конька, рыбы - меч, морского черта, камбалы, ската, осьминога, кита, дельфина, чайки, кальмара, перловицы, кораллового дерева.
Ход занятия:
I часть (5 минут)
- Дети, сегодня мы поговорим с вами о море.
- Кто из вас уже видел море?
- Расскажите нам, каким вы его запомнили.
- Вы были на море, которое называется «Черное море». Бывают ещё и другие «цветные» моря.
(Воспитатель подводит детей к глобусу.)
- А вы знаете почему море называется «Красным»?
- Это самое соленое море. В нем растут красные водоросли, их много, поэтому вода кажется красной.
(Воспитатель показывает «Желтое» и «Белое» моря)
- Окраска вод Желтого моря связана с тем, что реки несут в море много светло-жёлтой глины и поэтому вода в нем кажется желтой. У морей очень много своих тайн, неизвестных людям.
- Посмотрите на глобус. Вода на нашей планете занимает большее место, чем суша. Все, что закрашено на глобусе синим цветом, это все вода. Вода это не только море, есть ещё и океаны, реки, озера. Море — это громадное водное пространство, которое нас окружает на многие километры.
- А кто из вас пил морскую воду?
- Какая она на вкус?
- Но несмотря на это, морская вода очень полезная. В ней растворены лечебные соли, йод, серебро и другие полезные вещества. Морская вода лечит многие болезни. Поэтому люди всегда едут отдыхать к морю.
II часть (10 минут)
- Дети, посмотрите на эти картины.
- У какого моря вы хотите отдыхать? (тихое, штормовое, грязное)
- Почему? (разбор)
Во время шторма море становится страшным. В нем нельзя купаться. Вода в
море становится темной, почти черной. В таком море могут утонуть не только
люди, но и корабли. Огромные волны чудовищной силы могут затягивать в пучину волн все, что находится на берегу, близ воды.
- Но море меняется. Оно может быть тихим, ласковым. Тогда все люди хотят отдыхать на его берегу и купаться.
- Дети, как нужно вести себя на море, у реки? (не бросать мусор, отходы и пр. грязь)
- Да, действительно, люди сильно загрязняют море. Заводы и фабрики сбрасывают в море грязные воды. Кроме этого, на море ещё часто случаются аварии - в море выливается нефть. Послушайте историю, которая произошла однажды в море. (Рассказ воспитателя - «Нефть в море». По ходу рассказа, воспитатель показывает картинки с морскими обитателями.)
- Дети, вам жалко этих животных?
- Вы знаете теперь отчего это происходит?
III часть (10 минут)
- Дети, у морей много тайн, чтобы все узнать, нам нужно поплыть в чистое море. Люди с давних времен стали опускаться на большую глубину, используя для этого специальную одежду.
- Как называется профессия этих людей? (Водолаз, подводники)
- Что используют водолазы для ныряния?
- Хотите отправиться на морское дно? (Воспитатель одевает одному ребенку маску и все дети отправляются в плавание.)
Когда на море ты бывал,
То каждый раз ты лишь играл
С песком, С корабликом бумажным,
Что по воде плывет отважно
Качаясь на морской волне,
Не знаешь ты, что там на дне.
- Ребята! Посмотрите, куда мы приплыли?
- Что это за необычное подводное царство? Коралловые рифы!
Кораллы — ветки совсем не простые,
Сокровища строят они морские.
- Расскажите, что вы знаете о кораллах.
- С какой профессией можно сравнить работу этих необычных животных? (С работой строителей, они строят двери и замки.)
- Сколько рыбок необыкновенных форм и цветов плавают среди этих восхитительных известковых замков!
- Посмотрите! К нам приближается что-то прозрачное и похожее на гриб. Вы узнали, дети, кто это? (Медуза)
- Что вы знаете про медузу? (У нее есть щупальца, которыми она обжигает свою жертву.) Самая крупная медуза достигает 2,5 м в диаметре.
- А вот в густых зарослях спрятался чудесный морской конек. Расскажите о нем. (Похож на шахматную фигуру коня. Голова лошадиная на длинной шее. Плавает в вертикальном положении, имеет зеленовато-коричневый цвет, который делает его незаметным среди водорослей.)
- Кто это промчался мимо меня с длинным острым носом. Это, наверное, одна из самых больших и быстроходных рыб. Вы такую знаете? Кто она? (Это рыба-меч! Верхняя челюсть рыбы заостренная, словно длинный острый меч. Эта рыба плавает очень быстро, рассекая воду острым мечом. Эта рыба хищная, свой нос она использует как оружие.)
В темноте морского дна,
Где вода столь холодна,
Страх наводит редкий луч.
Рыбы хищные в воде
Вновь охотятся на дне.
Страшный вид, огромный клык,
Цоп — и нет малюток рыб.
- Что это за рыба? (Морской черт)
- Ее так называют за страшный безобразный вид. На голове удочка с приманкой, которая светится в темноте.
- Дети, а кто же спрятался на самом дне море, закопался в песок? (Камбала, скат)
- Чем интересны эти рыбы? (Они плоские, т. к. живут в плотных слоях воды на большой глубине. В теле ската вырабатывается электрический ток, который убивает рядом плавающих рыб.) Этим рыбам достаточно лежать на дне и поджидать добычу, быстро плавать им не обязательно.
- Ребята, осторожно! К нам приближается настоящее морское чудовище! Вы его узнали? (Осьминог).
- У осьминога 8-10 щупальцев-рук, которыми он хватает добычу. Все они снабжены когтями и присосками. Вводит в тело рыб яд и поедает. В случае опасности осьминог стреляет чернильной жидкостью. У осьминога есть фон&ри — особые светящиеся участки кожи, которые помогают двигаться ночью и на большой глубине, где совсем темно.
На морском дне и не совсем темно. Время от времени во мраке мелькают «фонарики» :
- Ну а теперь поплывем наверх, к земле. Посмотрите, кто нас сопровождает? (Кит, дельфин)
- Что вы можете про них рассказать?
Кит самое большое животное на земле. Дельфин — тоже млекопитающее. И кит и дельфин - существа добрые и безобидные. Не оставляют в беде своих сородичей и даже человека. Киты — ценные промысловые животные. Шкура, печень, жир, усы — очень нужное и ценное сырье для промышленности. Киты занесены в Красную книгу, их нельзя убивать.
- Люди не только убивают морских животных и сбрасывают в море грязные воды, а еще бросают и всякий мусор: банки, бутылки, пакеты - все что им не нужно. От этого обитатели морских глубин чувствуют себя очень плохо и даже гибнут.
- Послушайте, какой рассказ я вам прочитаю. (Воспитатель читает рассказ «Отчего гибнут киты.» стр. 159, Николаева «Экологическое воспитание в детском саду»)
- Дети, что же надо делать, чтобы наша Земля становилась не грязнее, а чище?
Плачет, бушует синее море,
Дельфины в нем плавать хотят на просторе.
О море подумай, его не губи,
От вредных отходов его огради!
IV часть (5 минут)
Аппликация в технике коллаж.
Дети подходят к столам, где расположен материал для аппликации. «Мусор» - банки, пакет, бумага, бутылки и пр. Воспитатель предлагает собрать весь «мусор» с нашего моря в сеть, которую тащит специальный траулер. Дети выполняют коллективную работу.